Тема революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг. (на примере романа А.А.Фадеева «Разгром»)
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Филология
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Тема революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг. (на примере романа А.А.Фадеева «Разгром»)
Революция и гражданская война в начале 20 века – одна из тяжелейших страниц отечественной истории. Тема революции и гражданской войны особенно волновала писателей и поэтов 1920-х годов.
Именно эти события принято считать основными этапами в развитии литературы советского времени.
Вокруг этих тем разгорались споры и среди зарубежных писателей и поэтов, и среди тех, кто творил в Советской России.
Несмотря на то, что русская литература того периода была относительно короткой по своей протяженности (1917 – 1925 гг.), она несла в себе большую культурно-историческую значимость.
И хотя литераторы того времени считали ее продолжением литературы предыдущих лет, в новой литературе появились признаки, которые впоследствии и стали причиной ее раскола.
События, произошедшие в то время и отраженные в произведениях писателей, разделили русскую литературу на три ветви: советскую литературу, которая стояла на службе новой власти, литературу русского зарубежья (ее представители не смогли принять изменения в России и были вынуждены эмигрировать) и литературу, которая оказалась гонимой внутри страны, ее также называли "потаенной" или "запрещенной".
Данная тема стала ведущей в творчестве многих ярких писателей. Они считали, что события начала века бесповоротно изменили не только жизнь всего Российского государства, но и судьбу каждого человека и каждой семьи. В своих произведениях они называли эти события братоубийственными.
Гражданская война стала своего рода примером ожесточенного поведения человека и общества.
Писатели, воспитанные в традициях гуманизма и стремившиеся выразить общечеловеческие ценности в русской классической литературе, отражали ее в своих произведениях как великую национальную трагедию.
Помимо разрушения культурных отношений и вековых семейных традиций, в условиях гражданской войны каждый писатель должен был сделать свой нравственный выбор, который диктовал ему художественные задачи. Выразить происходящее не предвзято, а с определенной точки зрения – стало главной проблемой литературных деятелей первой трети 20 века.
Одним из ведущих русских писателей того времени был Александр Александрович Фадеев.
Каждое его произведение становилось отдельным событием в литературной жизни, довольно часто вокруг его текстов возникали споры.
Произведения Александра Александровича никого не оставляли равнодушными, – и «Разгром» не стал исключением.
Это произведение выдержало проверку временем и по сей день остается востребованным среди читателей. Роман "Разгором" – одно из лучших произведений 1920-х годов.
Этим творением писатель показал, как в пылу гражданской войны и революции происходит огромнейшая переделка людей.
По словам автора, перед ним стояла задача показать, что «в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе... отсеивается...
Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят... коммунисты...» [4].
«Разгром» – первое произведение, в котором нашло отражение идейное содержание Октябрьской революции.
Центральное место в произведении занимает человеческий характер. А главным событием становится разгром отряда партизан.
В основу событий романа А.А. Фадеева «Разгром» был положен реальный исторический факт – разгром партизанского отряда на Дальнем Востоке.
В отличие от других писателей того времени, которые пытались отметить героические моменты Гражданской войны, Фадеев подошел к этой теме несколько иначе, он показал уязвимость красных партизан и указал на ошибки и просчеты их командиров.
Идею переделки в ходе революции «человеческого материала» олицетворяет в романе Морозка, а идею отбора и «отсеивания» - Мечик.
В одинаковых жизненных ситуациях идет сравнивание героев, выявляется их нравственно-психологический потенциал.
В финале Морозка совершает самопожертвование, спасая отряд, – Мечик же уходит. Противопоставление героев носит не психологический, а социальный характер.
Автор в романе отражает недостатки Морозки («баламутство», привычку подозревать других в низости, самому отлынивать от дела, способность лгать, красть) как легкомысленные, они возникают под влиянием жазненных обстоятельств. Фадеев считает, что под влиянием участия в революции эти качества должны исчезнуть.
Мечик же в произведении показывается совершенно в другом свете. Автор его описывает как интеллигентного юношу, который воспринял революцию, но не принял ее грязь, кровь, пошлость.
Александр Александрович показывает, что под красивой внешностью может скрываться душа предателя и эгоиста.
Достижением Фадеева было изображение коммуниста Левинсона, человека неказистого с виду, со слабостями, но сильного духом, разумно умеющего управлять собой и другими.
Автор со всей своей позиции поэта-революционера стремился приблизить время коммунизма. Его светлая вера в прекрасного человека проходила сквозь самые тяжелые картины и положения, в которые попадали его герои. Для А.А. Фадеева революционер не возможен без устремленности в светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чистого человека.
Если обратиться к построению романа, мы увидим, что каждая из глав не только развивает какое-то действие, но также содержит полную психологическую развертку и углубленную характеристику действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Метелицы».
В произведении нет подробного описания действующих лиц. Фадеев как последователь Льва Николаевича Толстого, исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих обстоятельствах. Писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души, пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев, создавая все новые психологические портреты.
Революция и гражданская война изображались по-разному: как стихия, метель, вихрь («Голодный год», Пильняка), как конец культуры и истории («Окаянные дни» Бунина, «Солнце мертвых» Шмелева), как начало нового мира («Разгром» Фадеева).
Писатели, принимавшие революцию, наполняли свои произведения героико-романтическим пафосом. А те, кто видел в революции некправляемую стихию, изображали ее как апокалипсис, действительность у них представала в трагической тональности.