К вопросу о трудоустройстве молодых специалистов
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
К вопросу о трудоустройстве молодых специалистов
В статье рассмотрена проблема трудоустройства молодых специалистов. Уделяется внимание причинам существования данного явления, его влияние на занятость и предлагаются способы решения этой проблемы
В современном обществе одной из наиболее уязвимых категорий на рынке труда является молодёжь, которая сейчас получает профессиональное образование. Молодые специалисты – выпускники высших профессиональных учреждений, впервые ищущие работу, так же, как и молодежь без образования и специальности, традиционно входят в группу риска, являясь одними из наиболее проблематичных участников российского рынка труда [1]. Одной из причин этого является то, что молодые люди менее конкурентоспособны, чем другие возрастные группы, имеющие определенные навыки и жизненный опыт.
Главной проблемой является несбалансированность объемов подготовки специалистов в одной сфере с потребностью на рынке труда, что усугубляет проблемы при трудоустройстве у выпускников образовательных учреждений.
Это связано с тем, что в большинстве случаев родители и абитуриенты при выборе профиля подготовки руководствуются не ситуацией на рынке труда, а своими социальными стереотипами: престижностью профессии и ВУЗа. В свою очередь, образовательные учреждения, ориентируясь на такой спрос, увеличивают число мест для обучения, так как это составляет существенный источник финансирования. Но при этом специалисты данных профессий на рынке труда появятся с опозданием на 4–6 лет и нельзя не учитывать, что за такой промежуток времени ситуация в вопросе трудоустройства может существенно измениться как в лучшую сторону, так и в худшую.
В советское время главным работодателем являлось государство, которое распределяло выпускников по предприятиям и организациям, и выход выпускников на рынок труда был регламентирован, что значительно упрощало процесс трудоустройства для молодых специалистов. Однако ликвидация системы распределения выпускников учреждений профессионального образования и экономический кризис 90-х годов значительно изменили ситуацию на рынке труда, что до сих пор является одной из наиболее актуальных проблем. В процессе формирования рыночной экономики произошли большие изменения в спросе на определенные категории работников, возникли новые профессии, специалисты по которым стали необходимы. Молодые специалисты вынуждены самостоятельно трудоустраиваться, причем большинство из них к этому не готово из-за отсутствия опыта работы либо несоответствия уровня образования требованиям работодателя.
Как зачастую говорят сами работодатели, многие выпускники вузов не соответствуют их требованиям по компетенции и качеству подготовки, что вызывает нежелание трудоустраивать молодых людей. И сами выпускники готовы отказаться от работы, если их не устраивают условия труда, заработная плата.
Современные предприятия, озабоченные решением оперативных вопросов, зачастую не заботятся о закреплении персонала, преемственности кадрового состава [2]. Большинство российских предприятий испытывают нехватку квалифицированных специалистов, однако вопрос о повышении квалификации ставится очень редко и к молодым специалистам, получившим образование по современных стандартам, относятся предвзято. Часто работодатель хочет получить лишь собственную выгоду, набирая неопытных работников на испытательный срок, после чего увольняя их с формулировкой о несоответствии занимаемой должности.
Наиболее остро проблема проявляется при поиске первого места работы, так как виден явный переизбыток специалистов одной профессии, отсутствует точная информация о вакансиях, а это часто привод к тому, что приходится устраиваться на работу не по специальности и учиться заново, чтобы соответствовать занимаемой должности.
Из числа обращающихся в службу занятости большинство составляют специалисты в сфере обслуживания, экономики, управления, гуманитарных наук, так как предложение по ним значительно превышает спрос. Наиболее востребованными являются рабочие кадры, однако их численность сокращается из-за стремления молодёжи получить престижную и высокооплачиваемую профессию, несмотря на то, что после завершения учебы многие не находят работу по специальности. Однако современное российское общество характеризуется статусной несовместимостью: лишь треть образованных людей получает относительно высокие доходы и, в то же время, лишь треть тех, кто такие доходы получает, имеет высшее образование [3].
Часто молодые люди, испытывая трудности при трудоустройстве по профессии, прибегают к неформальным способам: пытаются устроиться через родственников или знакомых. Данная тенденция создает проблемы при формировании рынка труда, так как зачастую те, кто обладает более высокой квалификацией и знаниями теряют возможность получить хорошую работу. А у тех, кто ориентировался на социальные связи, пропадает мотивация к накоплению знаний, повышению квалификации, что влияет на их качества, как работников.
Решение проблемы занятости молодёжи должно стать актуальной задачей государственной политики, так как необходим комплексный подход к решению вопроса молодёжной безработицы [4]. Представляется целесообразным информировать молодых специалистов при трудоустройстве о возможности по их требованию, при отказе в заключении трудового договора, что работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке [5].
По нашему мнению необходимо:
· доводить до сведения молодёжи, выбирающей направление профессиональной подготовки, информацию о ситуации на рынке труда в настоящий момент и о возможных изменениях, чтобы они могли выбрать ту профессию, по которой будет меньше проблем с поиском работы;
· совершенствовать образовательную систему, чтобы качество полученных знаний и навыков соответствовала требованиям работодателя;
· одним из решений данной проблемы может стать подготовка специалистов по заказу предприятий. Таким образом, их требования к квалификации специалистов будут удовлетворяться в процессе обучения.