Статья:

Тема революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг. (на примере романа А.А.Фадеева «Разгром»)

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Пивович В.А. Тема революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг. (на примере романа А.А.Фадеева «Разгром») // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Тема революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг. (на примере романа А.А.Фадеева «Разгром»)

Пивович Валерия Алексеевна
студент, Филиал СГПИ в г. Буденновске, РФ, г. Будёновск
Фомина Анжела Рашидовна

 

Революция и гражданская война в начале 20 века – одна из тяжелейших страниц отечественной истории. Тема революции и гражданской войны особенно волновала писателей и поэтов 1920-х годов.

Именно эти события принято считать основными этапами в развитии литературы советского времени.

Вокруг этих тем разгорались споры и среди зарубежных писателей и поэтов, и среди тех, кто творил в Советской России.

Несмотря на то, что русская литература того периода была относительно короткой по своей протяженности (1917 – 1925 гг.), она несла в себе большую культурно-историческую значимость.

И хотя литераторы того времени считали ее продолжением литературы предыдущих лет, в новой литературе появились признаки, которые впоследствии и стали причиной ее раскола.

События, произошедшие в то время и отраженные в произведениях писателей, разделили русскую литературу на три ветви: советскую литературу, которая стояла на службе новой власти, литературу русского зарубежья (ее представители не смогли принять изменения в России и были вынуждены эмигрировать) и литературу, которая оказалась гонимой внутри страны, ее также называли "потаенной" или "запрещенной".

Данная тема стала ведущей в творчестве многих ярких писателей. Они считали, что события начала века бесповоротно изменили не только жизнь всего Российского государства, но и судьбу каждого человека и каждой семьи. В своих произведениях они называли эти события братоубийственными.

Гражданская война стала своего рода примером ожесточенного поведения человека и общества.

Писатели, воспитанные в традициях гуманизма и стремившиеся выразить общечеловеческие ценности в русской классической литературе, отражали ее в своих произведениях как великую национальную трагедию.

Помимо разрушения культурных отношений и вековых семейных традиций, в условиях гражданской войны каждый писатель должен был сделать свой нравственный выбор, который диктовал ему художественные задачи. Выразить происходящее не предвзято, а с определенной точки зрения – стало главной проблемой литературных деятелей первой трети 20 века.

Одним из ведущих русских писателей того времени был Александр Александрович Фадеев.

Каждое его произведение становилось отдельным событием в литературной жизни, довольно часто вокруг его текстов возникали споры. 

Произведения Александра Александровича никого не оставляли равнодушными, –  и «Разгром» не стал исключением.

Это произведение выдержало проверку временем и по сей день остается востребованным среди читателей. Роман "Разгором" – одно из лучших произведений 1920-х годов.

Этим творением писатель показал, как в пылу гражданской войны и революции происходит огромнейшая переделка людей.

По словам автора, перед ним стояла задача показать, что «в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе... отсеивается...

Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят... коммунисты...» [4]. 

«Разгром» – первое произведение, в котором нашло отражение идейное содержание Октябрьской революции.

Центральное место в произведении занимает человеческий характер. А главным событием становится разгром отряда партизан.

В основу событий романа А.А. Фадеева «Разгром» был положен реальный исторический факт – разгром партизанского отряда на Дальнем Востоке.

В отличие от других писателей того времени, которые пытались отметить героические моменты Гражданской войны, Фадеев подошел к этой теме несколько иначе, он  показал уязвимость красных партизан и указал на ошибки и просчеты их командиров.

Идею переделки в ходе революции «человеческого материала» олицетворяет в романе Морозка, а идею отбора и «отсеивания» - Мечик.

В одинаковых жизненных ситуациях идет сравнивание героев, выявляется их нравственно-психологический потенциал.

В финале Морозка совершает самопожертвование, спасая отряд, – Мечик же уходит. Противопоставление героев носит   не психологический, а социальный характер.

Автор в романе отражает  недостатки Морозки («баламутство», привычку подозревать других в низости, самому отлынивать от дела, способность лгать, красть) как легкомысленные, они возникают под влиянием жазненных обстоятельств. Фадеев считает, что под влиянием участия в революции эти качества должны исчезнуть.

Мечик же в произведении показывается совершенно в другом свете. Автор его описывает как интеллигентного юношу, который воспринял революцию, но не принял ее грязь, кровь, пошлость.

Александр Александрович показывает, что под красивой внешностью может скрываться душа предателя и эгоиста.

Достижением Фадеева было изображение коммуниста Левинсона, человека неказистого с виду, со слабостями, но сильного духом, разумно умеющего управлять собой и другими.

Автор со всей своей позиции поэта-революционера стремился приблизить время коммунизма.  Его светлая вера в прекрасного человека проходила сквозь самые тяжелые картины и положения, в которые попадали его герои. Для А.А. Фадеева революционер не возможен без устремленности в светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чистого человека.

Если обратиться к построению романа, мы увидим, что каждая из глав не только развивает какое-то действие, но также содержит полную психологическую развертку и углубленную характеристику действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик»,  «Левинсон», «Разведка Метелицы». 

В произведении нет подробного описания  действующих лиц. Фадеев как последователь  Льва Николаевича Толстого, исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих обстоятельствах. Писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души, пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев, создавая все новые психологические портреты.

Революция и гражданская война изображались по-разному: как стихия, метель, вихрь («Голодный год», Пильняка), как конец культуры и истории («Окаянные дни» Бунина, «Солнце мертвых» Шмелева), как начало нового мира («Разгром» Фадеева).

Писатели, принимавшие революцию, наполняли свои произведения героико-романтическим пафосом. А те, кто видел в революции некправляемую стихию, изображали ее как апокалипсис, действительность у них представала  в трагической тональности.

 

Список литературы:
1. Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. – М.: Советский писатель, 1987. – 384 с. 
2. Фадеев А.А. Романы / Ред. Краковская А. – М.: Худож. литература, 1971. – 784 с.
3. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века в трёх частях (Часть 1). – М.: Просвещение, 2007. – 483 с. 
4. Фадеев А.А. Письма. 1916-1956/ Ред. Платонова А.- М.: Худож. литература, 1969. – 584 с.
5. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. В 3 ч. Ч.1. – М.: Марк, 1995. – 350 с.