ЭКОНОМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
Рубрика: Науки о Земле
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
ЭКОНОМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Вода представляет собой ресурс многоцелевого назначения, является факторным компонентом производства благ, поэтому возникает необходимость в экономических инструментах регулирования использования ограниченных водных ресурсов и распределения их между потребителями.
Основополагающим законодательным актом, определяющим принципы природопользования, следует назвать Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [2]. Водопользование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ [1].
В настоящее время предусмотрены три составляющие платежей за пользование водными объектами: водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, а также платежи за добычу подземных вод.
Рисунок 1. Виды платежей за пользование объектами
Водный налог взимается в форме федерального налога и поступает в федеральный (40%) и региональные бюджеты (60%). Выделены следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации [13, с. 117]. Расчет платы осуществляется на основе: объема забранной воды; объема продукции, произведенной без забора воды; площади акватории использования; объема сточных вод, сбрасываемой в водный объект. Плата вносится в бюджет субъекта Российской Федерации по месту регистрации плательщика.
Размер платы при безвозвратном водопотреблении определяется исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из водохозяйственных систем с применением повышающего коэффициента. При несвоевременном внесении платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем взимается пени в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
Платежи имеют форму регулярных взносов. Сведения в Министерство природных ресурсов России по расчету поступлений в бюджет средств от платы за пользование водными объектами представляются ежегодно. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, а также базовые ставки платы за пользование водными объектами разрабатываются Министерством природных ресурсов РФ.
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, идет на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов. Она вносится за: изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; сверхлимитное изъятие воды; использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование; сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов.
Плата распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Российской Федерации в тех же пропорциях, что и водный налог. За сброс в водные объекты сточных вод с повышенным содержанием вредных веществ и сверхлимитных предусматривается повышенная плата.
По заключению Министерства природных ресурсов подземные воды являются самостоятельным видом минеральных ресурсов. В настоящее время добыча подземной пресной воды облагается налогом, и размер платы устанавливается исходя из объема добытой пресной воды из подземных источников. Платежи за право на добычу подземных вод распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ в тех же пропорциях, что и водный налог.
Кроме данных видов платежей существуют штрафы и повышенные платежи, являющиеся актами административно-экономического воздействия на нарушителей водного законодательства.