ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ю.КАЗАКОВА «НА ПОЛУСТАНКЕ»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(206)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(206)
ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ю.КАЗАКОВА «НА ПОЛУСТАНКЕ»
Юрий Павлович Казаков является одним из великих классиков своего времени. Его произведения учат людей ценить все, что имеет человек. В рассказе «На полустанке» сначала автор описывает природу, в тот день была очень пасмурная погода, и в такую погоду парень и девушка сидя в телеге едут на станцию.
Парень, Вася - молодой, непривлекательный, самонадеянный, грубый спортсмен-штангист, который не знает даже своей конкретной цели, к чему он стремится. Он не понимает что, оставляет в родной деревне своих близких и родных: мать, сестру, и девушку, которая его по-настоящему любит и ценит. И эти люди являются его самыми дорогими людьми. Его планы и цели на будущее ограничены только с тем, чтобы получить профессию тренера и покупка квартиры в столице.
Грубому Васи противопоставлена девкушка, которая прежде всего волнует будущее ее парня, как там он будет жить, кто будет за ним ухаживать. И девушка повторяет своему парню : «Ты там берегись, слишком-то не подымай… А то жила какая-нибудь лопнет…». И это все она говорит в слезах, ей было очень больно, она не думала ни о чем, кроме любимого.
Еще есть в рассказе и такой герой с неудавшейся жизнью- начальник станции. У него были волочащие ноги, шаркающий, в грязной фуражке, не особо утруждающий себя слежением за порядком. Начальник станции уже в годах, но и он мечтает уехать в теплые края: «Там – теплынь! Эти – как их?- кипарисы…». Он, как и Вася, не видит ничего больше собственного носа. Возможно, в молодости он был таким же, грубым, эгоистичным,самонадеянным, как уезжающий в столицу Вася в девятом вагоне.
Девушка пытается убедить парня, чтобы он остался в деревне, тянется к нему, заглядывает в лицо, ждет ласковых слов, прощального поцелуя, и теплого взгляда. А вместо признаний, поцелуя она слышит самонадеянные мечты и планы Васи. И не видит ничего, кроме тяжелого лица парня.
Образ девушки- обобщающий: сколько девушки, женщины точно так же ждали, ждут и будут ждать своих мужчин, которые ради славы, но через время возвращаются к родным краям, и жалеют, что бросили своих девушек. А эти девушки в свое время рыдали, умоляли, чтобы они никуда не уходили. Эти девушки были безответно влюблены в этих безнадежных парнях, которые лишь воспользовались их наивностью и любовью.
Рассказ был написан в 1954 году, а в российской глубинке все еще ездили на лошадях… В этом и заключается мастерство Юрия Казакова: на четырех страницах описать конкретную ситуацию (прощание парня и девушки) и дать представление о жизни людей в то время. Автор сумел в коротких, но емких предложениях охарактеризовать два противоположных образа – самоотверженную девушку и самонадеянного Васю, который вместо приятных воспоминаний о себе оставил лишь грубое «Слышь... Не приеду я больше! Слышь...»
Последнее признание парня потрясло девушку: она “сразу как-то согнулась, опустила голову... напряглась, прижимала руку к нестерпимо болевшему сердцу, робкие, почти ещё детские губы её всё белели...”
Казаков, как и Чехов, особое внимание уделяет началу своих рассказов. Вот и начало «На полустанке» предвещает грозящую беду. Внешность девушки говорит об этом. “В лице её, бледном и усталом, не было уже ни надежды, ни желания; оно казалось холодным, равнодушным. И только в тоскующих тёмных глазах её притаилось что-то болезненно-невысказанное”. Это ожидание тревоги драматично разрешается в финале: “Девушка долго ещё стояла на пустой платформе, смотрела прямо перед собой и ничего не видела: ни тёмного мокрого леса, ни тускло блестевших рельсов, ни бурой никлой травы... Видела она рябое и грубое лицо парня”, который бросил её навсегда.
“Мне кажется, — писал Казаков, — самое главное в рассказе — это начало и конец. Середину можно как-то продлить или сократить. Но правильно начать и кончить — это важнее и труднее всего. Между прочим, я обратил внимание, что почти все стихотворные строчки, которые мы помним, как правило, являются началом стихотворения или его концом — это строчки, являющиеся «ключом» или подводящие итог стихотворения. Любовь – это, пожалуй, единственное понятие, которое сложно объяснить словами. Если попросить сто человек дать собственную краткую трактовку, мы получим сто совершенно разных ответов: от возвышенных эпитетов до пошлых высказываний.
Соцсети пестрят мемами с забавными картинками и определениями, активно цитируются высказывания известных людей, кипят страстные споры на тематических форумах, но везде – «истина где-то рядом».