ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(207)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(207)
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Аннотация. Проблема реализации личных неимущественных прав несовершеннолетних детей в Российской Федерации является особенно актуальной, поскольку главной целью семейного законодательства является укрепление семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. В статье раскрываются теоретические и практические проблемы реализации личных неимущественных прав несовершеннолетних детей.
Ключевые слова: личные неимущественные права, семейное законодательство, несовершеннолетние дети, родители, семья, органы опеки и попечительства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенок - это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). Целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
В современном семейном законодательстве действует основополагающий принцип, что правовое положение в семье ребёнка, т.е. лица, не достигшего возраста 18 лет (ст. 54 СК РФ), определяется с точки зрения интересов ребёнка (а не родителей). В соответствии с п. 2 ст. 54 СК РФ, ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, имеет право на совместное проживание с родителями [1,c.336]. Право на совместное проживание заключается в том, что ребенок должен жить вместе с обоими или одним из родителей. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Возникают определенные трудности при осуществлении несовершеннолетним права на совместное проживание с родителями, например, из-за недостаточной законодательной четкости по вопросу заключения соглашений родителей о месте жительства детей при их раздельном проживании (п.3 ст.65 СК РФ). Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Согласно п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.
Право жить и воспитываться в семье подразумевает под собой проживание детей прежде всего в собственной семье, которую составляют его родители. Орган опеки и попечительства обеспечивают право ребенка на воспитание в семье в случаях утраты родительского попечения [3, c. 189].
Очевидно, что приоритет отдается проживанию именно в собственной семье, вместе со своими родителями. Ведь именно в семье происходит подготовка детей к полноценной жизни в обществе, развивается у них общественно значимая и творческая активность, воспитываются высокие нравственные качества.
Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме права на совместное проживание с родителями, также включает в себя право ребенка: знать (на сколько это возможно) своих родителей и кровных родственников, на заботу родителей, на обеспечение его интересов и всестороннего развития, уважения его человеческого достоинства [4, c.476]. В случае отказа родителей от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним, орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению, так как родители, нарушая права близких родственников на общение, нарушают, в первую очередь, право самого ребенка на общение с ними. Если же родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Но закон при этом не регламентирует ситуации, когда сами родственники отказываются общаться с ребенком, а ребенок и родители желают этого. То есть, если родители или другие родственники отказываются от общения с ребенком, их нельзя к этому принудить. Таким образом, усматривается, что содержание личного неимущественного права ребенка на общение (ст.55 СК РФ) богаче, чем возможность его реализации на практике.
Несмотря на то, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, нередко наблюдается ситуация, когда суда поспешно, порой необоснованно лишают родителей родительских прав. Следует согласиться с мнением А.М. Рабец, считающей, что ««изъятие ребенка из собственной семьи, помещение его в другую семью должно быть не на словах (поскольку это прямо указано в законе и в актах его толкования), а на деле крайней мерой, когда у суда имеются все доказательства того, что никакие другие меры, принятые органами по охране прав детей, не дали должных результатов». Многочисленными исследованиями в области педагогики, психологии и социологии доказано, что лишение родительской заботы (особенно материнской), и последующая психическая и социальная депривация в детских домах катастрофически сказывается социальном, психическом и физическом здоровье детей.
Именно поэтому в последние годы политика по лишению родительских прав в России смягчается. От 2019 к 2020 году отмечался резкий спад численности детей, родители которых лишены или ограничены в родительских правах: с 46 до 38 тыс. человек. Аналогичное снижение было и по относительному показателю: со 153 до 126 чел. на 100 тыс. детского населения [2, c. 148]. Однако такой резкий спад, на наш взгляд, объясняется в первую очередь пандемией: из-за карантина профильным службам было сложнее инспектировать неблагополучные семьи. А.М. Спивак считает необходимым «прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в кровной семье. Держать семьи в опасном положении под патронажем, под контролем, проверять, что там происходит, оказывать помощь, но не перемещать детей в учреждения».
Следует также обратить внимание, что законодательством не предусмотрен механизм осуществления права детей на защиту своих прав и законных интересов. При нарушении прав и законных интересов ребенка ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет - в суд. Однако ни СК РФ, ни ГПК РФ не предусматривают форму и содержание данного заявления. Представляется, что в ГПК РФ необходимо закрепить процессуальную регламентацию его реализации.
Неотъемлемым правом ребенка является его право получить от родителей имя, отчество и фамилию. Данное право получило свое закрепление в международных документах. В соответствии с п. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. ребенок должен быть зарегистрирован сразу после рождения и с момента рождения имеет право на имя и сохранение своей индивидуальности [5, c.667]. Аналогичные правила закреплены и в СК РФ. Имя дается ребенку по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители имеют разные фамилии, то, по их соглашению, ребенку присваивается либо фамилия матери, либо отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. По сложившейся в России традиции часто ребенка записывают по фамилии отца. Однако и здесь, казалось бы, в самом простом правоотношении, при реализации ребенком этого права возникает ряд проблем, требующих своего решения.
Во-первых, следует иметь в виду, что право на имя ребенка реализуется родителями беспрепятственно, поэтому довольно часто родители дают своим детям неблагозвучные и нелепые имена, которые впоследствии могут причинить ребенку эмоциональную и психологическую травму. Решение данной проблемы видится в том, чтобы в ст. 58 СК РФ наряду с регламентацией права ребенка на имя установить соответствующую обязанность родителей выбрать ребенку имя, которое не противоречило нормам нравственности и не причиняло ему всякого рода неудобств.
Во-вторых, право ребенка после достижения им возраста 14 лет самостоятельно изменить свое имя, фамилию или отчество трудно реализовать, так как для этого требуется согласие обоих родителей. Как правило, родитель, проживающий отдельно от ребенка, нередко отказывается дать свое согласие. Можно сделать вывод, что и это право остается для ребенка пустой декларацией, пока он не достигнет возраста 18 лет. Целесообразно на законодательном уровне закрепить, что при раздельном проживании родителей вопрос об изменении фамилии, имени и отчества ребенка, достигшего 14 лет, должен решаться с согласия родителя, проживающего совместно с ребенком, при обязательном уведомлении родителя, проживающего отдельно от ребенка. Нельзя не согласиться с тем, что именно родитель, проживающий совместно с ребенком, может сталкиваться в повседневной жизни с целым рядом трудностей юридического или иного формального характера.
Таким образом, можно сделать вывод, что несовершеннолетние дети наделены широким кругом личных неимущественных прав. Однако на пути к их реализации несовершеннолетние дети сталкиваются с множеством проблем. Следует также обратить внимание на то, что в современном обществе в условиях падения роли нравственных ценностей и резкого значения религии привело к тому, что отношения внутри семьи практически никак не регулируются. Российской Федерации следует максимально использовать опыт тех государств, в которых право своими нормами утверждает авторитет семьи, уважение к семейным обычаям, традициям и другим семейным ценностям.