Формирование личностных УУД через организацию проектной деятельности в начальной школе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Формирование личностных УУД через организацию проектной деятельности в начальной школе
Развитие личностных универсальных учебных действий в системе образования отвечает социальным запросам, переходу России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Вследствие, учебный процесс в начальной школе нацелен на развитие творческих способностей обучающихся и умение учиться самостоятельно. Определяющим в деятельности учителя служит использование современных технологий и методов обучения. Ключевым методом становится проектная деятельность. Создание проекта способствует развитию основных функций обучающихся, освоению ими необходимых типов деятельности, подготовке их к реальной жизни.
«Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации». [11, с.451]
Ключевая идея проектной деятельности: ориентация действий на результат, который получается при решении теоретических, практических и обязательно личных задач.
Каждый проект состоит из стадий. Проект – это правило пяти П.
П1. Постановка проблемы; П2. Планирование; П3. Поиск информации; П4. Продукт; П5. Презентация [11, 452 с.].
Главное в работе над проектами – научить детей создавать и реализовывать свои идеи. В настоящее время школа должна обеспечивать детей не только знаниями по предметным областям, но и способствовать личностному развитию учащегося. Стандарт нового поколения нацелен именно на это.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [8, c.28].
Виды личностных универсальных учебных действий представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Виды личностных универсальных учебных действий
Дети сегодня – люди информационного общества. Младшие школьники должны сами ставить цели и задачи, продумывать способы их реализации. В результате в основной учебной программе была введена новая линия о проектной деятельности, как способность проектировать. Проведение с учащимися проектных мероприятий возможно, как в урочное, так и во внеурочное время. Для формирования экологической культуры личности ребятам предлагается составление проекта на тему: «Здоровое питание для школьников». Этот проект целесообразно применить в 3-4 классе. Актуальность исследования заключается в необходимости формирования в младшем возрасте правильного представления о здоровом питании у детей, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни.
Цель: формирование ответственного отношения к своему здоровью через употребление полезных продуктов питания и соблюдение правильного режима питания. Для реализации проекта можно провести беседы, анкетирование, сделать сборник рецептов полезных блюд, буклет с рекомендациями и оформить стенд с плакатами в классе.
При работе с данным проектом формируются следующие личностные УУД:
- готовность соблюдать правила здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
- понимание важности физического развития, здорового питания;
- понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества.
Таким образом, изучив сущность понятий «личностные универсальные учебные действия» и «метод проектов», мы можем убедиться, что формирование УУД посредством проектной деятельности необходимо в начальной школе.