ВЛИЯНИЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ГОТОВНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)
ВЛИЯНИЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ГОТОВНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Ключевые слова: значимые отношения, психотравма, семейное воспитание, материнская депривация.
Значимые отношения, как правило, представляют для человека одну из наиболее ценных составляющих его жизни. Эти отношения во многом определяют его успешность и в других сферах: в достижении профессионального успеха, в формировании мировоззрения. О мнению современных специалистов, значимые отношения во многом оказывают воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако в условиях действия различных психологических стрессоров эти отношения часто не удовлетворяют человека. В данной статье рассмотрим такой стрессовый фактор значимых отношений как психологическая травма, полученная в детстве.
Анализ различных источников научной литературы показал, что психологическая травма – это травма, которую человек получает в трудной жизненной ситуации, связанной с риском для жизни и здоровья, проблемами близких и родных. Последствия могут оставаться на всю жизнь на уровне психосоматических нарушений, качественно меняя жизнь во всех его проявлениях. В детском возрасте, как правило, эти травмы имеют самую высокую разрушающую активность, что определяет большую тяжесть их последствий на дальнейшее становление и развитие личности [2].
Начало формирования значимых отношений происходит уже в первый год жизни ребёнка. При этом у различных детей это формирование происходит по-разному. Приоритетными в этом процессе являются внешние факторы.
У детей, которые воспитываются в нормальных условиях семьи, начальные процессы формирования взаимоотношений происходят при активном участии близких. Как правило, рядом с ребёнком в семье постоянно находится его мама, которая находится с ребёнком в тесном эмоциональном контакте. Это выражается в различных действиях матери:
- Грудном вскармливании
- Разнообразных тактильных воздействиях (поглаживаниях, качании на руках и др.).
- Аудиовизуальных воздействиях (разговорах с ребёнком, пении колыбельной, близости к нему)
- Улыбке [4].
Уже в раннем возрасте ребёнок не только чувствует особенности отношения к себе, но и понимает, кто, почему и как выражает своё отношение к нему. Соответственно, у ребёнка, который развивается в любящей семье, поддерживающей его развитие, формируется адекватное представление о своей роли во взаимоотношениях с близкими, что в дальнейшем станет основой для вступления в новые значимые для человека отношения уже на других возрастных этапах [5].
Негативные убеждение о себе у ребёнка, который существенно отличается от сверстников, усиливается, если в семье он подвергается избыточному вниманию и гиперопеке. В этом случае самостоятельность ребёнка развита недостаточно. Он испытывает сильную зависимость от других. Следовательно, такой ребёнок ощущает себя слабее других. Это часто вызывает у него страхи и тревожность перед многими внешними опасностями, и его готовность к установлению значимых отношений при этом также снижается [1].
Таким образом, в раннем возрасте родители оказывают большое влияние на формирование готовности к вступлению в значимые отношения ребёнка.
В условиях материнской депривации, которые характерны для закрытых учреждений, формирование значимых отношений начинается проблематично. Ребёнок не ощущает, что его личность представляет для кого-либо значимость. В то же время он сам не испытывает сильной привязанности к кому-либо, как это характерно для детей, воспитывающихся в семье. В конечном счёте развитие в этих условиях приводит к неудовлетворённости своим положением: с одной стороны, ребёнок испытывает потребность в эмоциональном общении и ласке. С другой стороны, он не может установить конструктивный контакт с кем-либо. Данная проблема усиливается, если персонал учреждения относится к своим обязанностям формально, не придавая значение установлению эмоционального контакта с детьми. Часто появление нового для детей человека в том учреждении, где они воспитываются (воспитателя, няни, руководителя и др.) приводит к психологической травме у детей. Кроме этого, может возникнуть и другая реакция: ребёнок начинает сильно привязываться к постороннему для него человеку, что впоследствии также вызывает травму, если этот человек не сможет поддержать данную привязанность. Таким образом, в условиях материнской депривации как психотравмирующего фактора у ребёнка могут возникнуть существенные проблемы в коммуникативном и личностном развитии, и это приводит к проблемам в формировании значимых отношений. Как правило, она связана с неадекватным восприятием ребёнком собственной личности [3].
Многие дети, которые воспитываются в неблагополучной семье и испытывают недостаток внимания родителей, как правило, подвергаются большей опасности воздействия психотравмирующих факторов по сравнению с теми детьми, которым уделяется достаточное внимание в семье. Впоследствии дети, которые испытывают недостаток родительского внимания, формируют убеждённость в том, что они хуже других людей. Это негативное самоотношение в сочетании с заниженной самооценкой становятся причиной того, что в формировании многих личностных отношений возникают проблемы [5].
В целом ранний и дошкольный возраст является значимым фактором в формировании готовности личности вступать конструктивные в значимые отношения. При этом негативное психотравмирующее воздействие могут иметь внешние факторы семейного воспитания и воспитания в дошкольной образовательной организации.