Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(326)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Молочная О.И. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 17(326). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/326/172753 (дата обращения: 12.05.2025).
К условиям публикации Скачать журнал
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Молочная Ольга Игоревна
магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Введение

Изучение тревожности и стресса в дошкольном возрасте является ключевым направлением современной психологии развития. [1, с. 12] Эти два феномена, тесно взаимосвязанные, но имеющие различную природу, оказывают значительное влияние на формирование эмоциональной устойчивости, когнитивное развитие и социальную адаптацию детей. [3, с. 45] В возрасте 3–7 лет, когда происходит активное становление механизмов саморегуляции и закладываются паттерны эмоционального реагирования, понимание их взаимосвязи приобретает особую актуальность. [2, с. 78]. Данная статья посвящена теоретическому анализу природы тревожности и стресса, их взаимодействия и факторов, опосредующих эту взаимосвязь. В дошкольном возрасте, когда формируются базовые механизмы саморегуляции, их взаимодействие приобретает особую актуальность. Тревожность, как устойчивая склонность к восприятию окружающего мира как угрожающего, создает основу для хронического стресса, который, в свою очередь, закрепляет тревожные паттерны. [1, с. 34]. Цель статьи — теоретический анализ природы, взаимосвязи и факторов, опосредующих эти состояния.

Теоретический анализ

1. Определение и взаимосвязь тревожности и стресса

Тревожность в дошкольном возрасте характеризуется хроническим ожиданием неблагополучия, даже при отсутствии объективных угроз. В отличие от ситуативной тревоги, она проявляется в виде хронического ожидания неблагополучия, даже при отсутствии объективных угроз. [1, с. 56]

Характерные маркеры:

  • Страхи, не соответствующие возрастным нормам (например, страх темноты у детей старше 5 лет) [1, с. 60];
  • Трудности адаптации к новым ситуациям (посещение детского сада, знакомство с незнакомыми людьми) [1, с. 62];
  • Соматизация эмоционального напряжения (частые боли в животе, головные боли, нарушения сна) [1, с. 65] .

Стресс — неспецифическая реакция на нарушения гомеостаза, возникающая в ответ на сепарацию с родителями, семейные конфликты или когнитивные перегрузки [3, с. 89]. Теория Г. Селье о фазах стресса (тревога, сопротивление, истощение) сохраняет актуальность, однако у дошкольников фаза сопротивления часто неустойчива из-за незрелости нейрофизиологических механизмов [3, с. 92].  У дошкольников стрессовые реакции часто возникают в ответ на:

  • Сепарацию с родителями [4, p. 335];
  • Конфликты в семье или с ровесниками [6, с. 45];
  • Когнитивные перегрузки (интенсивное обучение, требования, не соответствующие возрасту) [3, с. 95] .

Взаимосвязь тревожности и стресса носит двунаправленный характер:

  • Тревожность как предиктор стресса: дети с высокой тревожностью интерпретируют нейтральные ситуации как угрожающие, запуская цикл стрессовых реакций. Например, страх разлуки с матерью провоцирует избыточный выброс кортизола даже при кратковременной сепарации [4, р. 338].
  • Стресс как триггер тревожности: хроническое воздействие стрессоров (например, давление воспитателей) нарушает эмоциональную стабильность, формируя устойчивые тревожные установки [5, р. 1165]..

2. Нейробиологические механизмы

Ключевую роль во взаимосвязи тревожности и стресса играет гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (ГГНО). При воздействии стрессора гипоталамус выделяет кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ), который стимулирует переднюю долю гипофиза к секреции адренокортикотропного гормона (АКТГ). АКТГ, в свою очередь, активирует выработку кортизола корой надпочечников. [3, с. 105] Кортизол, будучи основным глюкокортикоидом, мобилизует энергетические ресурсы и подавляет воспалительные реакции, обеспечивая краткосрочную адаптацию к стрессу. [3, с. 108] Однако хроническая гиперактивация ГГНО, наблюдаемая у тревожных детей, приводит к дисрегуляции этой системы. [5, p. 1170] Исследования показывают, что у детей с повышенной тревожностью отмечается

  • Усиленным ответом на стрессоры: незначительные стимулы (разлука с родителем) провоцируют выброс кортизола на 40–60% выше нормы . [4, p. 340]
  • Замедленным восстановлением базального уровня: после стресса уровень кортизола долго не возвращается к исходным значениям, способствуя хроническому напряжению . [4, p. 342]

Причины гиперреактивности ГГНО:

  • Генетическая предрасположенность (полиморфизмы генов FKBP5, NR3C1) [5, p. 1172];
  • Пренатальный и постнатальный стресс, нарушающий формирование механизмов отрицательной обратной связи [5, p. 1175];
  • Дисфункция лимбической системы: гиперактивность миндалевидного тела и сниженная активность префронтальной коры [3, с. 112].

Последствия хронической активации ГГНО:

  • Нейротоксичность кортизола: избыток кортизола повреждает нейроны гиппокампа, структуры, ответственной за память и эмоциональную регуляцию. Это может объяснять когнитивные трудности (снижение концентрации) и эмоциональную лабильность у тревожных детей. [3, с. 120];
  • Иммуносупрессия: хронически повышенный кортизол подавляет иммунный ответ, повышая восприимчивость к инфекциям, что подтверждается частыми соматическими жалобами у таких детей (рецидивирующие ОРВИ, аллергии). [3, с. 125];
  • Формирование порочного круга: Гиперреактивность ГГНО усиливает тревожность, которая, в свою очередь, повышает чувствительность к стрессу. Например, ребенок, испытывающий страх перед детским садом, реагирует на каждое утро как на угрозу, что закрепляет патологическую активацию оси. [4, p. 345].

3. Социально-психологические факторы

  • Семейная система:
    • Стили воспитания: Гиперопека усиливает зависимость ребенка от родителей, снижая способность к самостоятельному преодолению стрессов. Авторитарный стиль, напротив, провоцирует хроническое напряжение из-за завышенных требований   [6, с. 88].
    • Эмоциональная доступность родителей: Отзывчивость взрослых на потребности ребенка снижает уровень тревожности, выполняя буферную функцию при стрессе [6, с. 92].
  • Социальное окружение:
    • Качество взаимодействия со сверстниками: Дети, испытывающие отвержение в группе, демонстрируют более высокий уровень тревожности и стресса [2, p. 150]
  • Роль воспитателей: эмоционально холодное отношение педагогов усиливает стрессовые реакции, особенно у тревожных детей . [6, с. 95].
  • Индивидуальные особенности:
    • Темперамент: Дети с высокой реактивностью нервной системы (холерики, меланхолики) более уязвимы к стрессу [1, с. 70].
    • Гендерные различия: мальчики чаще экстернализируют стресс через агрессию, девочки — интернализируют через тревожность [1, с. 75].

Заключение

Тревожность и стресс у дошкольников образуют систему взаимовлияний, опосредованную биологическими, психологическими и социальными факторами. Гиперреактивность ГГНО выступает ключевым нейробиологическим механизмом, а семейная система и социальное окружение модулируют интенсивность реакций. [6, с. 100]. Биологические, психологические и социальные факторы выступают в роли медиаторов. Тревожность создает «почву» для хронического стресса, а стрессовые переживания, в свою очередь, закрепляют тревожные паттерны. [3, с. 130].

Практические рекомендации:

  1. Внедрение программ игровой терапии и арт-методов для формирования эмоциональной устойчивости. [1, с. 80].
  2. Обучение родителей и педагогов навыкам эмоциональной поддержки. [6, с. 105].
  3. Развитие социально-эмоционального интеллекта в дошкольных учреждениях. [2, p. 180].

Перспективы исследований:

  • Роль эпигенетических факторов в формировании тревожно-стрессовых реакций. [5, p. 1180];
  • Долгосрочные последствия хронического стресса для подросткового возраста. [4, p. 350].

 

Список литературы:
1. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2020.
2. Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Process. N.Y.: McGraw-Hill, 1966.
3. Сапольски Р. Психология стресса. М.: АСТ, 2018.
4. Gunnar M.R. et al. Stressor paradigms in developmental studies // Developmental Psychobiology. 2009. Vol. 51. P. 333–342.
5. Meaney M.J. Maternal care, gene expression, and the transmission of individual differences in stress reactivity across generations // Annual Review of Neuroscience. 2001. Vol. 24. P. 1161–1192.
6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008.