КОММУНИКАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(316)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(316)
КОММУНИКАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
COMMUNICATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS
Elizaveta Turovinina
Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Russia, Shadrinsk
Ilya Alekseev
Scientific supervisor, Shadrinsk State Pedagogical University, Russia, Shadrinsk
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей речевого развития и проблем коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Приводятся современные статистические данные о распространённости РАС среди детей, а также обсуждаются причины трудностей в общении и восприятии речи у данной категории детей. Особое внимание уделено важности ранней диагностики и применения специализированных методик, таких как ABLLS-R, для разработки индивидуальных программ развития и коррекции речевых нарушений. Подчёркивается необходимость комплексного подхода к поддержке детей с РАС, включающего взаимодействие специалистов, родителей и педагогов.
Abstract. The article is devoted to the study of speech development features and communication problems in children with autism spectrum disorder (ASD). Current statistical data on the prevalence of ASD among children are provided, and the causes of difficulties in communication and speech perception in this category of children are discussed. Particular attention is paid to the importance of early diagnosis and the use of specialized techniques, such as ABLLS-R, for the development of individual programs for the development and correction of speech disorders. The need for an integrated approach to supporting children with ASD, including the interaction of specialists, parents and teachers, is emphasized.
Ключевые слова: Расстройство аутистического спектра, речевое развитие, коммуникация, дети с РАС, диагностика, коррекционная педагогика, ABLLS-R.
Keywords: Autism spectrum disorder, speech development, communication, children with ASD, diagnostics, correctional pedagogy, ABLLS-R.
На протяжении последних двух десятилетий наблюдается постоянное увеличение числа случаев расстройств аутистического спектра (РАС), согласно результатам недавних исследований популяции.
В марте 2023 года Центр по контролю и профилактике заболеваний США представил обновленные данные, согласно которым у 1 из 36 детей в возрасте 8 лет диагностируется расстройство аутистического спектра. При этом мальчики сталкиваются с этой проблемой в среднем в 3,8 раза чаще, чем девочки. [7]
В отрыве от реальности и уйдя в себя, аутизм представляет собой отгороженность от внешнего мира. В 1912 году немецкий психиатр Э. Блейлер впервые использовал этот термин. Работы над изучением этого явления проводились также В.П. Осиповым, В.А. Гиляровским, В. Е. Каганом, В. М. Башиным, Э. М. Итарой, Т. А. Власовой, Морозовой С.С., Никольской О.С., В. В. Лебединским и К. С.Лебединской. Важными в исследовании этого вопроса были труды Л. Каннера и Г. Аспергера. Развитие речи у ребенка в онтогенезе неразрывно связано со всеми формами.
Процесс интерпретации и осознания звуковых сигналов речи представляет собой одну из наиболее сложных задач, связанных с обработкой акустической информации. Чтобы правильно воспринять сказанное, важно не только слышать, но и уметь интерпретировать смысл каждого отдельного слова. Это затрудняется тем, что многие слова могут иметь несколько значений или быть поняты неоднозначно. [1]
Коммуникация детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра представляет особую проблему, требующую внимания и поддержки как со стороны родителей, так и педагогов. Дети с аутизмом часто испытывают трудности в установлении контакта с окружающими, восприятии невербальных сигналов и в проявлении эмоций. Ранняя диагностика и поддержка специалистов могут значительно улучшить коммуникационные навыки у детей с расстройствами аутистического спектра.
Для успешной коррекции речевых нарушений у детей с РАС крайне важно своевременное вмешательство специалистов. Без профессиональной помощи проблемы вербальной коммуникации могут закрепиться и стать практически необратимыми. Чтобы эффективно выстраивать персонализированные программы развития и проводить необходимую практическую работу с младшими школьниками, страдающими расстройствами аутистического спектра, необходимо разработать комплексную систему оценки их речевых способностей. Создание такой системы становится всё более актуальной задачей в современных условиях.
Одним из ключевых моментов коммуникации у детей с аутизмом является использование различных методов общения. Некоторые дети могут предпочитать невербальные способы передачи информации, такие как жесты, мимика или картинки.
Для успешной коммуникации с детьми с расстройствами аутистического спектра необходимо уделять особое внимание созданию благоприятной обстановки. Окружающая среда должна быть структурированной, предсказуемой и спокойной, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно и безопасно. Это способствует улучшению взаимодействия и развитию коммуникативных навыков.
Исследователи связывают проблемы речевого развития у детей с РАС с нарушением механизмов обработки слуховой информации. Это приводит к трудностям в различении звуков речи и ослаблению фонематического восприятия. [3] Хотя к началу школьного периода звуковая составляющая речи у таких детей достигает относительно приемлемого уровня, часто наблюдаются симптомы дизартрии. Нарушения затрагивают не только восприятие речевых звуков и пауз, но и способность к их анализу и синтезу. Важно отметить, что у значительной части детей диагностируется сенсомоторная алалия как сопутствующее нарушение.
Дети, страдающие аутизмом, часто демонстрируют повышенную чувствительность к звуковым раздражителям, включая громкую речь окружающих. Их реакция проявляется в стремлении избежать источника звука - они зажимают уши руками или пытаются физически отдалиться от раздражающего шума. Такая гиперсенситивность может вызывать у них дискомфорт и даже болезненные ощущения.
У детей наблюдается способность воспроизводить сложные с точки зрения фонетики и артикуляции слова. Однако их спонтанная речь характеризуется типичными логопедическими проблемами - они меняют местами звуки, пропускают их, искажают структуру слогов и делают замены. [5]
Дети с РАС, несмотря на понимание лексики и грамматики, испытывают трудности с пониманием речи на дискурсивном уровне, особенно в извлечении информации из контекста. Это может быть связано со слабостью центральной когеренции. В сравнении с нейротипичными сверстниками, дети с РАС хуже понимают информацию, требующую выводов из социального контекста. Развитие модели психического играет важную роль в объяснении этих различий. [4]
У детей с РАС наблюдается существенный разрыв между способностью воспринимать информацию и возможностью её выражать, что особенно выделяет РАС среди других нарушений развития. Речевые особенности проявляются в нескольких аспектах: дети могут повторять чужие фразы (эхолалия), говорить о себе как о постороннем человеке, используя местоимения «он» или «ты». Их речь часто отличается необычным ритмом и странной интонацией. Проблема усугубляется тем, что дети испытывают трудности не только в произношении, но и в осмыслении поступающей информации. Ключевым фактором этих нарушений является пониженная или отсутствующая мотивация к речевому общению, требующая особого внимания.
Дети замкнуты в собственных переживаниях и избегают общения, что ведет к проблемам в восприятии и формировании целостной речи. Требуется комплексная работа по реабилитации коммуникативных навыков и их дальнейшему совершенствованию. [2]
Альтернативные способы общения или упрощенное (по слогам) произношение рекомендуется внедрять в случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные артикуляционные нарушения. В работе со школьниками с расстройством аутистического спектра специалисты рекомендуют начинать с развития навыков вербальной коммуникации как первоначального этапа.
На начальном этапе происходит развитие диалоговой формы общения через систему вопросов и ответов. Следующая ступень обучения направлена на формирование навыков описательной речи и умения воспроизводить услышанное.
Распространённым способом анализа вербальных навыков является методика ABLLS-R. Способ основан на прикладном анализе поведения и теории «Вербального поведения» Скиннера, применяется для выявления пробелов в речевых, языковых и учебных навыках ребенка, разработки индивидуальной программы развития на основе результатов тестирования, обычно охватывающей 20-30 выявленных дефицитов, а также для оценки эффективности обучения и мониторинга прогресса ребенка путем повторного тестирования каждые 6-12 месяцев.
ABLLS-R обладает рядом преимуществ: детальной оценкой психолого-педагогического профиля ребенка благодаря охвату 544 навыков для составления индивидуальной программы развития, акцентом на базовых учебных навыках и выявлением пробелов, препятствующих дальнейшему обучению. У данного метода присутствуют следующие плюсы:
- Подходит для безречевых детей, поскольку не требует устной речи и вербальных ответов, позволяя выявить их сильные стороны.
- Тестирование может проводиться специалистами разного профиля и родителями после короткого обучения.
- Иерархическая структура навыков способствует поэтапному развитию, а готовые задания легко интегрируются в индивидуальные программы.
- Наглядное представление результатов значительно облегчает оценку уровня развития и отслеживание прогресса. [6]
Таким образом, используя данную методику можно определить уровень владения вербальными навыками у ребенка и разработать дальнейший план действий.
Индивидуализированный подход, адаптированные задания и использование визуальной поддержки могут значительно облегчить процесс обучения и повысить успех в установлении коммуникации. Разнообразные игры, ролевые сценарии и творческие занятия также могут быть полезны для развития навыков социального взаимодействия у детей с аутизмом.
Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой сложное нейропсихологическое состояние, которое существенно влияет на речевое и социальное развитие детей. Современные данные свидетельствуют о том, что каждый 36-й ребёнок в возрасте 8 лет сталкивается с диагнозом РАС, причём мальчики подвержены ему почти в четыре раза чаще девочек. Проблемы речевой коммуникации у детей с РАС связаны с нарушениями восприятия звуковой информации, особенностями сенсорной чувствительности и сниженной мотивацией к общению. Раннее диагностирование и внедрение специализированных программ вмешательства являются ключевыми факторами улучшения качества жизни и социализации детей с РАС.
