Статья:

ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ю.КАЗАКОВА «НА ПОЛУСТАНКЕ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(206)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Даулетбаева Н.К. ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ю.КАЗАКОВА «НА ПОЛУСТАНКЕ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 27(206). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/206/116638 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ю.КАЗАКОВА «НА ПОЛУСТАНКЕ»

Даулетбаева Нилуфар Куанышбаевна
студент, Нукусский Государственный Педагогический институт им. Аджинияза, Узбекистан, г. Нукус

 

Юрий Павлович Казаков является одним из великих классиков своего времени. Его произведения учат людей ценить все, что имеет человек. В рассказе «На полустанке» сначала автор описывает природу, в тот день была очень пасмурная погода, и в такую погоду парень и девушка сидя в телеге едут на станцию.

Парень, Вася - молодой, непривлекательный, самонадеянный, грубый спортсмен-штангист, который не знает даже своей конкретной цели, к чему он стремится. Он не понимает что, оставляет в родной деревне своих близких и родных: мать, сестру, и девушку, которая его по-настоящему любит и ценит. И эти люди являются его самыми дорогими людьми. Его планы и цели на будущее ограничены только с тем, чтобы получить профессию тренера и покупка квартиры в столице.

Грубому Васи противопоставлена девкушка, которая прежде всего волнует будущее  ее парня, как там он будет жить, кто будет за ним ухаживать. И девушка повторяет своему парню : «Ты там берегись, слишком-то не подымай… А то жила  какая-нибудь лопнет…». И это все она говорит в слезах, ей было очень больно, она не думала ни о чем, кроме любимого.

Еще есть в рассказе и такой герой с неудавшейся жизнью- начальник станции.  У него были волочащие ноги, шаркающий, в грязной фуражке, не особо утруждающий себя слежением за порядком.  Начальник станции уже в годах, но и он мечтает уехать в теплые края: «Там – теплынь!  Эти – как их?- кипарисы…». Он, как и Вася, не видит ничего больше собственного носа. Возможно, в молодости он был таким же, грубым, эгоистичным,самонадеянным, как уезжающий в столицу Вася в девятом вагоне.

Девушка  пытается убедить парня, чтобы он остался в деревне, тянется к нему, заглядывает в лицо, ждет ласковых слов, прощального поцелуя, и теплого взгляда. А вместо признаний, поцелуя она слышит самонадеянные мечты и планы Васи.  И не видит ничего, кроме тяжелого лица парня.

Образ девушки- обобщающий: сколько девушки, женщины точно так же ждали, ждут и будут ждать своих мужчин, которые ради славы, но через время возвращаются к родным краям, и жалеют, что бросили своих девушек. А эти девушки в свое время рыдали, умоляли, чтобы они никуда не уходили. Эти девушки были безответно влюблены в этих безнадежных парнях, которые лишь воспользовались их наивностью и любовью.

Рассказ был написан в 1954 году, а в российской глубинке все еще ездили на лошадях… В этом и заключается мастерство Юрия Казакова: на четырех страницах описать конкретную ситуацию (прощание парня и девушки) и дать представление о жизни людей в то время. Автор сумел в коротких, но емких предложениях охарактеризовать два противоположных образа – самоотверженную девушку и самонадеянного Васю, который вместо приятных воспоминаний о себе оставил лишь грубое «Слышь... Не приеду я больше! Слышь...»

Последнее признание парня потрясло девушку: она “сразу как-то согнулась, опустила голову... напряглась, прижимала руку к нестерпимо болевшему сердцу, робкие, почти ещё детские губы её всё белели...”

Казаков, как и Чехов, особое внимание уделяет началу своих рассказов. Вот и начало «На полустанке» предвещает грозящую беду. Внешность девушки говорит об этом. “В лице её, бледном и усталом, не было уже ни надежды, ни желания; оно казалось холодным, равнодушным. И только в тоскующих тёмных глазах её притаилось что-то болезненно-невысказанное”. Это ожидание тревоги драматично разрешается в финале: “Девушка долго ещё стояла на пустой платформе, смотрела прямо перед собой и ничего не видела: ни тёмного мокрого леса, ни тускло блестевших рельсов, ни бурой никлой травы... Видела она рябое и грубое лицо парня”, который бросил её навсегда.

“Мне кажется, — писал Казаков, — самое главное в рассказе — это начало и конец. Середину можно как-то продлить или сократить. Но правильно начать и кончить — это важнее и труднее всего. Между прочим, я обратил внимание, что почти все стихотворные строчки, которые мы помним, как правило, являются началом стихотворения или его концом — это строчки, являющиеся «ключом» или подводящие итог стихотворения. Любовь – это, пожалуй, единственное понятие, которое сложно объяснить словами. Если попросить сто человек дать собственную краткую трактовку, мы получим сто совершенно разных ответов: от возвышенных эпитетов до пошлых высказываний.

Соцсети пестрят мемами с забавными картинками и определениями, активно цитируются высказывания известных людей, кипят страстные споры на тематических форумах, но везде – «истина где-то рядом».

 

Список литературы:
1. Ю. Казаков, Во сне ты горько плакал. Избранные рассказы. М., "Современник", 1977.
2. http://www.litra.ru/composition/download/coid/00033601184864217143
3. И. Т. Фролов. Философский словарь. М., 2001.
4. К. Х. Андерсен. Русалочка. Рипол-Классик., 2011.
5. А. Н. Островский. Снегурочка. Эксмо., 2008.