ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БРАКОРАЗВОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БРАКОРАЗВОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Аннотация. В представленной статье, основываясь на статистическом анализе данных по бракоразводным процессам, мы рассмотрели динамические показатели браков и разводов в Казахстане. Наша команда детально рассмотрела как брак, так и развод взяв за основу гендерные и возрастные отличия. Мы определили пик в период супружеской жизни, причинность и значимость данных явлений. А также определили насколько долго граждане Казахстана обычно проживают в брачном союзе. Также нашей командой рассмотрены показатели бракоразводных процессов по регионам РК. В итоге данной статьи нашей командой сделаны выводы и определены решения проблем по данной теме.
Ключевые слова: брак, бракоразводный процесс, семья, многодетная семья.
«Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства взаимны». Луис Анспахер [1 стр. 58].
По факту Законодатель в Кодексе «О браке (супружестве) и семье» всё предельно понятно и фактически также, как высказался Луис Анспахер изложил. Поэтому следуя обычной человеческой логике можно с этим высказыванием согласиться. Увы, но есть пару оговорок в реальном мире, когда теория не всегда синхронизируется с практикой. То есть, давайте приведём пример, можно сколь угодно судачить и регулировать это решение на законодательном уровне, о том, «Слон и моська» [2]. (из басни А. Крылова), равны в своих правах, в размерах и так далее, но отнюдь это разные виды и классы животных. Но, всё также сохраняя баланс и равновесие во вселенной. Собственно, такова реальность в сфере брака и супружества. Конечно же, женщина и мужчина равны между собой. Вот только «функционал» у них различается ещё с зарождения. Ещё с древних времён устоялись обычаи и традиции о том, что мужчина видится как добытчик, то есть мужчина должен «добывать еду и жилье» или в современном мире «зарабатывать деньги», а женина «рожать потомство и сохранять домашний очаг». Приведём фактическое обоснование вышеизложенного. Где, то самое «равенство», о котором говориться в высказывании Л. Анспахера, когда женщина забеременела и естественно нуждается в уходе и заботе, со стороны мужа, а муж в свою очередь не нуждается в заботе и вынужден поддерживать и обеспечивать свою жену? Но, мы отнюдь не против устоявшихся с древних времён устоев и с точки зрения моральных ценностей, собственно, как и законодательных. Благородный мужчина в «правильной семье», обязан поддерживать и обеспечивать свою семью. В тот период, когда не было такого понятия как «брак», женщины и мужчины добывали себе такие ресурсы, как (еду и жилищные блага) соединившись в определённые сообщества. То есть в то время, была необходимость в распределении ролей между «особями». Более-менее крепкие и здоровые мужчины шли на охоту за дичью, а женщины и дети, оставались в убежище готовя еду и поддерживая огонь. Но, прогресс и обычаи не стоят на месте и примерно 8.000 лет до н.э. произошли значительные культурные изменения, давшие «браку» начало. Люди начали менять свои интересы и жизнедеятельность и начали переходить на новый уровень прогресса, это «одомашнивание животных и оседлый образ жизни», деревни убежища и пещеры преобразовывались в деревни и сельские поселения. От детей стало больше пользы в хозяйственных и бытовых делах. Постепенно стало приобретать значение статусности и влиятельности, экономика и право. Таким образом, когда уже стала возникать городская цивилизация (т.е. в античные времена), стала развиваться уже и грамотность. Следом за грамотностью большую актуальности стал нести Закон, так образом юридический институт относит «Закон Хаммурапи I», относит к первейшим законам о браке и семье. Отсюда и появилось понятие «калым», то есть до брачного процесса, женщина принадлежала по Закону тех времён, своему отцу, и мужчина должен был выкупить у отца дочь, сделав её законной женой. Собственно, отсюда и возникают первые экономическо-правовые сделки в браке и супружестве. Тогда же появилось решение бесплодности (суррогатное материнство) и женщинам, не имеющим возможности рожать, выдавались служанки, вынашивающие ребёнка и передающие данного ребёнка бесплодной матери. Давайте определим причину разводов в Казахстане и не только, но перед этим определим, что же такое семья. Семья есть залог успешного процветания общества. Собственно, семья – это, укрепление внутренней силы государства. «Семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений» [4]. Начало семьи есть брак. Брак узаконенное отношение между мужчиной и женщиной. Ещё в древности брак считался основой и обязательством каждой семьи, залогом порядочности. За расторжение брака следовало наказание, в разное время оно отличалось степенью легкости или сложности. На сегодняшний день развод стал порядком вещей. По количеству дел в суде можно сказать, что бракоразводных процессов стало больше, чем заключений браков. И причины в основном в том, что женщина с мужчиной просто не сошлись с характером.
Приведём пример: пара могла, прожить достаточное количество времени вместе не регистрируя брак, в момент, когда у них появились общие дети и общее совместное имущество они делают совместное решение и заключают брак. Прожив пару лет, они приходят к выводу, что совместный брак больше продолжаться не может. С чем это связано? Как это, решить и какие еще проблемы есть в регулировании бракоразводных процессов?
Большинство проблем, которые касаются создания, и распада семьи всегда были, есть и будут особенно актуальными, так как брак и семья представляют собой непреходящие ценности, являющиеся неотъемлемой частью человеческой цивилизации в целом. Опыт мирового сообщества показывает, что проблемы семьи могут более или менее эффективно решаться с помощью хорошо продуманной и последовательно проводимой государственной демографической политики. В Республике Казахстан регулирование важных для общества семейно-брачных отношений и обеспечение защиты прав и интересов семьи осуществляется на основании Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».
Наша тема актуальна тем, что количество разводов на данном этапе становления крепкого общества достаточно велико. Что делать и как минимизировать количество разводов в стране? Каковы причины и основная статистика брака? Рассмотрим историческую статистику и попробуем рассмотреть применение проверенных методов в современное время.
«В I квартале 2022 года органы РАГС зарегистрировали 4,1 тысячи разводов, за год их число сократилось на 10,3%. В сёлах количество разводов сократилось сразу на 27,5%, в городах — на 5,5%. Больше всего разводов зарегистрировали в Алматы – 536, это на 19,9% меньше, чем годом ранее. Также в тройке регионах с самыми высокими показателями оказались Алматинская и Карагандинская области. Меньше всего разводов зарегистрировали в Кызылординской области – всего 69. Общее количество разводов в целом за 2021 год составило 48,2 тысячи – на 0,5% больше, чем годом ранее. Не прожили вместе и года 2,7 тысячи пар – на 16% больше, чем годом ранее. Больше всего "ранних" разводов зафиксировали в Алматы, Алматинской области и столице, меньше всего – в Северо-Казахстанской области. От одного года до четырёх лет прожили до развода 14,1 тысячи пар (минус 4,4% за год), от пяти до девяти лет – 12,7 тысячи пар (минус 6%), от 10 до 14 лет — 7 тысяч пар (минус 5,7%), от 15 до 19 лет – 3,3 тысячи пар (минус 11,4%), от 20 лет и более – 6,1 тысячи пар (минус 2,4%). Разводы в 2021 году чаще всего совершались в марте, меньше всего пар развелось в июне. В 2020 году наибольшее количество разводов пришлось на январь, февраль и март» [3]. Вот такие вот данные на 2022 год по разводам в РК. «Согласно данным статистики, чем больше детей в семье, тем меньше происходит разводов.
Что делать и как можно решить данные проблемы?
Мы думаем, в частности, следует рассмотреть преподавание специальных занятий в средних и высших учебных заведениях в связи с активизацией формирования и популяризации ценностей института устойчивой семьи среди молодежи. В случае развода предлагаются систематизация и стимулирование предсудебной медиационной работы, пропаганда опыта цивилизованных стран, направленного на сохранение семьи. Мы бы хотели предложить, ввести на законодательном уровне для граждан, государственный экзамен по отношениям перед вступлением в брак для их защиты от ненадежных мужчин и нездоровых браков.