Статья:

ВЛИЯНИЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ГОТОВНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Баландина А.А. ВЛИЯНИЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ГОТОВНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 36(215). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/215/118574 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ГОТОВНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Баландина Александра Андреевна
магистрант, Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск
Руслякова Екатерина Евгеньевна
научный руководитель,

 

Ключевые слова: значимые отношения, психотравма, семейное воспитание, материнская депривация.

 

Значимые отношения, как правило, представляют для человека одну из наиболее ценных составляющих его жизни. Эти отношения во многом определяют его успешность и в других сферах: в достижении профессионального успеха, в формировании мировоззрения. О мнению современных специалистов, значимые отношения во многом оказывают воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако в условиях действия различных психологических стрессоров эти отношения часто не удовлетворяют человека. В данной статье рассмотрим такой стрессовый фактор значимых отношений как психологическая травма, полученная в детстве.

Анализ различных источников научной литературы показал, что психологическая травма – это  травма, которую человек получает в трудной  жизненной ситуации, связанной с риском для жизни и здоровья, проблемами близких и родных. Последствия  могут оставаться на всю жизнь на уровне психосоматических нарушений, качественно меняя жизнь во всех его проявлениях. В детском возрасте, как правило, эти травмы имеют самую высокую разрушающую активность, что определяет большую тяжесть их последствий на дальнейшее становление и развитие личности [2].

Начало формирования значимых отношений происходит уже в первый год жизни ребёнка. При этом у различных детей это формирование происходит по-разному. Приоритетными в этом процессе являются внешние факторы.

У детей, которые воспитываются в нормальных условиях семьи, начальные процессы формирования взаимоотношений происходят при активном участии близких. Как правило, рядом с ребёнком в семье постоянно находится его мама, которая находится с ребёнком в тесном эмоциональном контакте. Это выражается в различных действиях матери:

  1. Грудном вскармливании
  2. Разнообразных тактильных воздействиях (поглаживаниях, качании на руках и др.).
  3. Аудиовизуальных воздействиях (разговорах с ребёнком, пении колыбельной, близости к нему)
  4. Улыбке [4].

Уже в раннем возрасте ребёнок не только чувствует особенности отношения к себе, но и понимает, кто, почему и как выражает своё отношение к нему. Соответственно, у ребёнка, который развивается в любящей семье, поддерживающей его развитие, формируется адекватное представление о своей роли во взаимоотношениях с близкими, что в дальнейшем станет основой для вступления в новые значимые для человека отношения уже на других возрастных этапах [5].

Негативные убеждение о себе у ребёнка, который существенно отличается от сверстников, усиливается, если в семье он подвергается избыточному вниманию и гиперопеке. В этом случае самостоятельность ребёнка развита недостаточно. Он испытывает сильную зависимость от других. Следовательно, такой ребёнок ощущает себя слабее других. Это часто вызывает у него страхи и тревожность перед многими внешними опасностями, и его готовность к установлению значимых отношений при этом также снижается [1].

Таким образом, в раннем возрасте родители оказывают большое влияние на формирование готовности к вступлению в значимые  отношения ребёнка.

В условиях материнской депривации, которые характерны для закрытых учреждений, формирование значимых отношений начинается проблематично. Ребёнок не ощущает, что его личность представляет для кого-либо значимость. В то же время он сам не испытывает сильной привязанности к кому-либо, как это характерно для детей, воспитывающихся в семье.  В конечном счёте развитие в этих условиях приводит к неудовлетворённости своим положением:  с одной стороны, ребёнок испытывает потребность в эмоциональном общении и ласке. С другой стороны, он не может установить конструктивный контакт с кем-либо. Данная проблема усиливается, если персонал учреждения относится к своим обязанностям формально, не придавая значение установлению эмоционального контакта с детьми.  Часто появление нового для детей человека в том учреждении, где они воспитываются (воспитателя, няни, руководителя и др.) приводит к психологической травме у детей.   Кроме этого, может возникнуть и другая реакция: ребёнок начинает сильно привязываться  к постороннему для него человеку, что впоследствии также вызывает травму, если этот человек не сможет поддержать данную привязанность. Таким образом, в условиях материнской депривации как психотравмирующего фактора у ребёнка могут возникнуть существенные проблемы в коммуникативном и личностном развитии, и это приводит к проблемам в формировании значимых отношений. Как правило, она связана с неадекватным восприятием ребёнком собственной личности [3].

Многие дети, которые воспитываются в неблагополучной семье и испытывают недостаток внимания родителей, как правило, подвергаются большей опасности воздействия психотравмирующих факторов по сравнению с теми детьми, которым уделяется достаточное внимание в семье. Впоследствии дети, которые испытывают недостаток родительского внимания, формируют убеждённость в том, что они хуже других людей. Это негативное самоотношение в сочетании с заниженной самооценкой становятся причиной того, что в формировании многих личностных отношений возникают проблемы [5].

В целом ранний и дошкольный возраст является значимым фактором в формировании готовности личности вступать конструктивные в значимые отношения. При этом негативное психотравмирующее воздействие могут иметь внешние факторы семейного воспитания и воспитания в дошкольной образовательной организации.

 

Список литературы:
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
2. Логинова С. В. Взаимодействие родительского воспитания с индивидуальными особенностями ребёнка [Текст] // М.: Мир науки, культуры, образования. - 2017.-  № 5 (66). - С. 284-286.
3. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
4. Небылицин В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицин. Воронеж: НПО МОДЭК, 2015. 688 с. 
5. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 2012. - 167с.