Статья:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Юлдашева А.И. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 38(217). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/217/119442 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РФ

Юлдашева Алина Ильдаровна
студент Института права Уфимский университет наук и технологий, РФ, г. Уфа
Ахмадуллин Азат Саяфович
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Уфимский университет наук и технологий, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье поэтапно рассматривается развитие и создание российской прокуратуры. Исследование исторических аспектов данного органа помогает повысить его эффективность функционирования деятельности. Также помогает понять его предназначение и место в системе государственных органов. Также рассмотрены и проанализированы какие – либо особенности изменения функций прокуратуры, которая во многом зависела от изменения формы правления.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор, государство, прокуратура РФ, развитие и становление прокуратуры РФ.

 

Российская прокуратура была создала при правлении царя Петра I. Он учредил данный орган ещё в 1722 г. Первым Генерал – прокурором Сената стал Ягужинский П. И. Генерал прокурор, который осуществлял контроль за органами государственной власти, так же он обладал правом о предложении Сенату касательно решений по проблемам, не урегулированных нормами, таким образом наделялась функция правотворчества.

Следует добавить, что они контролировали интересы казны, и места содержания заключенных под стражей. Прокурор мог оспаривать нелегальные решения государственных органов и вносить предложения по их устранению.

На первых моментах появления данного органа, главной функцией становится контролирование деятельности учреждений. Генеральный прокурор осуществлял надзор над сенатом, что сводилось к напоминаю о законном выполнении функций и обязанностей в пределах своих полномочий. Также прокуроры осуществляли роль непосредственно в интересах именно государственной власти, в то время как остальные, допустим, фискальные органы выполняли деятельность в интересах губернаторов.

Во время правления Анны Иоанновны прокурорская деятельность перестала действовать и восстановилась по – новому только благодаря Елизавете Петровне. Она сама изначально стремилась продолжить политическую деятельность отца. Так, была возобновлена прокуратура в рамках указа Петра Великого. Данной деятельности передается дополнительные полномочия в процессе надзора за принятия или изменения законов, или указов, благодаря чему повышается эффективность прокуратуры в целом. Далее, во времена Екатерины II прокурорский надзор окончательно формируется как надзорный орган. Императрица издает «Учреждение о губерниях», где определяются полномочия и задачи прокуроров губерний. Важно затронуть, какие именно были задачи:

– Осуществление надзора за законностью в деятельности местных органов,

– Поддержка целостности государственной власти,

– Контроль сборов у народа,

– Ликвидация взяток,

– Проверка на законность судебных решений.

В судах прокуроры сохраняли интересы больше беспомощных: бездомных, глухих и несовершеннолетних, [2]

В период правления Павла I деятельность прокурорского органа существенно ослабляется: сокращаются места в штатах и в центрах. Тем не менее прокуратура остается активно действующим органов,  [3]

В 1802 г. возникли министерства юстиции, где министру перешли полномочия прокурора, хотя до этого она являлась самостоятельной. Так генерал – прокурор исчерпал свой статус как главного лица после императора. Прокуроры и стряпчие указывались для «ближайшего надзора за производством дел» в Сенате, в судах, в губернских и уездных местах. Прокурор мог требовать к своему рассмотрению подлинных дел присутственных мест и мог входить в любое время в присутственные места губерний, однако во время вынесения решений присутствовать не мог.

Государственным советом принимаются «Положения о прокуратуре» в 1862 году, где закрепляется назначение данного органа, его определение, а именно наблюдение за одинаковым исполнением законов в стране.

В первой половине XIX в. направления деятельности прокуратуры в империи различались: судебный характер перешел оберпрокурорскому надзору, а местный имел местное значение и владел многими административными элементами, из – за чего возникла бюрократизация прокуратуры и ее слияние с административными органами Российской империи.

Со вступление на престол Александра 2, его коренные реформы не обходят стороной и прокуратуру. В 1864 г. Принимается судебный устав, в котором прокуратура из органа надзорного типа становится органом уголовного преследования. Важно отметить, что прокурору была возложена обязанность полицейского дознания, то есть он должен был вести проверку за законным производством предварительного следствия. Поэтому по уставу уголовного судопроизводства прокуроры могли находится во время следственных действий, давали предписания следователю, просили дополнительные расследования. После таких следствий прокурор высказывал обвинительный акт,  [1] Никакой орган не имел право контролировать прокуратуру, даже суды. Наоборот, прокурор контролировал соблюдение судами правил, принимал участие в рассмотрении дел судебных работников и опротестовывал незаконные решения по ним, а характеристики на судей он направлял министру юстиции. Прокуроры являлись полноправными участниками судебных процессов. Если появлялись незаконные или необоснованные решения судов, они могли приносить кассационные и апелляционные порядки пересмотра дела, так же контролировали исполнение приговоров. А при рассмотрении гражданских дел прокуратура выполняла лишь законоохранную функцию,  [2]

Во второй половины XIX в. меняется статус прокуратуры, важным направлением деятельности становится уголовное преследование, из деятельности прокуратуры почти исключается надзор за государственным управлением, его исполнением законов. В такой форме и с такими функциями деятельность прокуратуры продлилось до 1917г. и перешла к моменту Великой Октябрьской Социалистической Революции.

28 мая 1922 г.  – выстраивается новая российская прокуратура. III сессия ВЦИК утверждает «Положение о прокурорском надзоре», [5] В этом положении на прокуратуре были поручены следующие функции: надзор за правомерностью действий всех органов власти и в целом общества, опротестование незаконных постановлений, поддержание государственного обвинения в суде, а также наблюдение за верностью содержания заключенных под стражей и так далее. Во главе прокуратуры находился прокурор Республики на основании Положения, он так же являлся Народным Комиссаром юстиции, им проводилось назначение и отстранение от должности прокурора. Данное положение способствовало учреждению военной прокуратуры, на которую уже возложили осуществление прокурорских полномочий по отношению к военным учреждениям и должностным лицам в этой сфере. Важно отметить, что не все вопросы организации и деятельности прокуратуры регулировались положением о прокурорском надзоре 1922 г. В ней отсутствовали нормы, которые имели бы возможность определить особенности организации военной прокуратуры, ее деятельности, функций и задач. Но эти вопросы закрепились в специальных нормативных актах. Важной особенностью развития законодательства о прокурорском надзоре являлось то, что довольно длительное время функции прокуратуры регулировались законодательством о судоустройстве,  [6] Таким образом, прокуратура становится централизованной организацией.

Во время Великой Отечественной войны вся деятельность прокуратуры перенаправилась на борьбу немецкими захватчиками. Прокуратура, обеспечивает выполнение важных задач, которые появились при военном положении,  [4] Для того, чтобы повысить престиж и авторитет органов прокуратуры в решении задач государственного и хозяйственного строительства Верховный Совет СССР в 1946 г присваивает прокурору СССР наименования Генеральный прокурор СССР.

В послевоенный период вклад прокуратуры состояла в процессе реабилитации граждан, которые были незаконно и необоснованно репрессированы в период культа личности. Данная задача потребовала расширения полномочий судебных органов и усилению деятельности прокуроров. Также после окончания войны появляются новые проблемы по восстановлению народного хозяйства страны, усилия направляются на возобновление экономики. Чтобы обеспечить законность в этой сфере, деятельность прокуратуры пришлось перестроить. Так, благодаря Указу Президиума Верховного Совета 1955 года положения о прокурорском надзоре в СССР, довольно расширило полномочия органов прокуратуры. Законодательство закрепило основные положения о задачах и методах его осуществления.

В нашей стране в 80 – х гг. появляется понятие правового государства, благодаря судебно – правовой реформе. Возникают ветви власти, одна из них судебная, что привело к пересмотру взаимодействия суда и прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства. Прокурор утратил компетенцию надзора за исполнением законов во время рассмотрения уголовных дел судом. Данное нововведение спровоцировало дискуссии. Сторонники сохранения прокурорского надзора за судом постоянно доказывали, что прокурор является представителем высшего надзорного органа, поэтому он не должен ставиться "над" судом, в его же компетенциях отстаивать более широкий круг интересов.
В 1991 году Концепция судебной реформы решила предложить перераспределение надзорных полномочий в пользу судьи. Так, создался судебный контроль над деятельностью прокуратуры.

12 декабря 1993 г. принимается Конституция РФ, которая устанавливает положение о том, что прокуратура РФ является единой централизованной системой. Нижестоящие прокуроры должны подчиняться вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Закрепился порядок назначения и освобождения от должностей Генерального и других прокуроров. Закон определил важные элементы деятельности и полномочия прокуроров.

В Закон постоянно вносились изменения, но статус прокуратуры как единой централизованной системы не подвергался сомнению. Таким образом, была сформирована новая «смешанная» форма, которая осуществляла надзор за исполнением законов и уголовным преследованием. Согласно данной Конституции прокуратура не относится к органам законодательной, исполнительной или судебной власти, а наделяется обособленным статусом в системе разделения и взаимодействия властей.

В 2001 г. появляется первая редакция уголовно процессуального кодекса, которая предоставляет прокуратуре довольно обширные полномочия при осуществлении уголовного преследования, например, прокурор стал органом уголовного преследования, теперь он имел право давать согласие на возбуждение уголовного дела, мог участвовать в судебном разрешении вопросов избрания мер пресечения и так далее. Далее изменения данного законодательства изменили характер надзора в этой сфере: прокурорский надзор стал ограничиваться только процессуальной деятельностью и осуществляться только процессуальными средствами, которые предусмотрены в УПК РФ. В итоге, фактически произошло слияние надзорной деятельности прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства с уголовным преследованием.

5 февраля 2014 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 2 – ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», и глава 7 Конституции РФ получила новое, название – «Судебная власть и прокуратура». Редакция данной главы, можно сказать, не дает возможности приравнять судебную власть и прокуратуру. Согласно от 05. 02. 2014 г. № 2 – ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» довольно расширялись полномочия Президента РФ по назначению на должность руководителей прокурорских органов. После принятия данного ФКЗ Совет Федерации играл важную роль при назначении и освобождении от должности Генерального прокурора. Прокуроры субъектов РФ назначались на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры городов и районов назначались и освобождались от должности Генеральным прокурором РФ.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что российская прокуратура функционировала во всех исторических формах организации прокурорской деятельности, которые нам известны. Друг за другом сменились разные виды устройства – фискально – надзорное, судебно – магистратурное, чисто надзорное и смешанное. Так, законодательство, которое действует на данный момент и закрепляет многофункциональную модель современной прокурорской деятельности, [7]

 

Список литературы:
1. Абдулин Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие / Р. С. Абдулин.  – 4 – е изд., перераб. и доп.  – Курган: Изд – во Курганского гос. ун – та, 2021.  –  266 с.
2. Винокуров Ю.Е. и др, М.: Высшее образование, Учебник Прокурорский надзор, 2005 г.  — 460 с. 
3. Казанцев С. М. История царской прокуратуры – Петербург, 1993г.  –  340 с.
4. Колыхалов Д. В. История российской прокуратуры М – 2018 – 104 с.
5. СУ РСФСР. 1917 № 4 Ст. 50
6. Положение о судоустройстве РСФСР Постановлением ВЦИК от 7 июля 1923 г. было дополнено специальным разделом «О государственной прокуратуре» СУ СССР. 1923  –   481 с.
7. Халиулина А. Г., Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебнометодический комплекс – Томск 2021.  –  68 с.