Статья:

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория языка

Выходные данные
Есимова Н.Е. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(83). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Есимова Нургуль Ермагамбетовна
магистр пед. наук, преподаватель кафедры иностранных языков и переводческого дела Кокшетауского университета им. Абая Мырзахметова, Казахстан, г. Кокшетау

 

THE PROBLEM OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES

 

Nurgul Yessimova

Master of Pedagogical Sciences, teacher, Department of Foreign Languages and Translation, Abai Myrzakhmetov Kokshetau University, Kazakhstan, Kokshetau

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обучения иностранному языку студентов, не специализирующихся на языковых дисциплинах. В работе анализируются основные трудности, с которыми сталкиваются как студенты, так и преподаватели, а также предлагаются пути их преодоления. Особое внимание уделяется методикам, подходящим для обучения студентов различных специальностей, и возможностям интеграции иностранного языка в профессиональное обучение.

Abstract. The article examines the problems of teaching a foreign language to students who do not specialize in language disciplines. The paper analyzes the main difficulties faced by both students and teachers, and suggests ways to overcome them. Special attention is paid to the methods suitable for teaching students of various specialties and the possibilities of integrating a foreign language into vocational training.

 

Ключевые слова: мотивация студентов; индивидуализация обучения; перевернутый класс; аутентичные материалы; методика преподавания; профессиональная интеграция; оценка знаний; образовательные технологии; глобализация; профессиональные компетенции; дифференциация заданий; онлайн-ресурсы; практические задания.

Keywords: student motivation; individualization of learning; inverted classroom; authentic materials; teaching methods; professional integration; knowledge assessment; educational technologies; globalization; professional competencies; differentiation of tasks; online resources; practical tasks.

 

Введение. В современном мире знание английского языка является важным навыком для специалистов различных областей. В условиях глобализации и интеграции международного рынка труда, даже те студенты, которые не специализируются на лингвистике, нуждаются в качественном обучении английскому языку. Цель данной статьи – рассмотреть проблемы преподавания английского языка для студентов неязыковых специальностей и предложить наиболее эффективные решения в изучении иностранного языка студентами неязыковых специальностей. Обучение иностранному языку студентов, не специализирующихся на языковых дисциплинах, представляет собой сложную задачу для образовательных учреждений. В современных условиях глобализации владение иностранным языком, чаще всего английским, становится неотъемлемой частью профессиональной компетентности. Однако, традиционные методы преподавания не всегда эффективны для студентов технических, экономических и других специальностей. В данной статье мы рассмотрим основные проблемы обучения иностранному языку в контексте образовательного процесса неязыковых специальностей и предложим решения, которые могут повысить его эффективность.

1. Проблемы мотивации и интереса

Одной из главных проблем является низкий уровень мотивации обучающихся. В отличие от студентов языковых специальностей, у которых изучение языка является основной учебной целью, студенты других направлений часто не видят непосредственной пользы в изучении иностранного языка. Это приводит к недостаточной вовлеченности в учебный процесс и низким результатам.

Решение:  преподавателям необходимо демонстрировать значимость иностранного языка для будущей профессиональной деятельности студентов. Использование примеров из реальной практики, успехов известных специалистов, а также интеграция профессиональных материалов на иностранном языке может значительно повысить мотивацию. Использование современных технологий, таких как интерактивные программы, онлайн-курсы и мобильные приложения, значительно облегчает процесс обучения и делает его более интересным для студентов.

Интеграция технологий в процесс обучения способствует повышению мотивации студентов и улучшению результатов:

  • Онлайн-платформы и приложения: использование ресурсов, таких как Quizlet, Kahoot!, Duolingo для самостоятельного обучения и проверки знаний.
  • Виртуальные лаборатории и симуляции: создание виртуальных профессиональных ситуаций, в которых студенты могут практиковаться [1].

2. Низкий уровень начальной подготовки

Студенты неязыковых специальностей часто имеют разный уровень начальной подготовки по иностранному языку, что затрудняет работу преподавателя. Одни студенты могут легко усваивать материал, в то время как другим требуется больше времени и усилий.

Индивидуализация обучения позволяет учитывать различный уровень подготовки студентов и их потребности:

  • Дифференциация заданий: адаптация материалов и заданий в зависимости от уровня владения языком и профессиональных потребностей.
  • Обратная связь и поддержка: регулярное предоставление обратной связи и индивидуальных рекомендаций по улучшению языковых навыков.

Решение:  индивидуализация обучения и дифференциация заданий позволяют учитывать различные уровни подготовки студентов. Применение онлайн-ресурсов и платформ, таких как Duolingo, Quizlet, Kahoot, Test English.com и адаптивные учебные программы могут помочь в этом [3].

3. Ограниченное время на изучение языка

Учебные планы студентов неязыковых специальностей часто перегружены профильными предметами, оставляя мало времени на изучение иностранного языка. Это приводит к тому, что обучающиеся не могут выделить достаточное количество времени для полноценного процесса изучения иностранного языка.

Перевернутый класс предполагает, что студенты изучают новый материал дома, а в аудитории время используется для практических заданий и обсуждений:

  • Использование онлайн-ресурсов: видео-лекции, интерактивные упражнения, которые студенты выполняют дома.
  • Практическое применение знаний: обсуждение и отработка материала на занятиях, решение практических задач.

Решение: применение методики перевернутого класса (Flipped Classroom) позволяет студентам самостоятельно изучать теорию дома, а время в аудитории использовать для практических заданий и обсуждений. Это способствует более эффективному использованию учебного времени.

4. Недостаток аутентичных материалов

Студенты не всегда имеют доступ к материалам, которые бы соответствовали их профессиональным интересам и были на иностранном языке. Это ограничивает возможности для погружения в язык и его применение в профессиональном контексте. Но тем не менее на сегодняшний день существует много различных возможностей и способов в изучении иностранного языка, такие как онлайн уроки, социальные сети, приложения в интернете и многое другое.

Решение:  преподавателям следует активно искать и интегрировать аутентичные материалы, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов. Это могут быть статьи из профессиональных журналов, видео-лекции, вебинары и другие ресурсы [4].

5. Трудности в оценке и контроле знаний

Оценка знаний студентов неязыковых специальностей может быть сложной задачей из-за разнообразия используемых методик и уровня подготовки. Традиционные формы контроля часто не отражают реальные языковые навыки студентов.

Решение:  применение разнообразных методов оценки, включая проекты, презентации, групповые работы и самооценку, позволяет более объективно оценить уровень владения иностранным языком. Важно также учитывать прогресс студентов, а не только конечные результаты [2].

Заключение

В заключение следует отметить, что проблемы обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей требуют комплексного и многогранного подхода. Основные трудности, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели, включают низкий уровень мотивации, разный начальный уровень подготовки, ограниченное время на изучение языка, недостаток аутентичных материалов и сложности в оценке знаний. Эффективное решение этих проблем возможно только при интеграции различных методик и инновационных подходов. Внедрение коммуникативного подхода, методов обучения, основанных на выполнении задач (Task-Based Learning), и интегрированного обучения предмету и языку (CLIL) позволяет создать учебный процесс, который максимально приближен к реальным профессиональным условиям. Применение технологий, таких как онлайн-ресурсы и мультимедийные материалы, способствует повышению интереса студентов и их активному вовлечению в учебный процесс. Индивидуализация обучения и дифференциация заданий играют ключевую роль в преодолении разницы в уровне подготовки студентов. Преподаватели должны адаптировать свои методы и материалы, чтобы они соответствовали потребностям и интересам каждого студента. Это позволит создать более гибкую и эффективную систему обучения, которая будет способствовать успешному освоению иностранного языка. Для эффективного преподавания английского языка студентам неязыковых специальностей рекомендуется комбинировать различные методы познания в зависимости от уровня их подготовки и специфики специальности. Особое внимание следует уделять мотивации студентов и созданию условий для практического применения полученных знаний.

Таким образом, решение проблем обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей требует постоянного совершенствования педагогических подходов, внедрения инновационных методов и создания мотивирующей образовательной среды. Только комплексный и адаптивный подход позволит достичь высоких результатов и подготовить студентов к успешной профессиональной деятельности, поскольку в условиях современного мира знание английского языка является неотъемлемой частью профессиональной компетенции. Преподавание английского языка студентам неязыковых специальностей требует применения разнообразных методов и подходов, учитывающих специфику их профессиональной деятельности и уровень языковой подготовки.

Использование разнообразных методик преподавания английского языка студентам в неязыковых вузах позволяет эффективно решать задачу подготовки компетентных специалистов, владеющих иностранным языком на достаточном уровне для выполнения профессиональных обязанностей. Важно, чтобы преподаватели адаптировали свои методики в соответствии с потребностями студентов, создавая условия для активного и практического освоения языка. Такой подход не только способствует улучшению языковых навыков, но и готовит студентов к успешной карьере в глобализированном мире.

 

Список литературы:
1. Brown H.D. Principles of Language Learning and Teaching [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://obuchalka.org/20230317152515/principles-of-language-learning-and-teaching-brown-h-d-2007.html (дата обращения: 20.05.2024).
2. Farrell T. S. C. Standing on the shoulders of giants: Interpreting reflective practice in TESOL // Iranian Journal of Language Teaching Research. – 2019. – Vol. 7(3). – P. 1–14.
3. Suzuki, Y., & DeKeyser, R. M. (2017). Effects of distributed practice on the proceduralization of morphology // Language Teaching Research. – Vol. 21 (2). – P. 166–188.
4. Vallerand Robert J. Deci and Ryan's self-determination theory: A view from the hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation // Psychological Inquiry. –January 2000. – Vol. 11(4). – P. 312–318.