Статья:

Понимание речевой деятельности и ее содержание в психологии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(59)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Кравченко Д.А., Конец Е.Г., Никифоров А.В. Понимание речевой деятельности и ее содержание в психологии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 8(59). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/60/48249 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понимание речевой деятельности и ее содержание в психологии

Кравченко Дмитрий Александрович
курсант, младший сержант, Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва
Конец Евгений Григорьевич
курсант, старшина, Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва
Никифоров Андрей Владиславович
преподаватель Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

В психологической науке существует не одно определение понятия «речь».  Наиболее полное определение, отражающее сущность данного понятия дал Выготский [1]: «Речь имеет такое определение: исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком».

В настоящее время, в психологии речь рассматривается как универсальное, вербальное средство общения, сложную и специфическую форму сознательной деятельности. В процессе речевой деятельности происходит взаимодействие между субъектами общения. Не стоит путать понятие «речь» с понятием «язык», поскольку мнения разных ученых в этом плане сильно отличаются [3].

A.A. Леонтьев, российский специалист по психолингвистике, трактует язык как способность с моделированием работы речевого механизма, язык как предмет с разработкой модели собственно языка (языкового стандарта) и язык как процесс, что предполагает моделирование речи.

В данной работе речь понимается как процесс говорения или речевая деятельность.

Перед тем как перейти к понятию речевая деятельность, необходимо рассмотреть понятие человеческой деятельности в общем. Деятельность можно определить, как особый вид активности человека, который направлен на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе своей деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, совершенствует свои способности, оберегает и преобразовывает природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Благодаря своей продуктивной, творческой деятельности человек создал знаковые системы (язык), орудия воздействия на себя и природу.

И.А. Зимняя охарактеризовала речевую деятельность как активный, целенаправленный, мотивированный, предметный процесс выдачи или приема сформированный и сформулированный посредством языка мысли, которая направленна на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

В данных случаях, речевая деятельность рассматривалась как коммуникативная и профессиональная деятельность, которая выступает в качестве самостоятельной, социально «зафиксированной» деятельности человека. На основании вышесказанного, И.А. Зимняя делает вывод, который имеет самое непосредственное отношение к методике развития речи: обучение речевой деятельности должно приходить с позиции формирования ее как самостоятельной, обладающей всей полнотой своих характеристик деятельности [4].

Речевая деятельность определяется также как знаковая, т.к. основные средства (единицы) языка в речевой деятельности выступают как знаки языка. И. А. Зимняя утверждает, что речевая деятельность - это такая знаковая деятельность, в которой в качестве средств осуществления выступают знаки естественного языка, а в качестве способов осуществления - виды речи5.

В общей психологии знаковую деятельность определяют также как символическую деятельность и исследуется она в рамках соответствующей научной теории - теории символической интеллектуальной деятельности человека. Исходя из этого, можно сделать вывод, что речевую деятельность в психолингвистике определяют и изучают как сложный структурно организованный вид символической деятельности.

Основные социально ориентированные функции речевой деятельности человека:

1) речевая деятельность -  это основное и универсальное средство общения между людьми в социуме и, одновременно с этим, - основное средство коммуникации;

2) благодаря речевой деятельности происходит преемственность общественного социального опыта людей. Овладевая речью, используя ее, ребенок овладевает и общественно-историческим опытом, накопленным человечеством за всю предшествующую историю его развития;

3) речевая деятельность – самое важное средство познания человеком (начиная с малых лет) окружающего его мира. Она выступает в роли универсального средства и непременного условия познавательной деятельности любого человека;

4) речевая деятельность играет важнейшую роль в психической интеллектуальной деятельности человека. Речь является главным фактором опосредствования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется.

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие [6].

В психологической литературе в структуре речевой деятельности выделяют: побудительно-мотивационную фазу; ориентировочно-исследовательскую фазу; аналитико-синтетическую фазу; исполнительскую фазу. Также выделяются уровни: мотивирующий, формирующий, реализующий.

Мотивирующий уровень по мнению Леоньтьева А.А. содержание – это сложное взаимодействия мотивов и цели действия, как будущего результата (коммуникативного намерения). Если говорить о мотивах в процессе использования языка как средства общения, следует учитывать различия в характере мотивации продуктивного и рецептивного вида речевой деятельности.

Главным мотивом речевой деятельности является потребность или желание узнать новую, полезную информацию при чтении или прослушивании.

Для полного словесного общения требуется его коммуникативно-познавательное значение и личная заинтересованность в общении.

Формирующий уровень. Он включает в себя выбор и организацию средств для осуществления речевых актов. Как правило, это процесс программирования и внутренней речи в организации речевой деятельности: лексических, произносительных и грамматического структурирования высказывания. Реализующий уровень. Набор действий, исполнения, а также мыслительных операций. Механизм реализации мысли в речи - это набор автоматизмов в речи,

обеспечивающих реализацию программных заявлений.

В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:

1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учёта обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.

2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформление. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.

3. Переход к внешней речи.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь делится на словесную (диалог и монолог) и письменную.

Диалог - это непосредственное общение между двумя или более людьми. Диалогическая речь - это речь, которая поддерживается, собеседник задает наводящие вопросы, пользуется репликами, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, в которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь - это длительное, последовательное, связное представление системы мышления, системы знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения иной - непрерывный монолог [7]. Поэтому здесь присутствуют активные выразительные мимические и жестикуляционные воздействие повествователя. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно меняется смысловая сторона. Монологическая речь становится связной.

Содержание должно, прежде всего, быть выразительным. Выразительность же создается как языковыми, так и неязыковыми способами. Под выразительностью речи необходимо понимать – совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей, достигающая употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов. Помимо этого, выразительная речь – это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Письменность - это форма монологической речи. Она более расширена, чем устная монологическую речь. Это происходит потому, что написание предполагает отсутствие обратной связи от собеседника. Кроме того, письмо не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания [2].

Речь - одна из самых сложных форм высших психических функций. Речевая деятельность характеризуется неоднозначностью, многоуровневостью, подвижностью и связью со всеми остальными психическими функциями. Осуществление речевой деятельности происходит на всех этапах (уровнях) ее реализации благодаря сложным психологическим механизмам. Эти механизмы были и остаются предметом исследования многих психологов и психолингвистов3.

Речевая деятельность представляет собой сложное психологическое образование, а ее строение в основном соответствует строению человеческой деятельности вообще и, по мнению, многих авторов, которых мы рассматривали выше, считают, что речевая деятельность приравнивается к понятию речи.

Речь - исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

В заключении нашего анализа подходов к пониманию речевой деятельности возможно предположить, что определив речевые паттерны защитных механизмов личности как военнослужащих так и сотрудников ОВД [5]возможно определить характерологические особенности и актуальное психологическое состояние. Предлагаемая нами экспресс-диагностика позволить усовершенствовать мероприятия профессионального психологического отбора и переговорного процесса. 

 

Список литературы:
1. Выготский Л. С.  Мышление и речь  - Москва: Лабиринт, 2012  – 350 с.
2. Власова Л.А. Темперамент и его проявления в лингвистических  характеристиках и психологических компонентах речи: Автореф. .канд. психол. наук. - Москва, 2007 
3. Дементий  Л.И. К проблеме ответственности // Личность. Культура  Общество. 2004. – Вып. 3 (23). - С. 264-274.
4. Глухов В.П. Психолингвистика Теория речевой  деятельности: учебное  пособие для студентов педвузов /-Москва  АСТ: Астрель, 2007  - 318 с. 
5. Кравченко А.В. Психологические детерминанты учебной деятельности курсантов вузов МВД России// сборник научных трудов Международной научно-практической «Конференции правовое воспитание молодежи: семья и социум», 2017, Издательство: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя (Москва) с. 217-220 https://elibrary.ru/item.asp?id=29659464
6. Жинкин Н. И. Механизмы  речи Дис. … д-ра пед наук - М., 1959.
7. Федотов С.Н., Кравченко А.В. Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах повышения показателей надежности//Вестник московского университета МВД России. -2017. -№ 6. -С. 299-303.