Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРОДАВЦА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нагдалян М.Б. ОСОБЕННОСТИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРОДАВЦА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 33(212). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/212/117875 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРОДАВЦА

Нагдалян Манвел Бахшиевич
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В данной статье автором рассматривается особенности прав и обязанностей продавца.

 

Ключевые слова: Российская Федерация, права покупателя, государство, правовая система, договор, товар, потребитель.

 

Права и обязанности покупателя в рамках реализации договора дистанционной купли–продажи товаров, являются общими и регулируются положениями, закрепляющие права и обязанности покупателя в рамках регулирования договора купли продажи, договора розничной купли–продажи и законодательства о защите прав потребителя.

Покупатель вправе до заключения договора розничной купли–продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 статьи 495 ГК РФ, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли–продажи (пункт 4 статьи 445 ГК РФ), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков [2].

Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Две основных обязанности покупателя – оплата и принятие товара.

При этом обязанность оплатить товар имеет значение только для тех договоров розничной купли–продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т.к., как мы уже отмечали, договор розничной купли–продажи считается заключенным с момента оплаты.

Итак, главная и фактически единственная обязанность покупателя – принять им товар и оплатить его.

Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ) дает покупателю право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466; пп.1, 2 ст.468; п.2 ст.475; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; пп.1 и 3 ст.503.

Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли–продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара. Так для получения соответствующего товара необходимо сообщить адрес и наименование получателя, которому должен доставляться товар: обеспечить транспорт для перевозки товара, если обязанность по доставке лежит на нем; направить своего представителя в место нахождения продавца, если договором предусмотрено предоставления товара в этом месте, и т.п.

Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, – в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, который передан досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.315, 457 ГК РФ [1].

В том случае, если покупатель не принимает товар или отказывается от него, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. Помимо этого продавец вправе требовать возмещения убытков, причиненных вследствие нарушения покупателем своей обязанности (ст.393 ГК РФ). Эти правовые последствия наступают, если покупатель отказывается принять товар или не принимает его несмотря на то, что он обязан это сделать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором. Так, правовые последствия, предусмотренные п.3 ст.484 ГК РФ, будут наступать, если покупатель откажется принять товар с недостатками, когда нарушение требований к качеству не является существенным.

Если иное не предусмотрено договором, риск в отношении товара переходит к покупателю, когда считается, что продавец выполнил свое обязательство по доставке товара в соответствии с договором и законодательством.

В случае существенного нарушения (например, неисправности) покупатель может:

– отказаться от договора и потребовать уплаченную цену;

– запросить замену товара.

При покупке в результате дистанционной продажи потребители  имеют право отменить свою покупку в течение определенного периода времени. Важно, чтобы правила отмены для потребителей соблюдались, потому что, если продавец не соблюдает сроки отмены покупки, то это может быть расценено как нарушение прав покупателя.

При дистанционной продаже бизнес должен предоставить образец формы отмены, чтобы клиенты могли легко реализовать свое право на отмену.

Период отмены в соответствии с Положением о потребительском договоре также известен как «период обдумывания». Ваш бизнес может предложить более длительный период охлаждения, если вы решите это сделать. Однако у покупателя есть как минимум четырнадцать дней, чтобы отправить товар обратно в вашу компанию. Затем компания должна возместить первоначальную покупную цену в течение четырнадцати дней с момента получения вами товаров от покупателя.

В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

– замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

– возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Отметим сразу, что вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Однако, из этого правила были сделаны два исключения, которые связаны с характером товара.

 

Список литературы:
1. Карпычев В.Ю., Шальнова Ю.П. Особенности учета реализации программного обеспечения с использованием современных информационных технологий // Международный бухгалтерский учет. 2017. №14 (428). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ucheta-realizatsii-programmnogo-obespecheniya-s-ispolzovaniem-sovremennyh-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 23.09.2022).
2. Кунин Е.И., Арсенькина Л.С. Современное состояние правового регулирования в сфере интернет-торговли // Концепт. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-pravovogo-regulirovaniya-v-sfere-internet-torgovli (дата обращения: 23.09.2022).