СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ЧАЙЛДФРИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(206)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(206)
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ЧАЙЛДФРИ
Аннотация. В статье представлены материалы, посвященные современным исследованиям социального портрета чайлдфри. Чайлдфри – относительно новое явление, которое, по мнению исследователей, может иметь предпосылки для набирания новых масштабных оборотов. Под понятием чайлдфри понимается некая культура или идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием заводить ребенка. Важно понимать, что к чайлдфри относятся только те люди, которые стали бездетными на добровольной основе. Индивиды, перенесшие патологические процессы репродуктивной функции, приведшие к бесплодию или затруднительному процессу зачатия ребенка к чайлдфри не относятся.
Ключевые слова: чайлдфри, социальный портрет, демография
В современной парадигме общества явление чайлдфри вызывает все больше интереса со стороны деятелей наук, исследователей. Институт семьи сегодня претерпевает существенные изменения. Молодые люди все чаще разделяют гедонистические взгляды, отвергая возможность заведения ребенка.
В 2020 году было проведено исследование [1], благодаря которому удалось выяснить, что почти половина россиян в возрасте от 18 до 45 лет не желают заводить ребенка.
Чаще всего от рождения ребенка отказываются люди, которых в большей степени волнует карьера, образование. Чайлдфри не готовы жертвовать своим личным временем и комфортом ради вынашивания рождения и воспитания детей.
Следует отметить, что доля тех, кто относит себя к чайлдфри движению довольна невелика, однако мы живем в век информационных технологий. Сегодня донести какую-либо мысль для членов общества не составит труда, благодаря социальным сетям.
Если говорить о социальном портрете представителя чайлдфри движения, например, то М.А. Полутова и О.О. Жанбаз [2] утверждают, что приверженцы чайлдфри – это индивиды, возраст которых колеблется в пределах 20-35 лет. Они имеют наибольшую востребованность на рынке труда, поскольку их умственные и интеллектуальные способности намного более конкурентно способнее, большинство имеют оконченное высшее образование.
Также важно отметить, что чайлдфри имеют наиболее высокий уровень финансового дохода, если привести сравнение с их оппонентами. В кругах чайлдфри с наибольшей частотой встречаются женщины (на четырех женщин движения чайлдфри приходится лишь один мужчина). Индивиды, выбравшие путь добровольно бездетных, ориентируются на получение удовольствия от жизни, на жизненный комфорт и не желают приносить свою ценности в жертву родительства. Наиболее предпочтительный вариант для таких людей – это жизнь в крупных развитых городах, не склонны к почтению сохранению и воспроизведению традиций.
В большинстве случаев сторонники чайлдфри не религиозны, одной из самых важных ценностей в жизни добровольно отказавшихся от родительства является свобода, они не склонны тратить большое количество времени на вынашивание рождение и воспитание ребенка.
Примечательно, что именно женщины чайлдфри испытывают ряд переживаний по поводу изменения своей фигуры во время вынашивания ребенка или же испытывают страх не выносить малыша или получить физическую боль во время рождения, которая неизбежна.
Некоторых сторонников чайлдфри движения относят к пропагандистам, которые активно распространяют идею добровольной бездетности. Некоторые приверженцы даже прибегают к добровольной стерилизации (для женщин) или вазэктомии (для мужчин).
Е.Н. Новоселова [3], исследуя социальный портрет представителя чайлдфри движения, выделила, что 88,44% добровольно бездетных относят к москвичам, 61,22% были единственными детьми в родительской семье, 61,9% опрошенных располагают высоким уровнем финансового дохода и имеют высокое материальное положение, 63,95% респондентов окончили высшее учебное заведение и получили образование. Средний возраст индивидов, относящихся к добровольно бездетным, по мнению исследователя Е.Н. Новоселовой, - 20-35 лет. Чайлдфри не устанавливают ограниченные временные рамки по длительности своей приверженности к этому движению, они желают оставаться добровольно бездетными на постоянной основе.
При этом автор исследования отмечает, что чайлдфри могут иметь вполне нормальное отношение к детям и даже могут любить детей, некоторые могут никак не относиться к детям, оставаясь безразличными, а кто-то даже проявляет агрессию по отношению к детям и со всем что с ними связано, однако одно общее, что связывает всех этих людей – это нежелание становиться родителями.
Также, уже существующие проведенные исследования показывают, что представители чайлдфри имеют и ряд других психологических особенностей: нерешительность, тревожность, депрессивность, пассивность, ряд психологических травм, неуверенность в себе и личностная беспомощность.
По мнению Д.А. Циринга [3], личностная беспомощность – это такое явление, при котором индивид испытывает трудности по преобразованию собственного внутреннего мира и внешнего мира. Таким людям тяжело справляться с обыденными ситуациями и преодолевать трудности.
Было проведено исследование И.В. Пономорёвой и А.Т. Коцубей [4], в котором рассматривалась взаимосвязь личностной беспомощности и желание быть приверженцем чайлдфри движения.
Исследователи подтвердили гипотезу о взаимосвязи личностной беспомощности и желанием быть в рядах добровольно бездетных, выделив основные мотивы отказа от родительства среди респондентов: «отсутствие материальных условий», «неуверенность в том, что произойдет завтра», «возможные последствия для внешности женщины», «дети – это помеха для самореализации».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что участникам чайлдфри движения действительно довольно тяжело справляться с обыденными жизненными трудностями.
Они испытывают переживания, тревогу, не уверены в себе. Приверженцы чайлдфри склонны рассматривать только худшие из возможных последствий рождения ребенка, не рассматривая благоприятный исход.