Статья:

Меры по предупреждению банкротства и проблемы их реализации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ахмедгараева А.З. Меры по предупреждению банкротства и проблемы их реализации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 21(21). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/21/28617 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Меры по предупреждению банкротства и проблемы их реализации

Ахмедгараева Альфия Зуфаровна
магистрант, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, РФ, г. Владимир

 

Банкротство предприятия не является желаемым явлением ни для кредиторов, ни для должника. Для первых оно чревато полным или частичным невозвратом долга, а также сложностью процедур, необходимых для исполнения обязательств. Для второго означает окончание деятельности и частичную или полную потерю активов.

Закон о банкротстве подробно регламентирует восстановительные процедуры, которые могут быть применены к должнику после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), - финансовое оздоровление и внешнее управление.

Такие меры именуются в законодательстве мерами по предупреждению банкротства. К преимуществам досудебного восстановления платежеспособности можно отнести то, что оно проводится по решению учредителей (участников) должника и может быть применено более оперативно, нежели судебные восстановительные процедуры. Предупреждение банкротства - деятельность учредителя (участников) должника, а в установленных законом случаях и иных лиц по реализации комплекса мероприятий, осуществляемых до возбуждения дела о банкротстве и направленных на восстановление платежеспособности должника.

Мероприятия по предупреждению банкротства в узком смысле - это меры, направленные на недопущение судебного разбирательства, т.е. меры, связанные с устранением самих условий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника.

Итак, меры по предупреждению банкротства - осуществляемые учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, а по соглашению с должником - кредиторами и иными лицами до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридические и экономические мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника. В установленных законом случаях они осуществляются под контролем уполномоченного административного органа.

Меры по предупреждению банкротства организаций и санация не упоминаются в статье 27 Закона о банкротстве в числе процедур, применяемых в деле о банкротстве, однако, исходя из содержания и значения названных мер, мы полагаем, что меры по предупреждению банкротства организаций и санация, по существу, представляют собой процедуры, направленные на предупреждение банкротства (процедуры предупреждения банкротства).

Оценивая таким образом процедуры предупреждения банкротства, исходим из того, что существо, содержание первично, а форма, процедура производна, вторична, поэтому несмотря на то что суд еще не принял заявление о признании должника банкротом, не возбудил производство по делу о банкротстве, однако лицами, заинтересованными в восстановлении платежеспособности должника принимаются соответствующие меры, по существу, проводится процедура предупреждения банкротства, имеются все основания считать такие действия специальной процедурой банкротства.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о банкротстве в случае возникновения признаков банкротства, или обстоятельств, обязывающих должника подать заявление в суд о своей несостоятельности, руководитель должника обязан включить сведения о наличии таких обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение 10 рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении, а также в разумный срок предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства должника.

Руководитель должника и иные его органы, а также учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия и иные контролирующие должника лица со дня, когда они узнали или должны были узнать о наличии указанных обстоятельств, обязаны действовать с учетом интересов кредиторов, в частности не допускать действия (бездействие), которые могут заведомо ухудшить финансовое положение должника.

Неисполнение руководителем юридического лица в установленный законодательством о несостоятельности (банкротстве) срок обязанности по направлению собственнику имущества должника - унитарного предприятия, а также лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), сведений о наличии признаков банкротства, равно как и копии заявления должника при подаче его в арбитражный суд, отзыва должника на заявление о признании должника банкротом влечет административную ответственность.

Мерами по предупреждению банкротства следует считать санацию, реструктуризацию задолженности.

Санация состоит в следующем: учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация) (ч. 1 ст. 31 Закона о банкротстве).

Для того чтобы восстановить платежеспособность должника, в процессе санации могут быть приняты следующие особенные меры:

· ликвидация (полная или частичная) дебиторской задолженности;

· погашение всех обязательств предприятия должника собственными финансовыми средствами или с помощью третьих лиц;

· оказание юридическому лицу помощи в виде финансовой выплаты из специализированных фондов для поддержки обанкротившихся предприятий (владельцами таких фондов являются органы государственного управления);

· изменение процесса производства вплоть до полного перепрофилирования;

· устранение нерентабельных видов производств;

· реализация какой-то части капитала предприятия — должника;

· помощь со стороны государства в виде предоставление субсидий, дотаций или субвенций;

· продажа обанкротившегося предприятия на открытых торгах (цена предприятия устанавливается хозяйственным судом);

· другие меры.

Суть антикризисной финансовой стратегии управления заключается в том, чтобы быстро возобновить платежеспособность предприятия и в кратчайшие сроки восстановить уровень финансовой устойчивости, достаточный для нормального ведения дальнейшей экономической деятельности и избежание банкротства.

Реструктуризация долгов (задолженности) - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия погашения долга.

Двойственный характер имеет временная администрация - специальный временный орган управления финансовой организацией, назначаемый органом, осуществляющим контроль за деятельностью организации, в целях проведения мероприятий по восстановлению платежеспособности должника и обеспечения сохранности его имущества. В положениях о банкротстве финансовых организациях она рассматривается как орган, реализующий меры по предупреждению банкротства, а в положениях о банкротстве кредитных организаций она названа в числе мер по предупреждению банкротства.

Мероприятия (меры), осуществляемые в рамках досудебного восстановления платежеспособности, можно разделить на юридические (взыскание задолженностей, кредит, ликвидация подразделений и др.) и экономические (модернизация или перепрофилирование производства, изменение политики управления и др.)

Одним из способов предупреждения банкротства является применение различных моделей и способов для вычисления коэффициента банкротства, обнаружить и предотвратить возможные проблемы платёжеспособности или решить их на стадии возникновения, не доводя до критического уровня.

Участники (учредители), собственники имущества самостоятельно определяют предпочтительность тех или иных мер для предупреждения банкротства. В зависимости от их решения выбранные варианты воплощаются в жизнь. Существуют некоторые нюансы для нерядовых организаций относительно банкротства. Если предприятие трудится в специфической отрасли, например, стратегического направления для страны или является банком, для него могут быть применены дополнительные меры для предупреждения банкротства, недоступные другим предприятиям.

Возможна финансовая стабилизация организации-должника путём изменения состава и структуры её активов и пассивов. Например, за счёт продажи имущества для уплаты долга, сдачи его в аренду; увеличения уставного капитала через дополнительный выпуск акций или взносы участников; продажи долей (паёв, вкладов) в уставном капитале иных организаций и т. д.

Отличия мер по предупреждению банкротства от восстановительных процедур:

· применяются до возбуждения дела о несостоятельности. Причем за некоторыми исключениями эти меры применяются по инициативе или с согласия должника;

· меры по предупреждению банкротства обычно не предполагают участия специально назначенных лиц в их осуществлении, ограничения право- и дееспособности должника, а также контроля со стороны государства за их осуществлением;

· в Законе о банкротстве нет исчерпывающего перечня мер по предупреждению банкротства, а также нет подробной регламентации условий их проведения, тогда как возможные судебные восстановительные процедуры определены императивно, порядок их осуществления подробно регламентирован законодательством;

· положительное завершение восстановительных процедур влечет за собой прекращение дела о банкротстве, при отрицательном результате возможен переход к иной восстановительной процедуре или конкурсному производству. Положительный результат мер по предупреждению банкротства влечет за собой погашение требований кредиторов и, как следствие, отпадение оснований для возбуждения дела о банкротстве. При отрицательном результате, как правило, у должника возникает обязанность обратиться в суд с заявлением о банкротстве (ст. 9 Закона о банкротстве).

Указанные особенности не относятся к мерам по предупреждению банкротства отдельных категорий должников, в частности финансовых и кредитных организаций. Они проводятся под контролем государственного органа и подробно регламентированы законодательством РФ.

 

Список литературы:
1. Байкина С.Г. Учет и анализ банкротств. Учебное пособие. – М., 2015. 
2. Баринов А.М., Бушев, А.Ю., Городов, О.А. и др. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В.Ф. Попондопуло. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2017.
3. Федеральный закон от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017 г.) «О несос-тоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 43. – ст. 4190.
4. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. – М., 2012. 
Пирогова Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. С. Пирогова, А. Я. Курбатов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. – С. 16-20.