Статья:

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН, СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ОФШОРНЫХ ЗОН РОССИИ

Конференция: CXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сараев Н.А., Ивашина Е.С. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН, СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ОФШОРНЫХ ЗОН РОССИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(192). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(192).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН, СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ОФШОРНЫХ ЗОН РОССИИ

Сараев Никита Андреевич
студент, Сибирский университет потребительской кооперации, РФ, г. Новосибирск
Ивашина Екатерина Сергеевна
студент, Сибирский университет потребительской кооперации, РФ, г. Новосибирск
Вихарева Елена Валерьевна
научный руководитель, Сибирский университет потребительской кооперации, РФ, г. Новосибирск

 

В данной работе авторами предпринята попытка раскрыть понятие и виды особых экономических и свободных экономических зон, а также офшорных зон Российской Федерации. Проанализированы соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие данные экономические территории, а также приведены примеры действующих особых экономических зон.

Объектом исследования в настоящей статье выступают отношения в сфере особых (свободных, специальных) экономических зон, находящихся на территории Российской Федерации, а также офшорных зон государства с целью минимизации налогообложения для предпринимательства. Актуальность работы выражена тем, что развитие высокотехнологичных и иных отраслей экономики нашей страны, а также отдельных субъектов РФ является одной из первостепенных задач государства по социально-экономическому развитию. Цель публикации - ознакомление с понятиями «особая экономическая зона», «свободная экономическая зона», «офшорная зона» и анализ их правового положения в настоящее время.

Понятие «особая экономическая зона» имеет множество вариантов своего толкования (далее – ОЭЗ). Законодательство различных стран предусматривает наличие дефиниции данного экономического пространства, а также международные соглашения, конвенции и научные доктрины в системе экономических наук, регулирующие деятельность такого экономического явления.

К примеру, Киотская конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» 1973 года рассматривает понятие «свободная экономическая зона» как территорию одного государства или же ее часть, на которой все ввозимые товары рассматриваются в качестве объектов, находящихся за пределами таможенной территории по отношению к налоговым обязательствам, импорту и, соответственно, не проходят процедуру таможенного контроля. [1] Ученые экономисты считают, что это территория обладает, безусловно, огромным экономическим потенциалом, включающим в себя: выгодное географическое положение для ведения различных форм предпринимательства, наличие необходимой инфраструктуры для создания  такой экономической зоны и развития экономического роста государства, а также установление особых механизмов и режимов в сфере налогообложения, ценообразования, таможенного обложения и инвестирования в экономику государства иностранными компаниями.

Целью создания такой экономической зоны является привлечение финансовых, информационно-технологических и трудовых ресурсов для активного развития отдельно взятого района. [2] В настоящее время свободные экономические зоны считаются неотъемлемой составляющей мировой экономики, ориентированные на решение приоритетных задач по развитию экономики отдельных регионов и реализацию государственных проектов и программ.

Отношения в сфере особых экономических зон регулируются прежде всего Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) и Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ. (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) Итак, согласно статье 2 Федерального закона N 116-ФЗ особая экономическая зона - это определяемая Постановлением Правительства часть территории РФ, которая предусматривает создание особого режима осуществления предпринимательской деятельности и применение особой таможенной процедуры в рамках свободной экономической зоны. [3] Если сопоставить понятия «свободная экономическая зона» и «особая экономическая зона» то станет очевидно, что предоставление таможенных и налоговых льгот государством является связующим звеном между данными экономическими зонами. Исходя из этого, можно считать данные определения идентичными в своей экономической основе. До принятия настоящего федерального закона, ОЭЗ именовалась иначе: в 80-е годы прошлого столетия и позднее (в 90-е годы) появилось понятие «свободная экономическая зона» (далее - СЭЗ). СЭЗ именовались такие территории, на которых распространялось свободное предпринимательство  насколько это было возможно в то время. Экономисты сходятся во мнении, что главным отличием тогдашней СЭЗ от нынешней ОЭЗ являлась узкая направленность на экспортное производство, а также отсутствие правового регулирования данного понятия в законодательстве. [4, с. 77]. По мнению профессора  В. Г. Вишнякова, замена понятия «свободная» на «особая» законодателем имеет под собой цель усиления государственного воздействия на функционирование такой экономической зоны и недопущения ее превращения в зону офшора. [5] Таким образом, ОЭЗ представляется экономической территорией, обладающей государственным суверенитетом и отвечающей запросам государства в развитии той или иной экономической сферы.

В качестве критериев создания ОЭЗ, закрепленных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. No 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» выступают: значение и обоснованность необходимых составляющих инфраструктуры будущей ОЭЗ (инженерная, транспортная), положительный прогноз роста объемов дополнительных доходов субъекта, на территории которого планируется создание ОЭЗ и др. В соответствии со статей 4 Федерального закона N 116-ФЗ в России созданы следующие типы ОЭЗ:

  1. Промышленно-производственные особые экономические зоны;
  2. Технико-внедренческие особые экономические зоны;
  3. Туристско-рекреационные особые экономические зоны;
  4. Портовые особые экономические зоны.

Данные типы присваиваются в зависимости от видов экономической направленности ОЭЗ.

Для повышения эффективности функционирования ОЭЗ, Правительство РФ своим постановлением может объединить их в кластер. «Кластер» -  относительное новое понятие, введенное в отечественное законодательство в 2014 году. Итак, под ним подразумевается: комплексное объединение особых экономических зон одного типа или нескольких типов, утверждаемое постановлением Правительства. Объединение двух и более ОЭЗ нескольких типов в кластер является более эффективным решением для достижения конкурентного преимущества экспорта, нежели создание кластера из совокупности ОЭЗ одного типа.

Согласно статистическим показателям информационного проекта, созданного НИУ ВШЭ «Карта кластеров России», высоким уровнем обладают кластеры, специализирующиеся на авиастроительстве, автомобилестроении и создании информационно-коммуникационных технологий.

К примеру, Научно-производственный кластер "Сибирский наукополис», занимающийся развитием информационно-коммуникационных технологий, разрабатывает программное обеспечение для достижения результатов научных целей, а также разрабатывает мобильные приложения для отечественного программного обеспечения. Данный кластер сотрудничает по своей ключевой специализации с 10 сибирскими инновационными компаниями в сфере науки и медицины.

В свою очередь, Китайско-российский центр трансфера технологий является главным зарубежным партнером в сфере информационно-коммуникационных инноваций. [6]

В настоящее время в России существует 56 функционирующих ОЭЗ. Во второй половине 2022 года Правительством РФ были утверждены промышленно-производственные ОЭЗ еще в шести регионах РФ. [7]

Под понятием «офшорная зона» понимают территорию государства или же ее часть, на которой действует особый льготный режим для стран или компаний -нерезидентов, предусматривающий низкий процент налогообложения или его отсутствие, а также упрощенный порядок лицензирования и регистрации компаний. Экономисты считают, что офшорная зона является составной частью понятия «свободная экономическая зона». Преимуществом офшорных зон перед различными видами СЭЗ является то, что офшорные зоны задействованы в мировых валютно-кредитных и финансовых рынках и являются их непосредственными участниками.  [8]

Необходимо сказать, что официально-закрепленная классификация офшорных территорий отсутствует. Однако, существуют негласные признаки, способствующие делению офшорных стран на определенные типы. Так, основными признаками будут являться:

1)  Наличие или отсутствие системы налогообложения;

2) Наличие или отсутствие отчётности деятельности компаний перед офшорным государством;

3) Степень конфиденциальности ведения предпринимательства (имеется ли политика разглашения личности бенефициаров?) 

В связи с появлением в начале 21 века новых телекоммуникационных технологий, позволяющих хранить денежные средства на электронных носителях, перемещение в экономическом пространстве международных капиталов существенным образом увеличилось и таким образом возникли различные сети офшорных зон, классифицировать которые можно по разным критериям.

Одним из самых распространенных критериев принадлежности офшора к той или иной зоне является его географическая расположенность.

Исследователями принято выделять четыре пространственных зоны:

1) страны Карибского бассейна. К таковым, к примеру, относят  Доминикану, Белиз и др. На территориях этих стран находятся офшорные зоны, обслуживающие государства Северной и Южной Америки;

2) cтраны европейского континента, в том числе и острова Мэн и Бейливик Джерси, являющиеся коронными владениями Великобритании и Северной Ирландии. Офшорные зоны обслуживают государства, имеющие европейский часовой пояс;

3) страны Персидского залива. Офшорные зоны, расположенные на территориях этих государств обслуживают такие ближневосточные страны, как Катар, Израиль и др.;

4) страны Юго-Восточной Азии. Огромное влияние в качестве предоставления офшора странам Азиатско-Тихоокеанского региона являются такие государства, как Сингапур, Науру и др.

Россия, как и другие государства, также хранит свои активы в офшорных зонах. ЦБ РФ публикует перечень государств и территорий, непосредственно предоставляющих комплекс налоговых и иных льгот в отношении российских компаний.

Согласно приложению № 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-У офшорными территориями (юрисдикциями) нашей страны являются порядка 40 стран и территорий. ЦБ РФ редактирует данный перечень исходя из политической конъюнктуры и нарушения офшорными территориями своих обязательств путем включения государств в список или исключения из него. 

Таким образом, раскрытые понятия ОЭЗ и СЭЗ имеют общие признаки, однако имеют свою специфику, разграничивающие суть данных экономических зон. ОЭЗ распределяются по типам согласно постановлению Правительства, а офшорные зоны не имеют единообразных критериев для определения классификации.

Анализ отечественного законодательства показал, что особые экономические зоны предусматривают льготы в сфере налогообложения и призваны улучшить экономическое положение того или иного региона. Офшорные зоны являются составной частью понятия «СЭЗ» и обладают огромным экономическим потенциалом.

 

Список литературы:
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.: федеральный закон Рос. Федерации № 279-ФЗ от 3 ноября 2010 г. // СЗ РФ. — 2010. — № 45. — Ст . 5744. 
2. Безикова Е. В. Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: дис. ...канд. юрид. наук // Е. В. Безикова. – Москва, 2014. – 212 с. 
3. Федеральный закон от 22.07.2005 г. No116- ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»:[принят Гос. Думой 08 июл. 2005 г.] [Электронный ресурс]. - М.: Косультант плюс. 
4. Колчеданцева Е. А. Понятие особой экономической зоны // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2010. – No 18(194). – С. 77–79
5. Буткевич О.В. О соотношении понятий "особая экономическая зона" и "свободная экономическая зона" // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-osobaya-ekonomicheskaya-zona-i-svobodnaya-ekonomicheskaya-zona (дата обращения: 06.01.2023).
6. Карта кластеров России // Российская кластерная обсерватория; НИУ ВШЭ. 2022. URL: https://map.cluster.hse.ru/ (дата обращения: 06.012023). 
7. «В России появятся новые особые экономические зоны» [Электронный ресурс] // Газета.ru – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/news/2022/11/06/18968263.shtml?updated (дата обращения: 05.01.2023)
8. Финансовый анализ: методы и процедуры // В. В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 559 с.