Статья:

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БРАКОРАЗВОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БРАКОРАЗВОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Лапшина В.А. [и др.]. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119767 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БРАКОРАЗВОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Лапшина Виктория Александровна
студент, Таразский Государственный Университет им. М.Х. Дулати, Казахстан, г. Тараз
Хакимов Умиджон Мирзавалиевич
студент, Таразский Государственный Университет им. М.Х. Дулати, Казахстан, г. Тараз
Рамазан Али Мухаммад Ибрахим
студент, Таразский Государственный Университет им. М.Х. Дулати, Казахстан, г. Тараз
Мамедова Гюльназ Илкаровна
студент, Таразский Государственный Университет им. М.Х. Дулати, Казахстан, г. Тараз
Кенжебаева Марина Толеуовна
научный руководитель, Таразский Государственный Университет им. М.Х. Дулати, Казахстан, г. Тараз

 

Аннотация. В представленной статье, основываясь на статистическом анализе данных по бракоразводным процессам, мы рассмотрели динамические показатели браков и разводов в Казахстане. Наша команда детально рассмотрела как брак, так и развод взяв за основу гендерные и возрастные отличия. Мы определили пик в период супружеской жизни, причинность и значимость данных явлений. А также определили насколько долго граждане Казахстана обычно проживают в брачном союзе. Также нашей командой рассмотрены показатели бракоразводных процессов по регионам РК. В итоге данной статьи нашей командой сделаны выводы и определены решения проблем по данной теме.

 

Ключевые слова: брак, бракоразводный процесс, семья, многодетная семья.

 

«Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства взаимны». Луис Анспахер [1 стр. 58].

По факту Законодатель в Кодексе «О браке (супружестве) и семье» всё предельно понятно и фактически также, как высказался Луис Анспахер изложил. Поэтому следуя обычной человеческой логике можно с этим высказыванием согласиться. Увы, но есть пару оговорок в реальном мире, когда теория не всегда синхронизируется с практикой. То есть, давайте приведём пример, можно сколь угодно судачить и регулировать это решение на законодательном уровне, о том, «Слон и моська» [2]. (из басни А. Крылова), равны в своих правах, в размерах и так далее, но отнюдь это разные виды и классы животных. Но, всё также сохраняя баланс и равновесие во вселенной. Собственно, такова реальность в сфере брака и супружества. Конечно же, женщина и мужчина равны между собой. Вот только «функционал» у них различается ещё с зарождения. Ещё с древних времён устоялись обычаи и традиции о том, что мужчина видится как добытчик, то есть мужчина должен «добывать еду и жилье» или в современном мире «зарабатывать деньги», а женина «рожать потомство и сохранять домашний очаг». Приведём фактическое обоснование вышеизложенного. Где, то самое «равенство», о котором говориться в высказывании Л. Анспахера, когда женщина забеременела и естественно нуждается в уходе и заботе, со стороны мужа, а муж в свою очередь не нуждается в заботе и вынужден поддерживать и обеспечивать свою жену? Но, мы отнюдь не против устоявшихся с древних времён устоев и с точки зрения моральных ценностей, собственно, как и законодательных. Благородный мужчина в «правильной семье», обязан поддерживать и обеспечивать свою семью. В тот период, когда не было такого понятия как «брак», женщины и мужчины добывали себе такие ресурсы, как (еду и жилищные блага) соединившись в определённые сообщества. То есть в то время, была необходимость в распределении ролей между «особями». Более-менее крепкие и здоровые мужчины шли на охоту за дичью, а женщины и дети, оставались в убежище готовя еду и поддерживая огонь. Но, прогресс и обычаи не стоят на месте и примерно 8.000 лет до н.э. произошли значительные культурные изменения, давшие «браку» начало. Люди начали менять свои интересы и жизнедеятельность и начали переходить на новый уровень прогресса, это «одомашнивание животных и оседлый образ жизни», деревни убежища и пещеры преобразовывались в деревни и сельские поселения. От детей стало больше пользы в хозяйственных и бытовых делах. Постепенно стало приобретать значение статусности и влиятельности, экономика и право. Таким образом, когда уже стала возникать городская цивилизация (т.е. в античные времена), стала развиваться уже и грамотность. Следом за грамотностью большую актуальности стал нести Закон, так образом юридический институт относит «Закон Хаммурапи I», относит к первейшим законам о браке и семье. Отсюда и появилось понятие «калым», то есть до брачного процесса, женщина принадлежала по Закону тех времён, своему отцу, и мужчина должен был выкупить у отца дочь, сделав её законной женой. Собственно, отсюда и возникают первые экономическо-правовые сделки в браке и супружестве. Тогда же появилось решение бесплодности (суррогатное материнство) и женщинам, не имеющим возможности рожать, выдавались служанки, вынашивающие ребёнка и передающие данного ребёнка бесплодной матери. Давайте определим причину разводов в Казахстане и не только, но перед этим определим, что же такое семья. Семья есть залог успешного процветания общества. Собственно, семья – это, укрепление внутренней силы государства. «Семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений» [4]. Начало семьи есть брак. Брак узаконенное отношение между мужчиной и женщиной. Ещё в древности брак считался основой и обязательством каждой семьи, залогом порядочности. За расторжение брака следовало наказание, в разное время оно отличалось степенью легкости или сложности. На сегодняшний день развод стал порядком вещей. По количеству дел в суде можно сказать, что бракоразводных процессов стало больше, чем заключений браков. И причины в основном в том, что женщина с мужчиной просто не сошлись с характером.

Приведём пример: пара могла, прожить достаточное количество времени вместе не регистрируя брак, в момент, когда у них появились общие дети и общее совместное имущество они делают совместное решение и заключают брак. Прожив пару лет, они приходят к выводу, что совместный брак больше продолжаться не может. С чем это связано? Как это, решить и какие еще проблемы есть в регулировании бракоразводных процессов?  

Большинство проблем, которые касаются создания, и распада семьи всегда были, есть и будут особенно актуальными, так как брак и семья представляют собой непреходящие ценности, являющиеся неотъемлемой частью человеческой цивилизации в целом. Опыт мирового сообщества показывает, что проблемы семьи могут более или менее эффективно решаться с помощью хорошо продуманной и последовательно проводимой государственной демографической политики. В Республике Казахстан регулирование важных для общества семейно-брачных отношений и обеспечение защиты прав и интересов семьи осуществляется на основании Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».

Наша тема актуальна тем, что количество разводов на данном этапе становления крепкого общества достаточно велико. Что делать и как минимизировать количество разводов в стране? Каковы причины и основная статистика брака?  Рассмотрим историческую статистику и попробуем рассмотреть применение проверенных методов в современное время.

«В I квартале 2022 года органы РАГС зарегистрировали 4,1 тысячи разводов, за год их число сократилось на 10,3%. В сёлах количество разводов сократилось сразу на 27,5%, в городах — на 5,5%. Больше всего разводов зарегистрировали в Алматы – 536, это на 19,9% меньше, чем годом ранее. Также в тройке регионах с самыми высокими показателями оказались Алматинская и Карагандинская области. Меньше всего разводов зарегистрировали в Кызылординской области – всего 69. Общее количество разводов в целом за 2021 год составило 48,2 тысячи – на 0,5% больше, чем годом ранее. Не прожили вместе и года 2,7 тысячи пар – на 16% больше, чем годом ранее. Больше всего "ранних" разводов зафиксировали в Алматы, Алматинской области и столице, меньше всего – в Северо-Казахстанской области. От одного года до четырёх лет прожили до развода 14,1 тысячи пар (минус 4,4% за год), от пяти до девяти лет – 12,7 тысячи пар (минус 6%), от 10 до 14 лет — 7 тысяч пар (минус 5,7%), от 15 до 19 лет – 3,3 тысячи пар (минус 11,4%), от 20 лет и более – 6,1 тысячи пар (минус 2,4%). Разводы в 2021 году чаще всего совершались в марте, меньше всего пар развелось в июне. В 2020 году наибольшее количество разводов пришлось на январь, февраль и март» [3]. Вот такие вот данные на 2022 год по разводам в РК. «Согласно данным статистики, чем больше детей в семье, тем меньше происходит разводов.

Что делать и как можно решить данные проблемы?

Мы думаем, в частности, следует рассмотреть преподавание специальных занятий в средних и высших учебных заведениях в связи с активизацией формирования и популяризации ценностей института устойчивой семьи среди молодежи. В случае развода предлагаются систематизация и стимулирование предсудебной медиационной работы, пропаганда опыта цивилизованных стран, направленного на сохранение семьи. Мы бы хотели предложить, ввести на законодательном уровне для граждан, государственный экзамен по отношениям перед вступлением в брак для их защиты от ненадежных мужчин и нездоровых браков.

 

Список литературы:
1. Владимир Шойхер - «Антология жизни в афоризмах» [1].
2. И. А Крылов – «Слон и моська» [2].
3. Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года № 518-IV.
4. https://informburo.kz/novosti/v-kazahstane-rastyot-chislo-brakov-raspavshihsya-
5. https://ru.sputnik.kz/20220627/statistika-razvod-kazakhstan-25795006.html