Взаимосвязь этнической толерантности и эмпатии в юношеском возрасте
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(54)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(54)
Взаимосвязь этнической толерантности и эмпатии в юношеском возрасте
Этническая толерантность как проблема в настоящее время является одной из самых актуальных. Нетерпимость к людям по каким-либо признакам существовала всегда. Однако в связи с участившимися угрозами террористических атак в обществе появилась склонность с подозрением относиться к гражданам других национальностей. Зачастую такая напряженность перерастает в ненависть и выливается в агрессию. Особенно ярко её проявления заметны в современной России.
По мнению М.С. Мацковского, толерантность – определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта (внешние признаки, высказывания, особенности поведения). Этническая толерантность, как отношение к «другим», на основе их этнической принадлежности – важнейшее проявление толерантности, личности и общества.
Межкультурную коммуникацию сложно представить без эмпатии. Это качество личности, проявляющееся в ее способности проникать с помощью чувств и переживаний в мир людей с однотипной психикой, национальными чертами характера, сопереживать и сочувствовать друг другу, разделять совместные радости и печали [2].
Юношеский возраст выступает периодом наивысшей активности, становления профессионального самосознания, понимания смысла жизни и своего признания. Формирование этнической толерантности у студента означает развитие его рефлексии, осознание себя как представителя конкретного народа, носителя определенных общественных ценностей, социально полезной личности.
С целью изучения взаимосвязи этнической толерантности и эмпатии было проведено эмпирическое исследование на базе Челябинского государственного университета. Использованы следующие методики: 1) экспресс опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А.Шайгеровой; 2) «Тест для измерения межнациональной толерантности» В. С. Собкина, Д. В. Адамчук; 3) «Опросник для диагностики способности к эмпатии» А. Мехрабиена, Н. Эпштейна.
Обработка результатов осуществлена методом математической статистики: корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Сбор данных проводился в обычной для испытуемых обстановке. В исследовании приняли участие студенты 1 курса в количестве 56 человек, из которых 21 юноша (37,5%) и 35 девушек (62,5%). Средний возраст испытуемых составил 17-19 лет.
На рисунке 1 отображены результаты исследования уровня толерантности по методике «Тест для измерения межнациональной толерантности» В.С. Собкина и Д.В. Адамчук.
Рисунок 1. Результаты исследования уровня толерантности по методике «Тест для измерения межнациональной толерантности» В.С. Собкина и Д.В. Адамчук
Итак, 46 % испытуемых имеют невысокий уровень толерантности. Невысокий уровень толерантности определяется уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью разделять некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Далее следует невысокий уровень интолерантности, которым обладают 34 % испытуемых. Человек декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. У 14 % испытуемых отмечен высокий уровень толерантности и у 6 % испытуемых наблюдается высокий уровень интолерантности. Высокий уровень толерантности признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Высокий уровень интолерантности проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении, демонстративной враждебности и презрении к людям другой национальности.
На рисунке 2 отражены результаты исследования эмпатии по методике «Опросник для диагностики способности к эмпатии А.Мехрабиана, Н. Эпштейна».
Рисунок 2. Результаты исследования эмпатии по методике «Опросник для диагностики способности к эмпатии А.Мехрабиана, Н. Эпштейна».
Из диаграммы мы видим, что у большинства испытуемых преобладают средние показатели уровня эмпатии. Они готовы в нужный момент проявить сочувствие к тому человеку, который в этом нуждается, но не стремятся всецело проникнуться его состоянием. Далее следует высокий и низкий уровни. Высокий уровень эмпатии - это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний. Людей с низким уровнем эмпатии больше интересуют свои собственные чувства, они видят эмоции других людей, но не умеют их понимать и переносить на себя. И меньше всего испытуемых с очень низким уровнем эмпатии, который характеризуется слепотой, безразличием к чувствам и мыслям других.
При анализе данных статистических расчетов, выделяются наиболее выраженные и существенные корреляционные связи между толерантностью и эмпатией в юношеском возрасте, результаты можно увидеть на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты диагностики взаимосвязи эмпатии и толерантности; этнической толерантности; социальной толерантности; толерантности как черты личности
Можно сделать следующие выводы:
1) Чем выше уровень толерантности, тем выше эмпатия.
2) Чем выше показатель этнической толерантности обследуемого, тем выше его уровень эмпатии.
3) Чем выше уровень эмпатии у испытуемого, тем выше его социальная толерантность.
4) Чем выше у обследуемого толерантность как черта личности, тем выше уровень эмпатии.
Интерпретируя результаты исследования, полученные взаимосвязи можно охарактеризовать следующим образом: испытуемые, которые имеют средний или высокий уровень толерантности (этнический, социальной, толерантностью, как черта личности), отличаются значительным проявлением эмпатии. Гипотеза исследования о существовании взаимосвязи этнической толерантности и эмпатии в юношеском возрасте подтвердилась.