ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
На сегодняшний день важным фактором считается функциональность и формирование страны в целом. Многие изменения привели к пересмотру некоторых традиционных представлений.
Рабочая деятельность страны направлена на:
- разработку общества;
- формирование условий для хорошей жизни общества;
- развитие нравственности и благополучия;
- формирование разработки для защиты каждого человека [1].
Государственное управление в широком понимании - это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.д.).
Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т. д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.
Государственное управление в узком понимании - это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне, как Российской Федерации, так и ее субъектов.
Схема государственного управления включает шесть подсистем, которые образуют системное воздействие. Системное воздействие осуществляет управление над двумя системами, взаимодействующими между собой: политической и экономической системами.
Колоссальное влияние на характер организующих, регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, является его субъект - государство.
Воздействие государственного управления осуществляется посредством реализации функций государства.
Государственное управление, являясь совокупностью видов деятельности, направленных на осуществление решений правительства, представляет собой сложную разветвленную систему. Для того чтобы проанализировать данную систему, необходимо выявить современные подходы к выделению элементов системы государственного управления и ее специфические особенности, которые охватывает государственное управление.
Государственное управление, согласно подходу А.В. Корепиной, представляет собой систему административных институтов с иерархией власти, посредством которой осуществляется делегирование полномочий, координация и формализация действий.
Данное определение делает упор на структурированность системы управления, присущей государству.
Юрист С. Рогов выделяет три обязательных свойства государственного управления:
1) управленческое воздействие, опирающееся на силу государственной власти;
2) всеобщность государственного управления;
3) системность [2, с. 52].
Системности как признаку государственного управления уделяется особое внимание в юридической литературе, в силу того, что данная деятельность охватывает широкий круг лиц, задействованных в сфере управления, а также граждан и ресурсов, в которые входят финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления позволяет обеспечить достижение задач и выполнение управленческих функций, так как она связывает элементы воедино с помощью управляющего воздействия субъектов и объектов управления.
Что касается функций государственного управления, обширность системы, а также её охват значительно усложняет процесс формирования конечного списка функций. Тем не менее, одним из наиболее удачных является подход Четверикова В.С, который подразделяет функции на три ключевые группы:
- ориентирования системы - прогнозирования, планирования, нормативного регулирования, методического руководства;
- обеспечения системы - кадрового, материально- технического, финансового, организационно-структурного, информационного, правоприменительного;
- оперативного руководства системой - непосредственного регулирования деятельности, учета, контроля, оценки (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т.д.) и применения мер воздействия (поощрения, наказания и др.) [3, с. 110].
Остановимся более подробно на последней, в силу того, что функционал именно этой группы наиболее ярко демонстрирует отличие государственного управления от управления коммерческим предприятием. В словаре Ожегова понятие «регулирование» определено как направление развития, движение чего-либо с целью приведения в порядок, систему.
Иными словами, в случае государственного управления, деятельность государственных структур и организаций, с ними ассоциированных, должна носить целостный и закономерный характер, отличающийся структурированностью связей и иерархичностью единиц, входящих в него.
Государственное регулирование в ряде источников часто трактуется как степень вмешательства государства в экономическую жизнь. Данное определение, по мнению автора, хоть и является справедливым в силу существования провалов рынка, отражает только часть деятельности государственных органов.
Таким образом, рассмотрев теоретические положения государственного управления была выявлена системность понятия. Понятие «государственное управление» является достаточно сложным для интерпретации, поэтому правоведы рассматривают его определение в узком и широком смысле.
Наиболее актуально для теории административного права рассмотрение государственного управления в узком значении этого понятия. То есть в рамках данного подхода государственное управление представляет собой фактическую административную деятельность всех государственных органов: Президента страны, Правительства РФ, представителей всех трех ветвей власти на уровне государства и субъектов федерации.
Многие авторы среди функций современного государства выделяют обеспечение народовластия.