Статья:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНОГО ИНЖИНИРИНГА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Физико-математические науки

Выходные данные
Иванов И.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНОГО ИНЖИНИРИНГА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120570 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНОГО ИНЖИНИРИНГА

Иванов Иван Владиславович
студент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, РФ, г. Санкт-Петербург
Соколов Олег Аркадьевич
научный руководитель, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Одной из задач управления инфраструктурными объектами является обеспечение эффективной эвакуации в критических ситуациях. Проблема эвакуации связана с неоднородностью данных, их большими объемами, потерей части информационной инфраструктуры под воздействием деструктивных факторов. Рассматривается концепция проектирования автоматизированной системы управления эвакуацией на основе системного инжиниринга с применением системного подхода, современных информационных технологий, а также имитационного моделирования. Обосновывается актуальность использования технологий больших данных для решения задачи управления в реальном масштабе времени. В качестве инструмента распределенной обработки данных предлагается прототип кластера вычислителей с низким энергопотреблением.

Принципы построения автоматизированной системы управления эвакуацией

Автоматизированная система управления эвакуацией из инфраструктурного объекта включает в себя различные технические средства для обнаружения опасных факторов, наборы первичных источников информации (пожарные датчики, видеокамеры и т.п.), средства обработки и хранения информации, телекоммуникационные каналы, а также организационные ресурсы в лице сотрудников инженерных служб и служб безопасности инфраструктурного объекта. В рассматриваемой системе циркулируют большие потоки данных, необходимые для оценки текущего состояния объекта управления и принятия решений в реальном масштабе времени в случае возникновения критической ситуации. Проблема разработки эффективной системы управления эвакуацией связана с неоднородностью данных, их большими объемами, потерей части информационной инфраструктуры в случае воздействия деструктивных факторов (пожар, землетрясение и др.) [3]. К особенностям рассматриваемых информационных систем управления следует отнести их реализацию на основе сетевых информационных технологий. Это обусловливает вероятность потери цифровых пакетов при передаче данных, временные задержки из-за ограниченной пропускной способности каналов связи и т.п.

Критическая ситуация обычно сопровождается множеством различных факторов неопределенности, которые необходимо принимать во внимание в процессе принятия решений, что усложняет решение задач управления в классе систем с эталонной моделью. Одной из распространенных причин возникновения критической ситуации в инфраструктурном объекте является возникновение пожара. При этом в качестве эталонной модели рассматривается утвержденный план эвакуации из здания. Этот план обычно содержит обобщенные траектории эвакуации людей и материальных ценностей без учета различных факторов неопределенности, в значительной мере влияющих на выбор конкретного пути эвакуации [4].

С учетом высокой сложности задачи эвакуации система управления строится в классе иерархических систем управления [5]. Выбор иерархической структуры системы управления оправдан для специальных организационно-технических систем высокой сложности. Одной из основных проблем эффективного использования подобных систем является решение задач, связанных с большим потоком данных на различных уровнях управления, построения динамических эталонных моделей в реальном масштабе времени [6].

В связи с этим основными функциями автоматизированной системы управления эвакуацией являются анализ текущей информации о состоянии параметров, характеризующих критическую ситуацию, результатов моделирования различных вариантов распространения пожара, а также принятие соответствующих управленческих решений с применением нечеткой логики и новых информационных технологий на основе облачных сервисов [7].

На рис. 1 упрощенно показан процесс принятия решения при выборе пути эвакуации от точек Start до точки Exit. Процесс принятия решений включает время, необходимое для анализа текущей ситуации в данной точке пространства инфраструктурного объекта (выделено жирной линией на временной оси t), а также время для реализации принятого решения. В нашем случае рассматриваются два пути со временем реализации tk и tm. Система управления эвакуацией позволяет в случае необходимости перейти из точки Pn на другую ветвь дерева в точку Pl принятия решений, что позволяет сократить время эвакуации или минимизировать риск неэвакуации.

 

Рисунок 1. Упрощенная схема процессов принятия решений при выборе траектории движения

 

Выводы

Актуальной задачей при проектировании системы управления инфраструктурными объектами является обеспечение эффективной эвакуации людей и материальных ценностей в критических ситуациях. Одна из основных проблем управления эвакуацией обусловлена неоднородностью большого объема данных, деградацией информационной инфраструктуры в случае воздействия различных деструктивных факторов. Предлагаемая концепция проектирования автоматизированной системы управления эвакуацией на основе системного инжиниринга подразумевает применение системного подхода, современных информационных технологий, а также имитационного моделирования. Обоснована целесообразность использования технологий обработки больших данных в реальном масштабе времени для решения задачи управления эвакуацией. В качестве инструмента распределенной обработки данных предлагается прототип кластера вычислителей с низким энергопотреблением.

 

Список литературы:
1. Елисеев Б.П., Елисов Л.Н., Марьенкин Е.В. O концепции системотехнического управления авиационным персоналом гражданской авиации // Научный Вестник МГТУ ГА. 2011. № 174. С. 43-46.
2. Blanchard B.S., Fabrycky W.J. Systems Engineering and Analysis, 5th Ed., Pearson Prentice-Hall, UPPer Saddle River, NJ, 2010.
3. Велькович М.А., Козлов А.И., Король В.М., Шатраков А.Ю. Целевая функция предприятий, обеспечивающих безопасность движения транспорта // Научный Вестник МГТУ ГА. 2010. № 162. С. 131-135.