Статья:

Изучение психологических особенностей мужчин и женщин и их проявления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Лаганина Д.Н., Расходчикова Е.С., Михалец И.В. Изучение психологических особенностей мужчин и женщин и их проявления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/72059 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение психологических особенностей мужчин и женщин и их проявления

Лаганина Дарья Николаевна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Расходчикова Екатерина Сергеевна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Михалец Ирина Викторовна
канд. психол. наук, доцент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

 

THE STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MEN AND WOMEN AND THEIR MANIFESTATIONS

 

Ekaterina Raskhodchikova

Student, Penza State University, Russia, Penza

Daria Laganina

Student, Penza State University, Russia, Penza

Irina Mikhalets

PhD in Psychology, Associate Professor Penza State University, Russia, Penza

 

Аннотация. В статье приведены результаты исследования психологических особенностей мужчин и женщин. Выборка исследования включала в себя 10 мужчин и 10 женщин в возрасте 18-25 лет.  Исследование проводилось путем случайного опроса в социальных сетях.

Abstract. In the article the results of research of men’s and women’s psycological characteristics are demonstrated. The sample of the research includes 10 men and 10 women of 18-25 ages. The research has been carried out using the quiz in social networks.

 

Ключевые слова: Гендер, гендерные стереотипы,  установки, роли, эмоции.

Keywords: Gender,  gender stereotypes, attitudes, roles, emotions.

 

В социальной структуре любого общества присутствуют две больших категории людей – мужчины и женщины, а также ценностные, упрощенные представления, то есть стереотипы о том, какими должны быть мужчина и женщина, какие социальные статусы занимать и какие социальные роли играть. В настоящее время гендерные стереотипы как часть социальных стереотипных представлений находятся в центре внимания ученых самых разных специальностей, поскольку функции, которые они выполняют, имеют огромное значение для процесса гендерной социализации молодого поколения и профессиональной самореализации взрослых.Когда мы говорим о гендерных различиях, то в большинстве случаев имеем ввиду физиологические различия между мужчинами  и женщинами. Но наряду с этим существуют и иные точки зрения, которые указывают на психологические и поведенческие различия.

Термин «гендер» является социальной категорией и включает в свою структуру определенные стереотипы поведения. Гендерные стереотипы являются моделями поведения разных полови черт характера женщин и мужчин. Модели поведения мужчин и женщин имеют различия, которые проявляются во всех областях жизнедеятельности. Их можно рассматривать, в качестве социальной истины при разрешении сложных вопросов, проблемных моментов. Гендерные стереотипы являются одним из видов стереотипов. Гендерные стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые, как правило, на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей ее конкретных представителей.

Тема гендерных стереотипов изучается в работах, посвященных непосредственно проблемам маскулинности-фемининности. В отечественной психологии проблему социальных стереотипов исследовали И. С. Кон, В. С. Агеев, Т. А. Репина, П. Н. Шихирев. В последние годы заметно возросло количество отечественных исследований, посвящённых изучению гендерных стереотипов. Можно выделить следующие направления этих исследований, как создание и закрепление стереотипов в обществе (С. Г. Айвазова, А. Воронина, И. В. Грошев, Т. В. Говорун, А. М. Здравомыслова, А. В. Кирилина, С. А. Хоткина,) и гендерная социализация детей и подростков (И. С. Клецина, Л. В. Попова, Н. Л. Пушкарева, А.Н. Кикинеджи, И. С. Кон, Н. А. Коноплева В. Е. Каган). Изучение гендерных стереотипов американскими учеными можно охарактеризовать как движение от теории функционирования полоролевого стереотипа в общественном сознании (E. Maccoby, C. Jacklin, H. Holter) к исследованиям стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин (E. Fennema, J. Swim, D.G. Myers, A. Eagly) и их компетентности в различных сферах деятельности (R.L. Hagen, A. Kahn, K. Deaux, S. FeldmanSummers, S. Kiesler).

Е. П. Ильин предлагает отличать гендерные стереотипы от половых стереотипов, т. е. различий, идущих от природы и связанных а) с антропометрическими характеристиками (женщины, по сравнению с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз и т. д.) б) со  стереотипными психофизиологическими характеристиками (мужская агрессивность, склонность к доминированию, уверенность в себе, независимость, смелость, грубость и женская зависимость, боязливость, мечтательность, эмпатичность, тревожность и эмоциональность и т. д.) [3].

Гендерные стереотипы, в отличие от половых стереотипов, связаны с ролями, навязываемыми индивидам обществом разного пола в различных сферах жизнедеятельности. Гендерные стереотипы касаются распределения ролей в семье. Женщинам предписывается частная сфера (роль матери и домохозяйки). Мужчинам – публичная (обеспечение семьи, участие в социальной жизни, профессиональная успешность). В профессиональной деятельности женщины преимущественно ассоциируются с деятельностью в сфере услуг, здравоохранения, образования, торговли и т.д, а мужчины с инструментальной областью деятельности, работой с техникой, творческой и руководящей деятельностью, физическим трудом [5].

Гендерная роль – это разделение деятельности, прав и обязанностей личностей в зависимости от половой принадлежности. В обществе складывается стереотип фиксации конкретной ролевой функции за личностью женского или мужского пола. То побуждает развитие гендерных конфликтов. Все люди, в той или иной степени, придерживаются традиций и подчиняются традиционным гендерным ролевым функциям.

Психологические характеристики личности мужского и женского пола отличаются по своей природе. Это и является предпосылкой формирования определенной модели социального поведения и проявления интересов в конкретной сфере.  Стереотипы являются определенными схемами поведения разных полов. Они отражают статусную принадлежность мужчин и женщин, устанавливая доминирование мужчин и дискриминацию по отношению к женщинам. Стереотипы социума часто оказывают серьезное воздействие на личностное развитие. Они давят на сознание и приводят к нарушению многих психологических функций [6].

Чтобы проверить данные утверждения, нами было проведено исследование, в котором участвовали 10 мужчин и 10 женщин возрастом от 18 до 25 лет. Нами были использованы методики: Пословицы (Н.А.Пересветова), Четырехмодальностный эмоциональный опросник Л.А. Рабиновича (модифицированный вариант Е.П. Ильина).

Цель методики Пересветовой Н.А – диагностика распределения ролей в семье на  основе интерпретации пословиц. Всего методика содержит 14 пословиц, испытуемые должны либо согласиться, либо их опровергнуть [1].

Результаты по методике «Пословицы» представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Распределение ролей в семье

 

Как видно на рисунке 2, 30% девушек и 50% юношей считают идеальным традиционное распределение ролей в семье – женщина «хранительница очага», мужчина «добытчик».

У 20% девушек и 30% юношей нет конкретных представлений о распределении ролей в семье.

50% девушек и 20% юношей считают, что семья должна быть элигатарной, то есть, без четкого распределения ролей по гендерному признаку.

Таким образом, у большинства испытуемых все-таки присутствуют стереотипные представления о распределении ролей в семье, юноши в большей мере подвержены стереотипам, чем девушки.

Для подтверждения гипотезы был использован критерий значимости Манна-Уитни (табл. 1)

Таблица 1.

Критерий значимости Манна-Уитни

Шкалы

Юноши

Девушки

Uэмп

Р

Оценка общей привлекательности

66,9

64,7

65

0,07

Сила личности

75,7

61,5

12

0,01

Эмоциональность

62,3

59,4

71

0,08

Социальный статус

77,4

65,3

11

0,01

Зависимость

48,5

55,3

20

0,05

Эмпатийность

58,3

59,8

68

0,09

Современность

75,3

61,5

9

0,01

Феминность

43,3

66,4

10

0,01

Маскуллиность

98,4

63,7

5

0,01

Андрогинность

71,5

68,5

85

0,09

Распределение ролей в семье

27,8

22,2

7

0,01

 

Как видно из табл. 1, достоверные различия обнаружены в показателях сила личности (на уровне 0,01), социальный статус (на уровне 0,01), зависимость (на уровне 0,05), современность (на уровне 0,01), феминность (на уровне 0,01), маскуллиность (на уровне 0,01), степени подверженности гендерным стереотипам в распределении семейных ролей (на уровне 0,01).

Таким образом, и юноши и девушки считают, что женщин зависима, она не стремиться обладать высоким социальным статусом, обладает привлекательной внешностью и сексуальностью, а также традиционными женскими чертами – добротой, нежностью, ранимостью, мудростью и т.д. Также женщину видят как хранительницу очага, которая заботиться о доме, воспитывает детей, отвечает за уют.

Мужчина обладает традиционными мужскими качествами – сила, грубость, агрессия, прямолинейность, настойчивость, целеустремленность и т.д., он стремиться к обладанию высоким социальным статусом, строит карьеру, независим от других. В семье мужчина является добытчиком, который обеспечивает материальные блага.

Проблема гендерных различий в эмоциональной сфере является, с одной стороны, активно исследуемой, с другой стороны, имеющиеся данные часто противоречивы. Способность выражать эмоции присуща обоим полам. Стереотип о том, что женщины более эмоциональны, не находит подтверждения. Разница в проявлении чувств, которую мы иногда наблюдаем, объясняется контекстом ситуации и заученными гендерными ролями, а не врождёнными различиями [7].

Считается, что женщины более осторожны в решениях. Однако исследования не подтверждают стереотип о женской осторожности. Учёные провели опрос среди инвесторов: нужно было рассказать о последних самых крупных и самых рискованных покупках акций. Половые различия в склонности к рискам оказались незначительными. А когда исследователи учли разницу в знаниях финансового рынка, отличия практически исчезли [4].

Чаще всего различия в желании рисковать объясняются не природной предрасположенностью, а чем-то другим. Например, на них влияют возраст.

Четырехмодальностный эмоциональный опросник Л.А. Рабиновича (модифицированный вариант Е.П. Ильина) позволяет выявить устойчивые эмоциональные переживания респондентов, их склонность к оптимистичности или пессимистичности, к позитивному или негативному эмоциональному фону.

На рис. 2 представлены результаты опросника Рабиновича.

 

Рисунок 2. Доминирующие эмоции у мужчин и женщин

 

У мужчин на первом месте по выраженности  стоит гнев, далее радость, страх и на последнем стоит печаль.

У женщин на первом месте стоит радость, потом страх, далее печаль и на последнем месте гнев. У женщин выше средние показатели по сравнению с мужчинами радости, страха и печали, а мужчин выше показатели гнева.

Таким образом, исследование показало, что  в экспериментальной выборке мужчины в большей степени, чем женщины, подвержены гендерным стереотипам. Мужчины в большей мере склонны испытывать гнев, чем женщины, а женщины больше склонны переживать радость, страх и печаль.

Однако, учитывая то, что вся выборка в целом привержена гендерным стереотипам, различия в эмоциональной модальности и поведения, особенно в стрессовой ситуации могут быть обусловлены именно стереотипам и установками на правильное поведение с точки зрения пола.

В ходе анализа теоретической литературы и известных исследований социальных групп по теме данной статьи было установлено, что одна из самых устойчивых групп стереотипов – гендерные. Они подразумевают устойчивые образы-символы и модели поведения, навязанные представителям разных полов. Появление и сохранение стереотипов обусловлено многовековой эволюцией гендерных отношений, где половая принадлежность ставилась выше качеств личности мужчины и женщины. Гендерным стереотипом служит тезис, что женщины и мужчины имеют психологические особенности. Эти особенности влияют на круг интересов и привычки.

Феминность (обозначение психологических качеств, приписываемых женщинам) подразумевает типичные женские свойства характера: приветливость; мягкость и сентиментальность; предпочтение розового цвета; пристрастие к хозяйственным делам (уборка и готовка); интерес к мелодраматичным сериалам; любовь к шопингу и т.д. Маскулинность (обозначение психологических качеств, приписываемых мужчинам) приписывает мужчинам такие особенности: целеустремленность; решительность; ответственность; умение постаять за себя (затеять драку); любовью к футболу; интерес к автомобилям и технике и т.д.

В ходе эмпирического исследования было выявлено, что различия в представлениях о мужчине и женщине наиболее выражены в показателях  сила личности, социальный статус, современность, зависимость, феминность и маскулинность. Испытуемые считают, что сила личности присуща в большей степени мужчине, чем женщине. В представлениях испытуемых мужчина – сильный, свободный, целеустремленный, а женщина – слабая, нуждающаяся в защите. Для мужчины социальный статус (общественное положение, карьера, высокий заработок) является более желательным, чем для женщин. Для юношей внешность девушки имеет намного более выраженную значимость, чем для девушек внешность юношей. В представлениях испытуемых женщина должна обладать привлекательной внешностью, заботиться о ней. В представлениях испытуемых для мужчины характерны традиционные мужские качества – упорство, сила, агрессивность, грубость, настойчивость, смелость и т.д. Девушкам приписываются традиционные женские качества – слабость, ранимость, нежность, доброта и т.д. При этом представители обоих полов должны обладать привлекательностью, эмпатийностью, свободно выражать свои эмоции и чувства, а также могут обладать отдельными чертами, характерными для мужчин/женщин.

У большинства испытуемых присутствуют стереотипные представления о распределении ролей в семье, юноши в большей мере подвержены стереотипам, чем девушки.

 

Список литературы:
1. Беспанская-Павленко Е.Д. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности – Минск, БГУ, 2013.- 87 с.
2. Воронина О.Л. Гендер и культура – СПб.: Питер, 2015. – 208 с.
3. Воронина, О.Л. Основы гендерной теории / О.Л. Воронина. – М.: МЦГИ-МВШСЭН, 2015. – 301 с. 4.Дериш Ф.В. Половые особенности взаимосвязи Темной триады личности и эмоционального интеллекта // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 3. С.
4. Ильин Е. П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
5. Кон, И.С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон. – СПб.: Алетейя, 2014. – 202 с.
6. Римашевская Н.М. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: Опыт комплекс. соц. исслед.. - М.: Наука, 2009. - 272с.