ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
В последнее время стремительно распространяются в Российской Федерации чрезвычайные ситуации. Согласно государственному докладу «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019году»[5] за указанный период произошло столько же чрезвычайных ситуаций, сколько и в 2018 году – 266. На долю техногенных чрезвычайных ситуаций в 2019 году пришлось 75,94 % от общего числа чрезвычайных ситуаций, а на долю природных – 18,42 %. В свою очередь согласно государственному докладу «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году»[6] за указанный период произошла 331 чрезвычайная ситуация, среди них на долю техногенных чрезвычайных ситуаций пришлось 50,5 % от общего числа чрезвычайных ситуаций, а на долю природных – 31,4 %. Таким образом, в 2020 году в Российской Федерации произошла 331 чрезвычайная ситуация, что на 65 чрезвычайных ситуаций больше, чем в 2019 году. Докладом отмечается и то, что общее количество природных чрезвычайных ситуаций увеличивается на 55.
Для того чтобы подробно изучить тему чрезвычайных ситуаций, для начала следует рассмотреть определение термина «чрезвычайная ситуация». По мнению Сахно А.И. «под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате стихийного бедствия или другого опасного природного явления, крупной промышленной аварии, катастрофы, вооруженного или иного социального конфликта, создающих реальную угрозу общественному порядку, жизни и здоровью граждан, материальным и культурным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны»[8]. Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация – «это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»[1].
Однако вышеуказанные определения относятся к нескольким видам чрезвычайных ситуаций: природного характера, техногенного характера и социального характера, поэтому далее следует разграничить термины.
Вообще все чрезвычайные ситуации принято делить по характеру (причинам) возникновения, по масштабу и скорости распространения. Как раз техногенные, социальные и природные чрезвычайные ситуации – это разделение по характеру (причинам или источникам[9]) возникновения такой ситуации.
Так, техногенными чрезвычайными ситуациями можно, к примеру, назвать следующие чрезвычайные ситуации: загрязнение водоемов химическими веществами или аварии в подземных сооружениях. К социальным чрезвычайным ситуациям обычно относят «террористические акты, диверсии, массовые беспорядки, вооруженные и иные опасные конфликты на почве межрелигиозных, межнациональных и этнических отношений, попытки насильственного изменения конституционного строя, военные конфликты и иные события, создающие угрозу безопасности личности, общества и государства»[4]. В свою очередь, природными чрезвычайными ситуациями являются, к примеру, землетрясения, наводнения, гололед или пожар. Таким образом, можно сделать вывод и определить главное отличие чрезвычайных ситуаций природного характера – это то, что они вызваны самой природой.
Итак, теперь следует дать исчерпывающее определение термину «чрезвычайная ситуация природного характера». Чаще всего под чрезвычайной ситуацией природного характера понимается неблагоприятная обстановка сложившаяся на определенной территории или акватории, вследствие воздействия опасного природного явления или стихийного бедствия, последствиями которого могут являться человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Видов чрезвычайных ситуаций природного характера огромное множество, именно для того, чтобы их упорядочить, принято их делить на группы в зависимости от происхождения:
- геологические (эрозия, просадка земной поверхности);
- геофизические (извержения вулканов);
- метеорологические, а также агрметеорологические (шквалы, бури);
- гидрологические (наводнение, заторы);
- морские гидрологические (тайфуны, отрыв прибрежных льдов);
- гидрогеологические (повышение или понижение уровня подпочвенных вод);
- пожары природного характера (торфяные, лесные);
- массовые заболевания людей и массовые заболевания животных;
- поражение сельскохозяйственных растений вредителями и болезнями.
Как уже замечалось ранее и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[2], чрезвычайные ситуации можно разделить их исходя из масштабности, касаемо природных чрезвычайных ситуаций можно выделить следующие категории:
- муниципальные;
- межмуниципальные;
- региональные;
- межрегиональные;
- федеральные.
Классификация, которая действовала до 2007 года также включала в себя и трансграничные чрезвычайные ситуации. Так, по мнению автора статьи «О понятии и классификации чрезвычайных ситуаций» Ильичева И.Е., «утвержденная Правительством Российской Федерации классификация выглядит слишком формализованной, она не дает представления о спектрах причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций, многообразии их форм, игнорирует чрезвычайные ситуации трансграничного характера и возникающие за пределами территории Российской Федерации»[3]. И с этим действительно сложно поспорить, классификаций чрезвычайных ситуаций огромное множество, а Российская Федерация не раз принимала участие в ликвидации последствий трансграничных чрезвычайных ситуаций.
Исходя из классификации по скорости распространения чрезвычайные ситуации природного характера можно разделить на: внезапные (землетрясения, взрывы), стремительные (пожары), умеренные (паводки, наводнения) и плавные (засуха).
Безусловно, все вышеперечисленные явления влияют на здоровье населения, проживающего на той территории, на которой это произошло. Не менее важно и то, что масштабность данных явлений настолько крупна, что может повлиять и на экологическое равновесие в целом.
Как правило, любое природное явление, несущее в себе опасность можно предвидеть, ведь каждому такому явлению предшествуют какие-то признаки, к тому же, природные процессы взаимозависимы, к примеру, землетрясение может повлечь за собой наводнение. Как отмечает Тимошков В.Ф. «в настоящее время наблюдается тенденция к определению циклического, сезонного возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера»[10].
К сожалению, предотвратить природные явления человек не в силах, однако, в наши дни развивается система раннего обнаружения быстроразвивающихся опасных природных явлений и процессов, модернизируются существующие и разрабатываются современные технологии и методы прогнозирования, а также расширяются сети мониторинга и повышения эффективности предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Подводя итоги, следует сказать, что часть опасных природных явлений случается и по вине человека, так как порой деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, и наоборот, природная чрезвычайная ситуация может повлечь за собой техногенную. В наши дни человечество уже имеет глубокие познания в области чрезвычайных ситуаций природного характера и научилось прогнозировать риски, а также ликвидировать последствия.
Что касается действующего законодательства, то хочется отметить, что Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[2] и Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[1] можно назвать формализованными, а также игнорирующими существующие в российской науке чрезвычайные ситуации других видов. Одним из вариантов решения данной проблемы можно назвать восполнение законодательных пробелов путем дополнения действующих нормативных правовых актов положениями о других видах чрезвычайных ситуаций.
В целом хочется отметить, что по результатам 2020 года мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций были выполнены в объемах, необходимых для обеспечения общественной безопасности. Нормативная правовая база совершенствовалась исходя из новых организационных и технологических решений в области безопасности жизнедеятельности населения. Деятельность органов управления и сил была направлена на предупреждение возможных угроз природного, а также снижение уровня возможного ущерба от них.