ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА В ОФИСЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Безопасность жизнедеятельности
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА В ОФИСЕ
ENSURING SAFE WORKING CONDITIONS IN THE OFFICE
Serdyuk Irina
Master's student, Department of Technosphere Security, Industrial University of Tyumen, Russia, Tyumen
Аннотация. В статье рассматриваются особенности обеспечения безопасных условий труда в офисе. Безопасность рабочего места это такая организация рабочего места и такое состояние условий труда, при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов или их воздействие не превышает требований нормативных правовых актов охраны труда.
Abstract. The article discusses the features of ensuring safe working conditions in the office. Workplace safety is such an organization of the workplace and such a state of working conditions in which the impact of hazardous and harmful production factors on workers is excluded or their impact does not exceed the requirements of regulatory legal acts of labor protection.
Ключевые слова: профессиональный риск; производственная среда; рабочее место; работник; работодатель; опасности.
Keywords: occupational risk; production environment; workplace; employee; employer; hazards.
Вопросы организации безопасного рабочего места влияют на уровень производственного травматизма. Часто среди работодателей и работников распространено мнение, что работа в офисе абсолютно безопасна, и офисным работникам ничего не угрожает и они не подвержены никаким опасностям. Однако, это мнение ошибочное, поскольку даже в самом современном и обустроенном здании, офисе существует масса опасных факторов, которые могут привести к травмированию работников. Многие работодатели пытаются «сэкономить» средства, обеспечивающие безопасные условия труда работников, а в результате только подвергают опасности их здоровье и жизнь.
В обычной офисной среде большинство работников даже не задумывается о возможных рисках, которые могут спровоцировать вред здоровью, а некоторые попросту не ознакомлены с ними. Из-за мнения, что рабочие кабинеты, офисные помещения – это не места повышенной опасности, не строительная площадка, не военный полигон, не цех со сложной технологической линией, многие работодатели забывают о необходимости идентификации существующих в них опасностей с последующей разработкой мер, предупреждающих несчастные случаи в офисной среде.
Вероятность ущерба здоровью, возникающая в результате исполнения трудовых обязанностей, называется профессиональным риском. Они существуют практически в любой профессии. Следует понимать, что полностью исключить профессиональные риски практически невозможно. В связи с этим, в комплекс мер по оценке рисков в охране труда входят: выявление профессиональных рисков, оценка и снижение их уровня.
При анализе причин возникновения опасностей надо отметить, что производственная среда – это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины, оборудование и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны.
Классификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников офиса:
- механические (порезы кромкой бумаги, другие проникающие ранения при неосторожном использовании канцелярского ножа, скрепок и прочих канцелярских принадлежностей; травмирование конечностей или наматывание волос, частей одежды, ювелирных украшений при использовании оборудования с вращающимися частями; травмирование от разрушающихся конструкций, предметов (стеклянная дверца мебели, окно, взорвавшаяся электрическая лампа, разбитая ваза, посуда и др.).
- термические (получение ожога вследствие опрокидывания на себя горячих продуктов питания; получение ожога вследствие прикосновения к горячей поверхности оргтехники или бытовых приборов.
- электрические (поражение током вследствие использования неисправной оргтехники или поврежденных токопроводящих элементов (частей), вследствие неправильного использования или подключения оргтехники и иных видов электрооборудования).
- риски связанные с организацией рабочего места (травмирование в результате натыкания или ударов об углы/края и составные части элементов офисной мебели, в том числе по причине отсутствия достаточного пространства для комфортного и безопасного перемещения по офису; перенапряжение зрительного анализатора, снижение остроты зрения, слезотечение, покраснение глаз, резь и боли и др., что связанно с недостаточным или избыточным освещением рабочего места, продолжительной работой на персональном компьютере; дискомфорт, связанный с неблагоприятным микроклиматом на рабочем месте (повышенная или пониженная температура воздуха в помещении, недостаточная скорость движения воздуха (спёртый, несвежий воздух, запах пищи), повышенная или пониженная относительная влажность воздуха.
- риски связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса (боли в спине, шее, плечах и другие нарушения опорно-двигательного аппарата (остеохондроз), туннельный синдром запястий, в результате длительного нахождения в вынужденной рабочей позе; скелетно-мышечные нарушения (вывихи, растяжения, воспаление суставов в результате неправильного поднятия и переноса тяжестей, в том числе весом, превышающим допустимый для определённой категории работников)).
Все перечисленные выше факторы рисков могут приводить к различным травмам и профессиональным заболеваниям.
Для создания максимально безопасной рабочей обстановки (достижения уровня «нулевого травматизма») необходимо организовать работу по выявлению всех имеющихся на рабочих местах опасностей, их исключению, а при невозможности - снижению уровня создаваемого ими профессионального риска.
Общие требования эргономики, предъявляемые к организации рабочего пространства, в частности рабочего места, формулируются исходя из основного положения о том, что рабочее место, в первую очередь, должно отвечать требованиям безопасности труда. Кроме того, оно должно быть удобным, то есть соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим требованиям, а также типу работы. В связи с этим при проектировании рабочего места необходимо учитывать:
– рабочую позу;
– пространство для размещения работника;
– возможность охватить взглядом все элементы рабочего места и пространство за его пределами; – возможность вести записи, размещать документацию и материалы, необходимые для работы.
При организации рабочего места необходимо учитывать, чтобы работник мог легко перемещаться в процессе трудовой деятельности, совершать все движения, необходимые для обслуживания, использования оборудования, хорошо воспринимать звуковую и зрительную информацию. Работника нужно защитить от воздействия опасных и вредных факторов. Помимо всего прочего работник должен иметь возможность экстренно покинуть рабочее место в случае аварийной ситуации.
Эргономически оптимальное рабочее место должно обеспечивать выполнение трудовых операций в пределах пространства, в котором работник совершает действия, необходимые для управления оборудованием. Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Нормальной рабочей позой следует считать такую, при которой:
- работнику не требуется наклоняться вперед больше чем на 10-15°;
- наклоны назад и в стороны нежелательны;
- основное требование к рабочей позе - прямая осанка.
Согласно требованиям СанПин 2.2.4.548-96 для работ в офисе необходимо поддержание определенной температуры воздуха: 22-24оС в холодный период и 20-25 ºС в теплый. Относительная влажность в помещении должна находиться в диапазоне 40-60%, скорость движения воздуха составлять 0,1 м/с.
Основанием для идентификации опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, а также минимизации риска их возникновения независимо от вида деятельности организации являются требования Трудового кодекса Российской Федерации и Типового положения о системе управления охраной труда, утверждённого Минтрудом России.
Одна из главных задач работодателя – оборудовать рабочее место так и создать такие рабочие условия, чтобы можно было предотвратить несчастные случаи, а также обеспечить выполнение санитарно-гигиенических требований и требований пожарной безопасности.
При этом задач работника – неуклонно соблюдать требования безопасности труда на рабочем месте. Следует учитывать, что помимо условий труда, важными факторами риска являются компетентность работодателя и сотрудника в вопросах производственной безопасности. Управление компетентностью включает в себя обучение, в том числе целевой инструктаж (например, перед массовыми мероприятиями), моральное и материальное стимулирование, дисциплинарные взыскания.
По данным Министерства труда, в России 21% рабочих мест являются вредными для здоровья или потенциально опасными. При этом в нашей стране нет статистических данных о профессиональных рисках офисных работников. Однако это не отменяет ответственности работодателя и обязывает его контролировать и обеспечивать безопасные условия труда на рабочих местах в офисах.