Статья:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ БРАЗИЛИИ И РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бабаков А.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ БРАЗИЛИИ И РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120867 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ БРАЗИЛИИ И РОССИИ

Бабаков Александр Андреевич
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В данной статье представлен сравнительный анализ борьбы с коррупцией в таких странах как Бразилия и Россия. Определены основные особенности и недостатки антикоррупционных схем.

 

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, Россия, Бразилия.

 

Десять лет назад в Бразилии не было сильной программы по борьбе с коррупцией, и коррупция была постоянной проблемой. Часто дела по Закону о коррупции за рубежом имели сильный бразильский элемент.

Однако в 2014 году этот сценарий изменится благодаря масштабному антикоррупционному расследованию, которое выявило крупную коррупционную схему в Бразилии. Со временем это стало крупнейшим антикоррупционным делом с точки зрения штрафов, количества вовлеченных лиц и влияния, которое оно оказало на другие юрисдикции.

Критики утверждают, что Бразилия регрессировала на 10 лет вперед. На самом деле, согласно Индексу восприятия коррупции, опубликованному International Transparency, оценка Бразилии не претерпела существенных изменений с 1995 года. В рейтинге 2021 года Бразилия занимает 96-е место из 180 стран с результатом 38 из 100. Эти цифры, хотя и не сильно отличается от других стран БРИК, ставит Бразилию в опасную близость к 35 баллам — рейтингу, обычно используемому для определения того, считается ли страна высоким риском с точки зрения коррупции, и, как следствие, требует усиленной должной осмотрительности с все сопутствующие расходы [1].

В дополнение к положениям Закона о борьбе с коррупцией и Федерального декрета № 8420/2015, несколько других законопроектов продвигаются в этом вопросе, предлагая преимущества компаниям с эффективными структурами комплаенса. Большинство бразильских штатов уже внедрили Закон о борьбе с коррупцией посредством местных законов или указов, способствующих эффективному применению Закона на уровне штатов, и этот вопрос обсуждается в других штатах, которые еще не сделали этого.

В январе 2020 г. вступил в силу Федеральный закон № 13964/2019 (Комплекс по борьбе с преступностью), который ввел новаторские меры в практике информирования о нарушениях в системе государственного управления. В настоящее время для государственных органов является обязательным создание каналов информирования о нарушениях для получения жалоб, включая агентства прямого управления, дополняя государственные органы механизмом, который уже рекомендован для частных компаний и уже является обязательным для косвенного управления (публичные компании и компании со смешанным капиталом в соответствии с Закон о государственных компаниях) [3].

Закон содержит положения о преследовании заявителей, запрещающие такие действия, как произвольное увольнение, необоснованное изменение функций, наложение санкций и другие виды репрессалий. Закон квалифицирует репрессалии в отношении осведомителей как серьезное дисциплинарное правонарушение. Лица, участвующие в таком поведении, могут быть уволены с государственной службы, и, кроме того, заявитель может получить двойную компенсацию за любой материальный и моральный ущерб.

Кроме того, Антикриминальный пакет предусматривает в части 3 статьи 4-С возможность компенсации заявителей в размере до 5 процентов от суммы, взыскиваемой государством, если предоставленная информация приводит к возмещению убытков от преступления против государственного управления.

Основными новыми особенностями закона, связанными с комплаенсом, являются:

  • создание Национального портала государственных контрактов с целью унификации регистрации участников торгов и обнародования подробностей процедур торгов, таких как уведомления, контракты, электронные счета-фактуры, панель консультаций по ценам и доступ к Национальному реестру компаний с сомнительной репутацией;
  • сделать программу соответствия обязательной в качестве условия найма для крупных контрактов и критерия разрешения конфликтов для других контрактов.
  • Помимо LAC и Уголовного кодекса Бразилии, дополнительные федеральные законы содержат положения, влияющие на меры реагирования на коррупцию:
  • Бразильский закон о бесчестности устанавливает гражданскую и административную корпоративную ответственность за действия, противоречащие принципам публичного права, таким как мораль и законность;
  • Законопроект № 2,505/2021, направленный на внесение изменений в Закон о бесчестности, может иметь последствия и подвергается критике за создание препятствий для правоприменения. Среди возможных изменений — сроки завершения расследования, сокращение срока исковой давности и ограничение случаев, позволяющих замораживать активы;
  • Закон Бразилии о государственных закупках устанавливает правила проведения публичных торгов и контрактов с правительством; а также
  • Закон о государственных компаниях регулирует статус государственных и контролируемых государством компаний и их дочерних компаний с целью модернизации управления государственными компаниями и недопущения коррупции, дистанцируясь от политического влияния, как упоминалось выше.

LAC и регулирующий его Федеральный указ № 8,420/2015 являются основными законодательными актами по вопросам соблюдения антикоррупционных мер в Бразилии. ЗКК устанавливает, что высший орган исполнительной, законодательной и судебной власти пострадавшего государственного органа имеет полномочия проводить расследования и налагать административные санкции в соответствии с ЗКК. CGU имеет право расследовать, обрабатывать и наказывать незаконные действия, изложенные в LAC, которые совершаются против иностранной государственной администрации. На уровне федеральной исполнительной власти ЕГДС также обладает параллельными полномочиями по возбуждению административных дел в отношении юридических лиц и проверке хода разбирательств, проводимых другими органами. Реализация программы соответствия не является обязательной в соответствии с LAC. В случае нарушения правоприменительные органы оценят программу соответствия организации, что может рассматриваться как смягчающее обстоятельство для наложения штрафа. Наличие комплаенс-программы не устраняет гражданско-правовую или административную ответственность юридических лиц, но может снизить санкции в отношении них.

Далее рассмотрим Российскую модель антикоррупционной политики.

Российская коррупция имеет глубокие исторические корни. Он был широко распространен на протяжении более чем четырех веков царского правления и сохранялся, несмотря на большевистскую революцию 1917 года, до самого распада Советского Союза в 1991 году.

Коммунисты заняли сильную идеологическую позицию против коррупции, но, конечно, реальность была совершенно иной. Например, в 1948 году, в разгар сталинизма , семь членов Верховного суда СССР, включая его председателя и заместителя, были отстранены от должности за получение взятки. Вся судебная система того времени была омрачена коррупцией.

Позже, в относительно мягкие годы советского режима, коррупция была нормой, особенно в республиках Кавказа и Средней Азии, где продавались государственные должности и даже членство в Коммунистической партии. Кроме того, вездесущая теневая экономика стала источником выгодных взяток для чиновников. Прямое хищение и взяточничество сохранялись до конца империи.

Очевидно, что в силу системности ситуации коррупция зависит от судьбы нынешнего российского политического режима. Если он продолжит свое существование, то продолжится и разворовывание государственных денег. Бизнес-сообщество продолжит испытывать давление со стороны коррумпированных чиновников. Не уменьшится и бытовая коррупция для рядовых граждан, в основе которой будет распределение дефицитных товаров и услуг среди населения. В целом окончательно сформируется модель, характерная для латиноамериканских авторитарных и тоталитарных режимов середины ХХ века. При возможной смене политического режима на повестке дня может оказаться реальная борьба с системной коррупцией. Если да, то элементы будут включать: создание социально ориентированного государства; реальное разделение ветвей власти; независимость судебной системы; перераспределение российского бюджета от секретной части и военных для удовлетворения остро недофинансируемых социальных нужд; изменения в законодательстве, чтобы избавиться от дыр, лазеек и неясностей.

Таким образом, бразильская система антикоррупционных мероприятий могла бы перенять российский опыт антикоррупционной политики.

 

Список литературы:
1. Кобец П.Н., Клименко А.И., Бражников Д.А. Борьба с коррупцией в Бразилии: опыт и проблемы – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-korruptsiey-v-brazilii-opyt-i-problemy
2. Поминова, И. С. Вопросы совершенствования антикоррупционного законодательства / И. С. Поминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84136/ (дата обращения: 03.11.2022).
3. Савинов Л.В., Шорохов В.Е. Сравнительный анализ антикоррупционной политики России и зарубежных стран– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-antikorruptsionnoy-politiki-rossii-i-zarubezhnyh-stran