Статья:

Цвет и его символическое значение в описании пейзажа на примере романа Ромена Роллана «Жан Кристоф»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Мухитдинова Ю.Р. Цвет и его символическое значение в описании пейзажа на примере романа Ромена Роллана «Жан Кристоф» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 21(21). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/21/28609 (дата обращения: 27.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Цвет и его символическое значение в описании пейзажа на примере романа Ромена Роллана «Жан Кристоф»

Мухитдинова Юлия Рустамовна
студент, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

«Прежде всего природа!

Она всегда была для меня Книгой Книг!..»

Р. Роллан

 

Несомненно, цвет играет наиважнейшую роль в зрительном восприятии, за счет него многие предметы могут быть восприняты иначе. Поэтому, можно сказать, что цвет играет «символизирующую» роль. С его помощью удается передать всю полноту эмоций, которые испытывает человек, что помогает читателю наиболее ярко и точно представить личность и характер героя какого-либо литературного произведения. И что не менее важно, цветовая гамма отражают культуру, обычаи менталитет страны, особенности общественной и духовной жизни, быта, природно- географической среды. В связи с этим, психологи уделяют огромное влияние исследованиям в области цвета.

Цветовые эпитеты в художественном тексте выполняют следующие три функции:

· смысловая (розовый цвет лица — признак здоровья персонажа, «рыжеватость» сапог —указывает на то, что они поношены);

· описательная (цветовые эпитеты тщательнейшим образом «избираются» писателем, чтобы описание приобрело зримые, осязаемые, «выпуклые» формы);

· эмоциональная, определенным образом воздействующая на чувства.

Французы большое внимание уделяют цвету и активно используют цветовые обозначения как в литературе, так и в быту. Они с трепетом относятся к государственным символам, и в своих произведениях пытаются обозначить героя с помощью цветов флага. Эти цвета характеризуют положительных героев (Жана-Кристофа, Луизу, Розу, Жервезу, Люсьена Левена).

Особое внимание в художественном тексте уделяется пейзажу, ведь с его помощью автору удается передать все те эмоциональные переживания, которые герой испытывает на протяжении всего произведения. Можно сказать, что они взаимосвязаны, природа как бы отражает внутренний мир героя, помогает раскрыть его индивидуальность. Филолог - классик М. А. Тахо-Годи считает, что в литературе очень трудно найти пейзаж, который был бы чисто описательным, давал бы только изображение внешнего мира без всякого отношения к субъекту [Лосев А., Тахо-Годи М. «Эстетика природы. Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана»]. Исследователь Н. Д. Иванова думает, что природа выступает как средство представления внутреннего состояния человека или ситуации, в которой оно проявляется.

По мнению отечественных исследователей «природа занимает громадное место в «Жан-Кристофе». А. Андрес, Чичерин и Е. Эткинд в своих диссертациях рассматривали образы природы с целью анализа стиля Роллана. В. Балахонов утверждает, что во многих книгах «Жан-Кристофа» природа была источником, в котором художник ищет вдохновение и находит веру в жизнь.

М. Тахо-Годи и А. Лосев убеждены, что природа в «Жан-Кристофе» не просто фон. В первую очередь, это живая материя, которая проходит через всю роллановскую мысль, это своеобразная образная система, которая помогает раскрыть характер героев и донести до читателя философские и политические идеи писателя, которые находят место в романе [Лосев А., Тахо-Годи М. «Эстетика природы. Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана»].

Изучая природу в романе «Жан-Кристоф», мы видим способы мышления художника, проникаем в тайные «уголки» его души. Пейзаж неразрывно связан с цветообозначениями, и вместе они образуют единство, с помощью которого читателям удается наиболее полно представить происходящее в книге и погрузиться в атмосферу книги.

Кристоф впервые встречает Аду на фоне осени, одетой в яркие краски: «Краснощекие яблоки блестели сквозь листву, как биллиардные шары. То тут, то там деревья поспешно облекались в блистательное убранство осени: огненно-красное, пурпуровое, цвета спелой дыни, апельсина, лимона, цвета густой подливы, … луга убрались крохотными розовыми огоньками прозрачных безвременников». [Лосев А., Тахо-Годи М. «Эстетика природы. Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана»]. Таким образом, автор подчеркивает чувственную красоту девушки, при этом используя в описании пейзажа все оттенки красного и желтого. Красный - это цвет любви, тепла и огня, мы видим, что главный герой влюблен в Аду, и пейзаж, в этом случае, отражает все то, что Кристоф испытывает к девушке, и его внутреннее состояние также передается через природу. Желтый, прежде всего, символ веселости, бодрости, это цвет осени и золота. Он указывает на то, главный герой рад встрече, и ему она приносит только положительные эмоции,

Задумчивая Сабина встречает Кристофа в тишине вечера: «Тишина… Над их головой переливался Млечный Путь. Вправо багровел Юпитер. Над крышей нависла Малая Медведица. В бледно-зеленом небе расцветали, как маргаритки, звезды». [Лосев А., Тахо-Годи М. «Эстетика природы. Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана»]. В данном отрывке автор с помощью зеленого цвета передает мир, тишину, спокойствие, прохладу летнего вечера, а значит, и на душе у героя спокойно, ничего его не тревожит, он чувствует себя комфортно в данной обстановке.

Образ Грации получился цельным и гармоничным, он тесно связан с родной итальянской природой. В природе, окружающей маленькую Грацию, на первый план выдвигается ощущение спокойствия, тишины и образ жизни будто находящейся в состоянии дремоты. «Слышно лишь мычание волов, окрик погонщика, звон стрекоз, кваканье лягушек... А ночью безбрежная тишина, залитая серебряными потоками лунного света».

Кристоф отправляется к Грации в Италию, и эта поездка позволила ему восстановить силы. Кристоф, отправляясь в свое путешествие, чувствует упадок сил, и ничто не вызывает у него интерес. Роллан отождествляет его с углекопом, который проводит жизнь в шахте, под землей: «Там среди пластов угля спало солнце мертвых дней». [Лосев А., Тахо-Годи М. «Эстетика природы. Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана»]. Но ожидание встречи с Грацией, природа Италии с ее неповторимой, яркой красотой полностью захватывает Кристофа. Он словно вырывается из темной, мрачной шахты в мир солнца и тепла. «Впервые в жизни Кристоф забыл, что он музыкант. Музыка его существа превратилась в свет. Воздух, море и земля — великолепная симфония, исполняемая оркестром солнца». [Лосев А., Тахо-Годи М. «Эстетика природы. Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана»].

На смену пейзажу в описании родины Кристофа — Германии, приходит живописный, пластичный, динамичный и красочный, солнечный пейзаж Италии — полный красок: «..вокруг бездонное голубое небо. Белая мраморная лестница, прямая и узкая, поднимается между розовых стен к голубому фасаду храма. Разноцветные домики, словно лимоны, цитроны, светятся среди оливковых рощ и кажутся восхитительно спелыми плодами в листве». [Лосев А., Тахо-Годи М. «Эстетика природы. Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана»]. Когда Кристоф бродит по Риму и его окрестностям, перед ним предстает слияние цвета, света и контуров рисунка — море, опоясывающее Кампанью «наподобие золотого шарфа», красный форум, «лазурь бездонного голубого неба». В описании пейзажа Италии автор использует голубой, белый, розовый цвета. Голубой цвет французы связывают с надеждой, мечтой, романтическим и нежным чувством. Белый считается символом чистоты, света, спокойствия. А розовый цвет французы символизируют с чем-либо идеализированным, гораздо лучшем, чем есть на самом деле. Все эти цвета создают впечатление, что Кристоф обрел свое счастье, он верит в то, что вся его жизнь изменится к лучшему, и впереди его ждет светлое будущее.

Таким образом, можно прийти к выводу, понятие цвета всеобъемлюще, и оно участвует в восприятии человеком окружающей действительности. Цвет и пейзаж позволяют представить образы героев, их внутреннее состояние, переживания, а также увидеть мир их глазами. При чтении литературных произведений нужно обращать внимание на пейзаж и его цвета, в которых он изображен для того, чтобы понять личность героя и его мысли.

 

Список литературы:
1. Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации, М.: ФОРУМ, 2011.
2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи М.А. Эстетика природы: природа и ее стилевые функции у Ромена Роллана. М. : Наука, 2006. — 419 с.
3. Роллан Р. Жан-Кристоф: Правда, 1982.