Статья:

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» КАК СРЕДСТВО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(209)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ищенко Е.С. «ДОРОЖНАЯ КАРТА» КАК СРЕДСТВО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 30(209). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/209/117401 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» КАК СРЕДСТВО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА»

Ищенко Екатерина Станиславовна
студент, ФГБОУ ВО Сахалинский государственный университет, РФ, г. Южно-Сахалинск

 

"ROADMAP" AS A MEANS OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

 

Ekaterina Ishchenko

Student, FSBEI HE Sakhalin State University, Russia, Yuzhno-Sakhalinsk

 

Аннотация. Актуальность проблемы научно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов в современных условиях развития школы обусловлена требованиями Профессионального стандарта педагогов. Цель статьи заключается в определении ресурсов и условий научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной организации. В статье раскрыты теоретические основы научно-методического сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации.

Abstract. The relevance of the problem of scientific and methodological support of teachers' professional development in modern conditions of school development is due to the requirements of the Professional Standard of teachers. The purpose of the article is to determine the resources and conditions of scientific and methodological support of teachers in a general education organization. The article reveals the theoretical foundations of scientific and methodological support of teachers in the conditions of a general education organization.

 

Ключевые слова: «дорожная карта», научно-методическое сопровождение, профессионально-личностное развитие педагога, профессиональный стандарт педагога.

Keywords: "roadmap", scientific and methodological support, professional and personal development of a teacher, professional standard of a teacher.

 

В современных реалиях главной является проблема повышения качества образования, что предусматривает ориентацию не только на усвоение обучающимися определенного объёма знаний, но и на развитие его как личности, главное-подготовить ребёнка к жизни. Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности педагога, т.к. именно он организует образовательный процесс и является центральной фигурой обновления образования.

Сегодня система образования хочет видеть педагога в разных амплуа: это и педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, который бы умел провести диагностику, выстроить реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные технологии, методические приемы и разрабатывать авторские образовательные программы. От уровня профессиональной компетентности педагогов, социальной позиции зависит успех модернизации образования. Чтобы отвечать новым условиям, педагог должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор, а также, должен уметь составлять индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ) – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога - это не обязательный документ, но это прекрасный инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию.

Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:

-изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;

- появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ, а также на регламентах ФГОС и профстандарта.

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ.

Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.

 Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:

1.Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;

2. Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.

«Дорожная карта» предусматривает поэтапный план мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагога, направленный на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования.

Целью «Дорожной карты» является:

- обеспечение необходимых условий для развития эффективной системы деятельности педагога дополнительного образования, способствующих развитию и воспитанию детей.

Основные задачи:

- провести проблемно-ориентированный анализ собственной педагогической деятельности и переосмыслить содержание своей работы в свете инновационных технологий обучения и воспитания;

- освоить современные образовательные технологии и методики путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

- сформировать значимые профессионально-педагогические умения и навыки;

- обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий;

- совершенствовать виды и формы диагностики и контроля.

Ожидаемые результаты:

Работа над программой профессионального самообразования поможет:

- повысить теоретический, методический уровень педагога, профессиональное мастерство и компетентность;

- планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и личных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени, равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие и наполнив конкретным содержанием;

- позволяет корректировать профессиональное развитие;

- повысить качество преподавания;

-достичь стабильных результатов освоения обучающимися образовательных программ;

- ориентирует на развитие таких значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.

Конечно, для качественного составления «дорожной карты», не обойтись без квалифицированной помощи. Это может быть более опытный педагог, наставник, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник, который осуществит научно-методическое сопровождение.

Методическое сопровождение — это специально организованное планомерное, систематическое взаимодействие, направленное на оказание помощи молодому специалисту в выборе решения задач и типовых проблем, возникающих в педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта [5, с.44].

В современных условиях развития школы под научно-методическим сопровождением понимается, с одной стороны, ведущая функция методических служб, с другой стороны, метод взаимодействия методической службы с педагогами, группами педагогов общеобразовательной организации, когда сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации.

Такое многообразие точек зрения побудило нас обосновать и сформулировать авторское рабочее определение категории «научно-методическое сопровождение», как научно-обоснованного, специально организованного процесса взаимодействия субъектов сопровождения, направленного на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога. Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта педагога, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование. Субъектами сопровождения являются педагог, наставник, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник.

В основную часть методического обеспечения педагога необходимо включить две идеи:

– методическое сопровождение педагога в период профессионального становления;

– создание эффективной среды профессионального развития.

Первая идея должна делать акцент на создании среды, которая позволяет молодому специалисту иметь четкие примеры профессиональной компетентности, определенную среду, способствующая постоянному развитию работы на более высоком уровне сложности. Самое первое, с чего начинается работа с молодыми педагогами — это знакомство с традициями учебного заведения, особенностями учебного процесса, Уставом школы, правами и обязанностями и т. д. Администрация школы, особенно на начальном этапе, должна ежедневно давать советы начинающему специалисту. Вторая идея в работе с начинающим специалистом — это этап обучения учителя в процессе его работы. В этот период администрация учебного заведения, наставники посещают занятия и внеклассные мероприятия молодого специалиста. Сначала анализируется один урок, а затем их система, и на основе текущего понимания работы начинающего учителя для него разрабатываются специальные рекомендации, корректирующие его профессиональную деятельность. Таким образом, осуществляется обеспечение индивидуального роста учителя, профессиональное развитие, с учетом его личностных качеств, уровня развития, педагогических данных [6, с. 56].

Профессиональное развитие учителя - важная составляющая последипломного образования. Непрерывность этого развития важна для накопления педагогического опыта: профессионального, личностного и индивидуального. Профессиональное развитие – это активное качественное преобразование своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности, которая приводит к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности. У молодого педагога могут возникнуть проблемы в момент несоответствия уровня профессионального развития. Поэтому в процессе осуществления модернизации образования важна направленность на создание условий для понимания сущности и целей введения инноваций, обновления образовательной сферы, включения данного педагога в личностно значимый процесс профессионального развития. Фактором этого развития является внутренняя среда личности, а также потребность в самореализации, активность. Объектом, формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности:

- профессиональная компетентность;

- эмоциональная (поведенческая) профессиональная направленность;

- гибкость.

Требования к личности педагога, профессиональной деятельности и способностям обусловлены происходящими в обществе социальными преобразованиями. В этой связи, с постоянным развитием системы образования, новые социальные запросы в данной области делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов-профстандарт педагога.

Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Антонов Н.В., Иванова О.А., Бочарова Н.В. Особенности построения индивидуальной траектории профессионального развития педагогов // Образование. Наука. Научные кадры. — 2018—№1.— С.205–210.
2. Балагурова М.С. Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления / Балагурова М. С. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25. — С. 288-291.
3. Гребёнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного образования: монография. 2-е изд., испр. и доп.—Рязань, 2006. — C. 224.
4. Давлятшина О.В. Профессионально-личностное развитие педагогов в условиях общеобразовательной организации: учеб.-метод. пособие / О.В.Давлятшина; под науч. ред. Е.О. Галицких.: Радуга-ПРЕСС, 2015. — С. 195.
5. Пляцковский М.М. Активные методы обучения в методической работе. — М.,2013. — С.44.
6. Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности. — М., 2014. — С. 54–56.