Статья:

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(57)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Лазарева Д.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 6(57). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/57/47554 (дата обращения: 18.09.2019).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС

Лазарева Дарья Анатольевна
магистрант, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальная на сегодня проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС. В работе рассматриваются и описываются особенности клинико-психологического развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС), раскрывается содержание понятия «детско-родительские отношения» и выявляются основные типы детско-родительских отношений по А.Е. Личко. Автором в данной статье так же рассматриваются основные типы детско-родительских отношений, преобладающие в семьях с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Abstract. This article reveals the current problem of parent-child relationships in families raising children with ASD. The paper reviews and describes the features of the clinical and psychological development of children with autism spectrum disorder (ASD), reveals the content of the concept of “parent-child relationship” and identifies the main types of parent-child relationship according to A.E. Lichko The author in this article also discusses the main types of parent-child relationships that prevail in families with children with autism spectrum disorder.

 

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, РАС, детско-родительские отношения, родительское отношение.

Keywords: autism spectrum disorder, ASD, child-parent relationship, parent relationship.

 

Ранний детский аутизм - особая форма аномалии психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, а также эмоционального контакта коммуникации ребенка с окружающим миром. Основными признаками аутизма, так называемой «триадой аутизма», являются: различные нарушение коммуникации, стереотипное поведение и ослабление способности к социальному взаимодействию.

В результате радикальных социально-экономических преобразований, наблюдающихся в современной России, происходит трансформация института семьи и брака, снижается ценность семьи и семейного образа жизни. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является укрепление семьи. Семья является важным фактором социализации ребенка, причем ее влияние превосходит воздействие всех других общественных институтов. Важность семьи для становления личности ребенка подчеркивали многие исследователи: Дж. Боулби, Э. Эриксон, А.А. Бодалев,Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Карабанова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин,Э.Г. Эйдемиллер и др.

По данным современных исследователей различные формы детского аутизма встречается в 4 - 26 случаях из 10000, что составляет 0,04 - 0,26% от общей детской популяции. В то же время, в последние годы отмечается тенденция к увеличению частоты встречаемости данного нарушения развития. В этой связи достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей с аутизмом, что и определяет актуальность данной работы.

На сегодняшний день остро встает вопрос о ранней диагностике детей с аутистическим спектром. Аутистический спектр очень широкое понятие. Среди которых особое место отводится раннему детскому аутизму (РДА). Проблема раннего детского аутизма это не запоздалая диагностика, а социальная изолированность ребёнка с диагнозом «аутизм. Постановка диагноза традиционно основывается на триаде симптомов: нарушение коммуникации, нарушение социального взаимодействия и наличию ограниченных стереотипных повторяющихся комплексах интересов и действий. Это увеличение показателей связано преимущественно с улучшением диагностики, расширением ее критериев, а также тем вниманием, которое уделяется аутизму в современном обществе. По данным ВОЗ 15 лет (на 2012 г) назад частота случаев расстройств аутистического спектра (РАС) составляла 2-4: 10000, на сегодняшний день некоторые западные исследователи говорят об увеличении этих показателей до 5:1000. У мальчиков РАС диагностируются чаще, чем у девочек, в соотношении 3-4:1. К сожалению, статистики по частоте диагностируемых случаев на территории России нет. Являясь общими чертами индивидуального развития эти качественные отклонения проявляются во всех ситуациях, выявляются уже на первом году жизни и к третьему году становятся очевидными [1, 9]. В диагностике и дифференциации РАС применяется патогенетический принцип, нашедший свое отражение в международной классификации. По действующей международной классификации (МКБ 10) аутистические расстройства отнесены к группе Общих расстройств психологического развития (F84) и включают в себя:

А.Е. Личко выделяет типы неправильного воспитания, которые в виде тенденций присущи ряду современных семей вне зависимости от особенностей развития ребенка. Неправильное воспитание, по мнению автора, приводит к формированию психопатического развития, утяжеляет уже существующие заболевания. Среди типов неправильного воспитания описаны:

1. Гипопротекция в виде недостатка опеки и контроля, или когда контроль за поведением ребенка будто бы осуществляется, но на деле отмечается крайний формализм. Скрытая гипопротекция зачастую может сочетаться с далее описываемым скрытым эмоциональным отвержением.

2. Гиперпротекция доминирующая в виде чрезмерного контроля и опеки. Гиперпротекция не позволяет с ранних лет ребенку учиться на собственном опыте и пользоваться свободой, данный тип так же не приучает к самостоятельности.

3. Гиперпротекция потворствующая, когда ребенок является «кумиром семьи» и от малейших трудностей, от неприятных и скучных обязанностей сразу же освобождается.

4. Воспитание «в культе болезни», когда болезнь (в данном случае – РАС) становится центром, на котором фиксируется все внимание семьи. Такое воспитание может культивировать не только эгоцентризм, но и впоследствии неадекватную самооценку.

5. Эмоциональное отвержение, когда ребенок постоянно ощущает, что он – обуза в жизни родителей, что им тяготятся. Силами разума и воли родители иногда компенсируют отвержение подчеркнутой заботой, однако ребенок ощущает недостаток эмоционального искреннего тепла.

6. Условия повышенной моральной ответственности, когда родители в отношении будущего своего ребенка, в отношении его талантов, его способностей и успехов питают большие надежды,

7. Противоречивое воспитание, когда в одной семье каждый придерживается неодинаковых воспитательных стилей и сочетает несовместимые воспитательские подходы. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.

Многие из этих типов воспитания нередко встречаются в семьях, воспитывающих ребенка с РАС.

«Защитная» позиция человека по отношению ко все более четко проявляющимся отклонениям в развитии ребенка способна породить такой стиль воспитания, который можно описать как перфекционистский. На первый план выходят успехи ребенка и способы их достижения, что ведет к принуждению, порицаниям, жесткости и муштре. Ребенку, для которого требования явно завышены, отводится роль «козла отпущения», и он постепенно превращается в аутсайдера в собственной семье. Однако та же тенденция к отрицанию реальности может привести к противоположной стратегии. Родители начинают баловать и чрезмерно оберегать своего ребенка, ставят его в центр внимания семьи и создают тепличные условия, которые мешают движению вперед. Иногда из-за страха, что ребенок останется равнодушным или негативно это воспримет, не предпринимаются попытки мотивировать его, пробудить в нем инициативу.

Для понимания особенностей структуры семей, имеющих ребенка с РАС, важно уделить серьезное внимание явлению созависимости.

Созависимость – это патологическое состояние, форма симбиотических отношений, характеризующаяся глубокой поглощённостью и сильной социальной, эмоциональной и зачастую даже физической зависимостью от другого человека. Первым вариантом стратегии, который используется при созависимости, выступает контроль. Стратегия контроля зачастую наблюдается в семьях, где живут дети с расстройствами аутистического спектра, и выглядит следующим образом. Члены семьи на себя берут функции контроля над поведением ребенка.

Вторым вариантом стратегии, возникающей при созависимости, является протекция – защита, тесно связанная с контролем. Защита часто проявляется в том, что ребенка защищают от возможных последствий его активного поведения. Иногда это проявляется таким образом, что ребенок (из-за господствующей идеи непринятия обществом ребенка с особенностями) изолируется от окружающих, чтобы он не имел возможности активно общаться без контроля со стороны взрослого. Защита может проявляться и в ограждении ребенка от выполнения социально-бытовых, академических и других функций.

Особую значимость семья приобретает для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), поскольку на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования. На современном этапе аутизм рассматривается как группа синдромов разного происхождения, характеризующихся нарушением социального взаимодействия и общения, стереотипным поведением, среди которых выделяется синдром Каннера (ранний детский аутизм − РДА), неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм), синдром Ретта, синдром Аспергера и детское дезинтегративное расстройство (классификатор психических расстройств DSM-V).

Жизненный цикл семьи, воспитывающей ребенка с РАС, сопровождает целый ряд кризисов и проблем, во время которых при уже имеющихся материальных нагрузках возрастают психологические и эмоциональные нагрузки, повышается риск возникновения стрессов и депрессий и других проблем.

Отсутствие родительского тепла формирует у ребенка с РАС неадекватные личностные характеристики. Родительская неадекватность в принятии ребенка с РАС, отвержение, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцируют развитие у детей дисгармоничных форм взаимодействия с социальным миром и формируют дезадаптивные черты личности. Тогда как теплые отношения в семье, безусловная поддержка ребенка способствуют сглаживанию аутичных черт, его социальной адаптации.

Выводы. Проблема аутизма еще недостаточно изучена. Параметры индивидуального развития детей с РАС существенно отличаются в каждом конкретном случае. Несмотря на то, что реакция на коррекцию у каждого ребенка индивидуальна, она имеет большое значение для развития социальных навыков и формирования независимости и самостоятельности детей. В развитии, адаптации к жизни, успехах, как правило, результаты различны. Однако специальное медицинское лечение и коррекция, целенаправленное обучение и систематическое развитие, безусловно, могут дать толчок к положительной динамике в развитии аутичного ребенка. Актуальны научные исследования, научно-методическое обеспечение и обучение специалистов, а также индивидуальный подход к проблеме интеграции таких детей в общество.

В целом, исследования показывают высокую распространенность эмоциональных нарушений и конфликтов в семьях, где появляются дети с РАС. Каким бы ни был источник затруднений, по всей вероятности, как только он возникает, члены семьи нередко побуждают друг друга ко все более патологическому поведению. Тип нарушения у ребенка и специфика внутрисемейных взаимодействий зависят друг от друга скорее всего не в причинно-следственном контексте, а в какой-то более сложной зависимости, и поэтому возлагать вину на родителей абсолютно неправомерно. Большинство родителей, независимо от того, выпала им участь иметь детей с психическим заболеванием или нет, делают все, что в их силах, чтобы дать детям счастье и обеспечить их успех

 

Список литературы:
1. Белоусова М. В., Прусаков В. Ф., Уткузова М. А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача //Практическая медицина. 2009. №. 38.
2. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — М.: Просвещение, 1991. 
3. Новосёлова О. Г. и др. Перспективы диагностики расстройств аутистического спектра у детей //Вопросы современной педиатрии. 2014. Т. 13. №. 3.
4. Симашкова Н. В., Макушкин Е. В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение //Клинические рекомендации (протокол лечения). М.: Просвещение 2015.
5. Сухотина Н. К., Коровина Н. Ю., Маринчева Г. С. К вопросу о динамике распространён-ности расстройств аутистического спектра в детско-подростковой популяции //Психическое здоровье. 2013. Т. 11. №. 6. – С. 8-13.