Статья:

ЭКОНОМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Науки о Земле

Выходные данные
Фаттахова Л.Р. ЭКОНОМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119787 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОНОМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Фаттахова Ляйсан Рустамовна
студент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, РФ, г. Уфа

 

Вода представляет собой ресурс многоцелевого назначения, является факторным компонентом производства благ, поэтому возникает необходимость в экономических инструментах регулирования использования ограниченных водных ресурсов и распределения их между потребителями.

Основополагающим законодательным актом, определяющим принципы природопользования, следует назвать Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [2]. Водопользование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ [1].

В настоящее время предусмотрены три составляющие платежей за пользование водными объектами: водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, а также платежи за добычу подземных вод.

 

Рисунок 1. Виды платежей за пользование объектами

 

Водный налог взимается в форме федерального налога и поступает в федеральный (40%) и региональные бюджеты (60%). Выделены следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации [13, с. 117]. Расчет платы осуществляется на основе: объема забранной воды; объема продукции, произведенной без забора воды; площади акватории использования; объема сточных вод, сбрасываемой в водный объект. Плата вносится в бюджет субъекта Российской Федерации по месту регистрации плательщика.

Размер платы при безвозвратном водопотреблении определяется исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из водохозяйственных систем с применением повышающего коэффициента. При несвоевременном внесении платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем взимается пени в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

Платежи имеют форму регулярных взносов. Сведения в Министерство природных ресурсов России по расчету поступлений в бюджет средств от платы за пользование водными объектами представляются ежегодно. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, а также базовые ставки платы за пользование водными объектами разрабатываются Министерством природных ресурсов РФ.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, идет на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов. Она вносится за: изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; сверхлимитное изъятие воды; использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование; сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Плата распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Российской Федерации в тех же пропорциях, что и водный налог. За сброс в водные объекты сточных вод с повышенным содержанием вредных веществ и сверхлимитных предусматривается повышенная плата.

По заключению Министерства природных ресурсов подземные воды являются самостоятельным видом минеральных ресурсов. В настоящее время добыча подземной пресной воды облагается налогом, и размер платы устанавливается исходя из объема добытой пресной воды из подземных источников. Платежи за право на добычу подземных вод распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ в тех же пропорциях, что и водный налог.

Кроме данных видов платежей существуют штрафы и повышенные платежи, являющиеся актами административно-экономического воздействия на нарушителей водного законодательства.

 

Список литературы:
1. Водный кодекс РФ от 06.05.1998 № 74-ФЗ. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/ (дата обращения 13.11.2022)
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 13.11.2022).
3. Угренинов Г.Н. Экономика водопользования: учеб. пособие. СПб: Изд-во РГГМУ, 2013. – 176 с.