Статья:

История развития авторских прав в России: автор литературных произведений и его авторские права

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Пименова В.В. История развития авторских прав в России: автор литературных произведений и его авторские права // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 21(21). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/21/29638 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История развития авторских прав в России: автор литературных произведений и его авторские права

Пименова Валерия Вадимовна
студент, Южно-Уральский институт управления и экономики, РФ, г. Челябинск

 

В условиях постиндустриального общества все большую значимость во всех сферах жизни общества приобретает интеллектуальная деятельность. Она в качестве результата умственной деятельности человека в областях науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования становится основным нематериальным коммерческим продуктом многих отраслей. Тем не менее, как и любой другой продукт, результат интеллектуальной деятельности не может появиться сам по себе — у него обязательно есть свой автор, труд которого по сложности сравним с тяжелым физическим трудом. В свою очередь, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, он должен быть вознагражден. Однако как осуществлять вознаграждение, если в случаях интеллектуальной и творческой деятельности часто нет заказчика или работодателя, которые бы осуществляли выплаты за работу?

Именно здесь вступает в действие такое понятие как авторское право и пользование чужой интеллектуальной собственностью — вознаграждение автору или правообладателю перечисляется по факту использования его трудов, будь то печать литературных произведший, музыкальные и кинематографические воспроизведения, репродукции картин и тому подобное. Однако на этом этапе вновь возникают проблемы, связанные с определением автора результата интеллектуальной деятельности.

С самого зарождения прообраза авторского права в России эта проблема не особо поднималась на законодательном уровне. Основанием правообладания на результат интеллектуальной деятельности было публичное заявление об этом[4]. До открытия первой типографии при Иване IV Грозном этот вопрос вообще не возникал в жизни общества, поскольку все результаты интеллектуальной деятельности относились к церкви и имели малое распространение на территории страны. Литература того времени в основном представляла собой летописи и церковные записи[2]. При появлении же первых печатных книг права обладания и свободной печати были закреплены за типографиями, имеющими государственное разрешение на печать, которых были единицы.

В эпоху Петра I книгопечатание получило более широкое распространение: за период от печати «Апостола» Ивана Федорова и до правления Петра Великого было отпечатано книг меньше, чем за само правление Петра I[3]. Огромную часть публикующейся литературы составляли учебные пособия, печать которых происходила на Печатном дворе. Частные типографии существовали в единичных экземплярах и работали только по личному разрешению государя.

Однако после прихода к власти Екатерины II привилегии на создание типографий стали выдаваться частным лицам. Но их деятельность строго контролировалась: частным типографиям было разрешено печатать только иностранную литературу, чтобы не приносить убытка государству. Таким образом, получается, что больше половины тысячелетия существования Российского государства авторские права на произведения не воспринимались как собственность автора, нуждающаяся в закреплении и вознаграждении. Все права автора ограничивались лишь самим авторством, без возможности дальнейшего использования результата интеллектуальной деятельности как средства получения прибыли.

Следующим этапом развития авторских прав в России стало издание Александром I манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах»[1]. Манифест содержал шесть разделов, которые регламентировали сущность и виды привилегий, сроки их действия, основания для прекращения, а так же часть условий судебного урегулирования. Нововведением манифеста стало то, что авторские права на объект правообладания закреплялись специальным свидетельством, выдаваемом при представлении результата интеллектуальной деятельности обществу и правительству.

Манифест стал новой ступенью развития авторских прав в России. Впервые за всю историю развития государства авторские права стали закрепляться за автором на государственном уровне, а за их нарушение по жалобе правообладателя начиналось судебное производство.

Тенденция к изменению законодательства в данной сфере оказалась долгосрочной и актуальной. Уже в 1828 году Николай I подписывает «Цензурный устав», ставший новым пунктом правоотношений в сфере авторского права и ограничивающий признание авторских прав своими рамками. То есть при нарушении произведением устава авторские права на него могли быть аннулированы без права возвращения, а сроки права на произведения за автором были увеличены до всего срока жизни автора и 25 лет после.

Следующим заметным шагом в развитии законодательства авторских прав стал «Закон об авторском праве», принятый Николаем II. Где помимо стандартных положений об объекте и субъекте правоотношений были оформлены правила судебных разбирательств и исковые сроки[8].

Последующие развитие имперского авторского права прервала Великая Октябрьская Революция и установление власти Советов. И первым нормативно-правовым актом нового государства в области авторского права стало постановление ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 года, которое определило основные институты отрасли, сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое. Особенностью постановления стало то, что вводилось государственное регулирование отрасли авторского права. Более поздний Гражданский кодекс РСФСР привнес в сферу авторских правоотношений пункт о защите произведений, выпущенных за границей, иностранными авторами в рамках соответствующих международных соглашений.

После присоединения СССР к Конвенции об авторском праве (Женевская редакция) были законодательно регламентированы права авторов, впервые выпустивших свои произведения за границей[9]. Им давалось исключительное право на перевод трудов и выпуск их в свет, а также даровалось право выдавать разрешения на перевод и публикацию третьим лицам.

Во время перестройки государственный контроль над сферой авторских правоотношений ослаб, государство утратило монополию на продажу авторских прав за рубеж. У авторов впервые появилась возможность легально заключать договора на публикацию в иностранных издательствах.

Новый и современный этап развития авторского права связан уже с образованием Российской Федерации. Первый постсоветский закон об авторском праве в Российской Федерации вступил в силу 3 августа 1993 года[7]. Он полностью заменил советские законы в сфере авторского права, чего не было до этого. Новый Закон об авторском праве от 1993 года был основан на модели Всемирной организации интеллектуальной собственности и следовал континентальной европейской традиции: он чётко разделил экономические и моральные права, включая детальные положения о смежных правах.

Закон РФ об авторских правах разделил авторские права на личные неимущественные и личные имущественные права. Под неимущественными правами подразумевалось права на авторство и имя, защиту репутации автора, обнародование. Под личными имущественными — права на воспроизведение, распространение, публичный показ, передачу в эфир, а также право на перевод и адаптацию. Помимо всего этого были намного расширены и уточнены смежные права.

Однако закон об авторских правах не мог полностью охватить всю сферу авторских правоотношений новообразованного государства. С этой целью в рамках разработки Гражданского Кодекса Российской Федерации была начата разработка части, посвященной специально авторским правам. И 1 января 2008 года в силу вступила часть 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, детально регламентирующая отношения в сфере авторских и смежных прав, в связи с чем утратил юридическую силу Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» [6].

Несмотря на то, что новое законодательство в отношении интеллектуальной собственности было полностью переписано с нуля и было построено совершенно иначе, чем в «Законе об авторском праве» 1993 года, на самом деле произошли незначительные изменения в тексте, касающиеся авторских прав. Большинство изменений были разъяснениями упущений или спорных пунктов в законе 1993 года. Среди нововведений в области авторского права стало право публикатора на произведение науки, литературы или искусства, введено понятие «интернет-право» и определены два вида договоров: один для передачи авторских прав и второй — лицензия на предоставление права использования произведений[5].

Авторское право в России прошло длинный путь возникновения и развития, преодолело множество препятствий. Однако, не смотря на все достижения законодательства в этой сфере, проблема определения автора произведения следовала за эволюцией авторского права постоянно. Невозможность точного определения авторства, плагиат, присвоение результатов интеллектуальной собственности, одновременное претендование на авторство, незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности, отсутствие системы законодательного закрепления правообладателя — все эти проблемы зародились столетиями назад и не решены до сих пор. На данный момент на государственном уровне не существует никакого реестра зарегистрированных прав на произведения, хотя эта возможность не запрещена законом и существует в частном порядке. Для признания авторства за определенным человеком необходимо лишь заявить о нем как о создателе произведения, что, по сути, является сомнительным доказательством авторства и влечет за собой массу нарушений авторских прав.

 

Список литературы:
1. Бакунцев А. В. Авторское право на произведения литературы в Российской империи. Законы, постановления, международные договоры (1827–1917). — М.: ВК Москва, 2005. — 90 с. — ISBN 5-98405-013-7.
2. Бахтиаров Анатолий Александрович. История книги на Руси / А.А. Бахтиаров; Гос. публич. ист. б-ка России
3. Виноградова Л. А. История книжного дела в России (988—1917). — М., 1991.
4. Гришин Д. Ю. Эволюция авторского права: от зарождения до наших дней: Выпуск 7 // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей. — 2001. — Т. 1.
5. Дашян М. С. Авторское право. Абсурд и гениальность: монография. — М.: 
6. Российская Федерация. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Российская газета. — 2006. — № 289 (22 декабря).
7. Российская Федерация. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. — 1993. — № 147 (3 августа).
8. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань: тип. Имп. ун-та, 1891. — 313 с.
9. ЮНЕСКО. Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве. —Роспатент, 1952.