Статья:

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(289)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Парикова Н.Ю. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 22(289). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/289/151135 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Парикова Наталия Юрьевна
студент, ФГБОУ ВО Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары

 

THE INFLUENCE OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS ON THE AGGRESSIVENESS OF ADOLESCENTS

 

Аннотация. Данная работа посвящена изучению влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков.

Abstract. This work is devoted to studying the influence of parent-child relationships on the aggressiveness of adolescents.

 

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессия, агрессивные действия, коррекция агрессивного поведения.

Keywords: Aggressive behavior, aggression, agressive actions, correction of agressive behavior.

 

Актуальность исследуемой проблемы. Проблема агрессивного поведения среди подростков набирает обороты в современном обществе, вызывая общественный резонанс. Медиа и литература активно обсуждают эту тему. Становится очевидно, что количество неадекватного поведения среди молодежи растет, что ведет к негативным последствиям. Исследования показывают, что агрессивность формируется на ранних этапах социализации, когда ребенок и подросток находятся под влиянием окружающей среды.

Изначально без учета понимания их нравственного значения, дети проявляют агрессивные поступки по сиюминутным побуждениям. При отсутствии должной оценки и корректирующего воздействия, такое поведение постепенно становится устойчивым и перестает быть связанным с конкретной ситуацией, в которой оно возникло. В результате неоднократного повторения, оно превращается в устойчивую черту личности. Взаимодействие ребенка с родителем формирует определенные модели поведения, которые передаются из поколения в поколение, и становится опытом взаимодействия с окружающим миром, закрепляясь в личности.

Изучение проблемы детско-родительских отношений проводится на основе литературных данных, анализа подходов к проблеме агрессивности в зарубежной и отечественной психологии. Отсутствие однозначного и адекватного научного определения сложного феномена агрессии, сопровождающееся чрезвычайно высокой концентрацией агрессии в обществе, делает исследование агрессивности одной из важных теоретических и практических задач современного мира. Психологическая характеристика подросткового возраста также оказывает влияние на данную проблематику.

Теоретические исследования, связанные с агрессивностью, обсуждаются психологами, такими как А. Бандура, А. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и другими.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Нами было проведено исследование взаимосвязи стиля детско-родительских отношений на агрессивность подростков. Были использованы следующие методики: Поведение родителей и отношение подростков к ним Е. Шафер; Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Ю. Айзенка; Опросник на выявление агрессивного поведения Л. Г. Почебут.

По результатам методики диагностики самооценки психических состояний Г. Ю. Айзека большее число испытуемых с низким уровнем проявления ригидности. Испытуемых со средним уровнем фрустрации не значительно меньше. Испытуемых со средним уровнем тревожности еще меньше. Испытуемых с высоким уровнем тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности значительно мало. По результатам опросника на выявление агрессивного поведения Л. Г. Почебут, мы можем сказать, что агрессивное поведение имеет низкий уровень.

Также проведена корреляция между методиками «ПОР – Подростки о родителях» Е. Шафера и «Самооценки психических состояний» Г. Ю. Айзека и между методиками «ПОР – Подростки о родителях» Е. Шафера и «Опросник на выявление агрессивного поведения» Л.Г. Почебут.

Таким образом, в корреляциях между методиками «ПОР – Подростки о родителях» Е. Шафера и «Самооценки психических состояний» Г. Ю. Айзека выявлена умеренная положительная зависимость директивности и агрессивности. Также не выявлена: связь позитивного интереса и агрессивности, связь враждебности и агрессивности, связь автономности и агрессивности, связь непоследовательности и агрессивности,

В корреляциях между методиками «ПОР – Подростки о родителях» Е. Шафера и «Опросник на выявление агрессивного поведения» Л.Г. Почебут выявлена заметная отрицательная зависимость враждебности и агрессивности, выявлена умеренная положительная зависимость директивности и агрессивности. Также не выявлена связь непоследовательности и агрессивности, связь автономности и агрессивности,  связь непоследовательности и агрессивности.

Подводя итог нашего исследования, мы можем сказать что данная гипотеза подтвердилась: связь между стилью детско-родительских отношений и агрессивностью подростков действительно существует.

 

Список литературы:
1. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие. М. Академический проект, 2017. 240 с.
2. Калягина Е.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. 162 с.
3. Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т.6. №2. С. 15
4. Петровский А.В. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 494с.
5. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999. С. 216 – 251.
6. Симонян М.В. Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации характера младших подростков // Молодой ученый. 2018 № 19 (205). С. 384