АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Движение и двигательная активность – это неотъемлемая потребность любого организма и человека. Физические упражнения необходимы, поскольку являются эффективным способом адаптации человека к жизни в социуме, приобщения его к труду. Движения позволяют человеку развиваться. Движение позволяет корректировать нарушения в организме, восстанавливать утраченные функции, служат профилактикой дальнейших прогрессирующих заболеваний, устраняя наметившиеся отклонения в работе ряда органов [5, с. 34].
Физическая культура и спортивные занятия формируют гармоничную личность, развивают его физически и духовно, разряжая его напряженность, уводя его от проблем, переключая внимание на другие ценности, повышают престижность человека, ставя лиц с ОВЗ в один ряд, а то и выше остальных членов общества, не имеющих серьезных нарушений здоровья [4, с.603].
Под адаптивной физической культурой понимается та ее сфера, которая предназначена для лиц, которые имеют те или иные ограничения, связанные с здоровьем. Как правило, эти лица принято называть инвалидами. В связи с этим для привлечения такой категории людей к занятиям спортом и физическими упражнениями необходим особый комплекс мероприятий щадящего, спортивно-оздоровительного характера, который направлен на реабилитацию, приспособление к обычной среде в обществе, устранение психологических проблем, связанных с заболеваниями.
В настоящее время это одна из актуальных задач в нашей стране и за рубежом. Ведется постоянный поиск эффективных техник и технологий для коррекции лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ).
Адаптивное физическое воспитание (АФВ) выступает неотъемлемым элементом общей системы учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ. Его целью считают адаптацию лиц с функциональными ограничениями к окружающей среде и социуму [1, с.8].
Для этого ставится следующий комплекс взаимосвязанных задач:
- укреплять здоровья и благоприятствовать нормальному физическому развитию организма;
- формировать жизненно необходимые умения и навыки;
- развивать моторику организма;
- воспитывать желания и умения заниматься спортом самостоятельно;
- воспитывать морально-волевые качества личности;
- уменьшить противоречия между потребностями человека с ОВЗ и психофизическими возможностями его организма [3, с.428].
При проведении адаптивной физической культуры необходимо выбирать адекватные средства и методы физкультурно-оздоровительных программ и занятия с учетом особенностей заболевания человека, их своевременности и индивидуальности [6, с. 110].
К числу основных форм организации занятий адаптивной физической культурой относятся:
- систематические занятия – утренняя гимнастика, уроки физкультуры в дошкольном или учебном заведении;
- эпизодические – прогулка за чертой города, катание на санках и лыжах;
- индивидуальные – персональные занятия дома, в специальном учреждении;
- массовые – спортивные марафоны, спартакиады;
- игровые – семейные игры, оздоровительных лагерях.
При этом организаторами таких мероприятий могут быть как специалисты по АФВ, так и общественные деятели и организации, государственные органы, волонтеры, студенты, родители детей с ОВЗ, сами инвалиды. Независимо от того, кто проводит то или иное мероприятие или занятие, их цель – расширить двигательную активность лиц с ОВЗ, приобщить их к той или иной деятельности, разнообразить их досуг, раскрыть творческий потенциал, сформировать здоровый образ жизни.
Что касается форм организации физической культурой в условиях средних образовательных учреждений, основным их видом является урочная форма. В зависимости от целей и задач программы и содержания уроки могут быть разных направленностей. Занятия оздоровительного характера необходимы для того, чтобы откорректировать осанку, исправить плоскостопие, провести профилактику соматических болезней, укрепить сердечно-сосудистую систему и дыхание. Занятия лечебного характера помогают компенсировать и восстанавливать отсутствующие или утраченные, нарушенные функции при травмах, хронических болезнях. Занятия спортивного направления следует применять для того, чтобы усовершенствовать физическую подготовку, воспитать волю, развить технику в том или ином виде спорта. Для проведения организованного досуга, отдыха и игровой деятельности подходят занятия рекреационного характера [7, с. 16].
Несмотря на представленную классификацию, данное разделение уроков физического воспитания весьма условно, поскольку каждое такое занятие включает в себя элементы, как обучения, так и развития, воспитания, коррекции, компенсации, восстановления, профилактики. При необходимости массовые занятия могут быть дополнены индивидуальными уроками [2, с. 81].
Таким образом, из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что адаптивная физическая культура и адаптивное физическое воспитание – это одно из наиболее эффективных средств, позволяющих социально адаптировать и реабилитировать лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим и с учетом того, что пока в нашей стране для этого уделяется недостаточное внимание и финансовых средств, необходимо создание равных условий для вовлечения инвалидам и лицам с ОВЗ в занятия спортом и физической культуры на уровне принятия правительственных реформ, а также проведения соответствующих организационных мероприятий.