Статья:

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гнаповская А.С. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 22(245). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/245/128859 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ

Гнаповская Алина Станиславовна
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград
Симонова Любовь Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В статье представлены характеристика самооценки подростков и в зависимости от положения школьника в социуме. Анализируются результаты исследования и особенности формирования процессов самооценивания в подростковом возрасте под влиянием группы сверстников (на основе методики Казанцевой Н.Г и методики «Социометрия», разработанной Дж. Морено). Выявляются наиболее распространённые процессы взаимосвязи самооценки и социального статуса, а также обратная зависимость статусного положения от самооценки ребёнка.

 

Ключевые слова: самооценка, подросток, социальный статус, социальная роль, подростковый возраст.

 

В современной психологической науке процесс формирования и развития самооценки является одной из наиболее волнующих тем, особенно это касается подросткового возраста. Данная проблема представлена в исследованиях Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, И.С. Кона, В.С. Мухиной, В.В. Столина, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Урунтаевой, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной. Проблема влияния социального окружения на уровень самооценки подростка также выступает предметом многих исследований в отечественной и зарубежной психологии, рассматривается как один из важнейших факторов в развитии самооценки, это освещено в трудах И.В. Макаровой, Г.М. Андреевой, Д.М. Рамендика, А.Г. Асмоловова и других.

В настоящее время проблема самосознания и самооценивания подростков в целом и под воздействием социума является одной из наиболее обсуждаемых. Сложность эмпирического изучения выделенного феномена обусловлена его особой спецификой. Процессы, связанные с самооценкой сугубо индивидуальны, многообразны и зависят напрямую от каждого человека и его положения в обществе. Порой невозможно понять, что именно подросток чувствует и почему поступает, так или иначе. В поисках разгадки ребенок оглядываемся вокруг и обращается к социальному окружению. Подростки приходят к пониманию самих себя в процессе взаимодействия с социумом, когда сравнивает себя с другими. Для формирования адекватной самооценки необходимо общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Стоит отметить, что в подростковом возрасте ребенок развивается тесно в переплетении различного рода связей и межличностных отношений. Часто в группе подростков складываются определенные межличностные связи и своеобразные отношения, которые отражают взаимосвязь всех участников данных групп, в данных группах, часто действуют общие закономерности становления и развития личности ребенка, в общем. Часто ребенок зависит от обусловленности природы межличностных отношений таких, которая социальная группа занимает в обществе. Зависит от взаимосвязи, от совместной деятельности, которая опосредует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение.

Группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие социально-психологических особенностей и характер ее влияния на индивида. Следовательно, для этого возраста характерно стремление к признанию в группе, желание занять значимое место среди сверстников, быть лидером в своем коллективе. Но для того, чтобы этого добиться нужно, обладать определенными качествами. Индивидуальные особенности и установки подростков мешают занять высокий статус в группе, социализироваться в той группе, которая для них является желаемой. Часто такие подростки имеют девиантное поведение, начинают грубить и бродяжничать. Дети, отвергнутые группой, часто имеют нарушения в поведении и низкую успеваемость. Если самооценка подростка неустойчива в социуме, когда его постоянно оценивают не с лучшей стороны, если потребность в самоуважении и уважении окружающих остается нереализованной, происходит внутриличностный конфликт, который в свою очередь перерастет в межличностный. Так мы чётко видим, что положение в группе явно влияет на то, какими будут отношения у школьника в подростковом возрасте с самим собой. Для того чтобы понять как именно происходит зависимость самооценки подростка от его статусного положения в обществе, необходимым считается проведение исследования.

Цель исследования – проведение анализа влияния статусного положения подростка в группе сверстников на уровень его самооценки. Для проведения эмпирического исследования были использованы методы опроса и тестирования. В ходе проведения исследования использовались две методики - Методика определения уровня самооценки Казанцевой Н.Г и Методика «Социометрия», разработана Дж. Морено. В проводимом исследовании приняли участие учащиеся 8 класса. Представим для наглядности диаграмму, отражающую уровни самооценки подростков, в классификации высокая, средняя и низкая

 

Рисунок 1. Результаты методики Казанцевой Н.Г.

 

Исходя из рисунка видно, что низкая самооценка определена у 10%, 60% имеют средний уровень самооценки, 30% имеют высокую самооценку. Далее было проведено исследования социальной роли в группе каждого ребенка. Применена методика «Социометрия», разработаная Дж. Морено.В психологии статус рассматривается, как положение человека в коллективе. Он обусловлен факторами: мнения группы о личности участника группы, успешность в различных видах деятельности, качества личности и особенности поведения в группе. Исходя из полученных данных, была построена социограмма – это схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга, дальше на нее будет положено изображение положения каждого ребенка в классе.

 

Рисунок 2. Методика «Социометрия», разработана Дж. Морено

 

После полученных результатов составлена социограмма «мишень», она поможет понять социальный статус подростков в группе.

Обозначения следующие:

 - Мальчики .

- Девочки .

- Выбор.

«Мишень» напрессована исходя из выбора детей в результате опроса.

 

Рисунок 3. Социограмма «мишень» по методике Дж. Морено

 

Исходя из данных, видно, что ученики № 6 и № 9, чаще всего они являются выбранными, они «звезды» класса. Подростки звезды притягивают к себе внимание, ведут активный образ жизни, они являются лидерами. Рассмотрев их самооценку, выявилено, что самооценка у данных детей высокая-адекватная.

«Предпочитаемые» - данные дети под номером 16, 17, 14. Данный социометрический статус является благоприятным в коллективе. С этими детьми хотят общаться все, к ним тянутся другие дети, им достаточно комфортно в коллективе подростков.Самооценка у таких детей высокая-адекватная.

«Пренебрегаемые» - стоит выделить, что таких больше всего, данные дети под номером 1,2,3,4,5,7,8,10,11,12,13,14,15,20. Данный социометрический статус является менее благоприятным, но нормальным для подростковой группы детей. В коллективе сверстников у таких детей немного друзей, но имеется один близкий друг. Самооценка таких детей на среднем уровне. Что нормально для подростков в их возрасте.

«Отверженные» – в классе 1 ребенок с данным статусом, под номером 19, такие дети часто не заметные в коллективе, замкнутые, неуверенные в своих силах и себе, учатся плохо, малообщительные. Исследовав самооценку подростка № 19, можно сказать, что она сильно-занижена неадекватная. Исходя из всего выше сказанного видно, что у детей в 8 классе сформирована в основной массе нормальная (средний уровень, адекватная) самооценка. У детей со средней самооценкой чаще всего 1-2 друга, в социуме они «пренебрегаемые». Но имеются и дети с высокой самооценкой, дети хорошо себя чувствуют в школе и имеют высокие оценки, но могут неадекватно реагировать на низкие оценки или критику, такие дети становятся «звездами» в классе. Также имеются дети и с низкой самооценкой, такие дети становятся «отверженные». «Изолированных» детей в классе нет, что свидетельствует о хорошем уровне развития коллектива и доброжелательной обстановке в коллективе. Таким образом, в подростковом возрасте происходит формирование самооценки и часто подростки не уверены в себе и зависимы от чужого мнения, поэтому самооценка занижается. Следовательно, именно от самооценки часто зависит, то в какой социальной роли себя позиционирует подросток среди сверстников. Дети с высокой адекватной самооценкой часто становятся лидерами группы, а дети с низкой самооценкой часто становятся одиночками и в группе ведут себя незаметно и тихо, скрываясь от общества.

Существует достаточно много методических рекомендаций в психолого-педагогической литературе по формированию адекватного уровня самооценки подростков с учётом влияния группы сверстников. Так основными выделяют:

  • Создание в коллективе единой системы ценностей и традиций.
  • Ведение особой работы с детьми, не вписавшимися в коллектив.
  • Организация работы в группах, чтобы сплотить детей и поднять их самооценку.
  • Проводение трудовых и творческих мероприятий.
  • Регулярный анализ сплоченности и сформированности коллектива.
  • Учитывать все потребности коллектива и каждого ученика отдельно.
  • Помогать детям почувствовать себя нужными в коллективе, это поднимет их самооценку.

Подводя итог, стоит отметить что на уровень подростковой самооценки значительное влияние оказывают,не только пол и возраст, но и коллектив сверстников. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений в группе. Также на устойчивость самооценки личности подростка влияет социально-психологический климат в группе, общение, системы материального и морального стимулирования и т.п. От уровня самооценки зависит статусное положение подростка, а именно подростки, у которых высокий уровень самооценки, занимают высокие статусные категории, они относятся к числу лидеров группы или к числу «предпочитаемых». По результатам исследования можно сказать, что у нынешнего поколения практически отсутствует низкая самооценка, в данное время она чаще всего сильно завышена, все благодаря родителям и социальным сетям.

 

Список литературы:
1. Агазова, А.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / А.С. Агазова. - М.: МГУ, 2018. - 239 с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 288 с.
3. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2019. -160 с.
4. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2019. - 182 c.
5. Особенности поведения современных подростков в группе. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-konfliktnogo-povedeniya-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 28.04.2023)