Статья:

КОРРУПЦИЯ КАК ВИД ТЕНЕВОГО ДОХОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Вильман А.А. КОРРУПЦИЯ КАК ВИД ТЕНЕВОГО ДОХОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 11(234). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/234/124613 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРУПЦИЯ КАК ВИД ТЕНЕВОГО ДОХОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вильман Алина Андреевна
студент, Сибирский Институт Управления филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

CORRUPTION AS A TYPE OF SHADOW INCOME IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Alina Vilman

Student, Siberian Institute of Management branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

 

 

Аннотация. В статье пойдет речь о взаимосвязи коррупции и теневых доходов в Российской Федерации, так как коррупция и теневая экономика - угрозы экономической безопасности России. Так как коррупция способствует формированию теневой экономики, то такую экономику следует рассматривать как процесс реагирования субъектов экономики на сложившуюся систему управления в стране.

Abstract. The article will talk about the relationship between corruption and shadow income in the Russian Federation, since corruption and the shadow economy are threats to Russia's economic security. Since corruption contributes to the formation of a shadow economy, such an economy should be considered as a process of response of economic entities to the current management system in the country.

 

Ключевые слова: теневая экономика, коррупция, экономическая безопасность.

Keywords: shadow economy, corruption, economic security.

 

Коррупция и теневая экономика неразделимы друг от друга. Теневая сектор является почвой для разрастания коррупции, так как создает спрос на коррупционные услуги. Коррупция же в свою очередь неотделимая часть теневой экономики. Именно поэтому борьба с коррупцией без борьбы с теневым сектором в стране так как является актуальной проблемой государственного регулирования и управления в любой стране.

Многие предприниматели уходят в тень из-за жестоких условий экономики. Такие условия проявляются в виде высоких ставках налогов, кредитов, которые заставляют предпринимателей уходить в тень, чтобы избежать гибели своего бизнеса. Это позволяет предприятиям в дальнейшем стабильно функционировать и приносить доход, но уже теневой. Многие предприниматели уходят в тень из-за жестоких условий экономики. Такие условия проявляются в виде высоких ставках налогов, кредитов, которые заставляют предпринимателей уходить в тень, чтобы избежать гибели своего бизнеса.

«Коррупция - использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащие установленным законам и правилам» [6, с.198]. «Поэтому стоит рассматривать коррупцию как экономическое проявление, которое негативно воздействует на экономику и дает развитие теневому сектору. Коррупция влияет на экономическое развитие страны. В социально-экономической сфере опытность коррупции выражается в искаженном коррумпированным государственным аппаратом, социально-экономической политики государства, что осложняет реализацию прав и законных интересов граждан, а в частности предпринимательской деятельности. Таким образом, происходит формирование теневой экономики» [3, с.99].

Крупный бизнес реже ориентирован на уклонение от налогов, однако для него характерна оптимизация налогообложения вплоть до избежания уплаты налогов. Малый и средний бизнес наоборот избегает использовать наемных работников, для обеспечения своей деятельности. В его основе лежит самозанятость и самообеспечение.

Самозанятые граждане, которые трудятся в теневом секторе склонны давать взятки государственным служащим (например, при проверках), поэтому коррупция заставляет их идти на такие меры. Однако государство для самозанятых ввело налог на профессиональный доход, который позволяет легализовать свою деятельность. Самозанятые граждане, перешедшие на специальный налоговый режим, могут платить с доходов по льготной ставке 4 или 6%. Также у специального налогового режима есть немало преимуществ: нет расходов на приобретение ККТ, предоставлять декларацию самозанятые не обязаны, налог начисляется автоматически и т.п.

Также в 2020 году, в связи с пандемией короновирусной инфекции были перенесены сроки уплаты налогов и взносов для предприятий, что позволило хозяйствующим субъектам подготовиться и подстроить свой бизнес под современные реалии пандемии. Это может положительно сказаться, так как руководители предприятий не будут давать взятки или подарки, чтобы пройти проверки.

Центральный банк России на официальном сайте ведет статистику структуры сомнительных операций и секторов экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги. В данном разделе аналитики можно увидеть долю секторов экономики, которые формировали спрос на теневые финансовые услуги за определенный год; обналичивание денежных средств; вывод денежных средств за рубеж.

Таблица 1

Секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги, %

Год

Строительство

Торговля

Услуги

Производство

Прочее

2018

29

16

22

12

1

2019

37

24

25

13

1

2020

38

23

22

15

2

2021

35

27

20

17

1

 

Из таблицы 1 видно, что с 2018 по 2021 год самую большую долю теневого сектора занимало строительство. С 2018-2019 гг. на втором месте стояли услуги и, начиная, с 2020 года это место занимает торговля с колеблющиеся разницей в 1-4%.

В 2021 году совокупная доля теневой экономики составила 62%, что вызывает очень серьезные опасения, так как такой огромный оборот «теневых» наличных средств означает, что на них существует большой спрос и большинство людей берут за свою работу наличными денежными средствами. Это говорит также об уклонении от уплаты налогов и о бесконтрольности строительного сектора в стране.

В 2020 году совокупная доля строительства и торговли составляет 61%. Это чуть меньше на 1%, чем в 2021 году, однако ситуация остается неизменной.

В 2019 году на втором месте по теневой экономике занимала сфера услуг, совокупная доля вместе со строительством составляет 62 %. В 2018 году совокупная доля строительства и услуг составляла 51%, что по сравнению с другими годами меньше, что может говорить о ухудшении теневой экономики с годами.

«Исследования Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) статистики по теневой экономике показали, что с увеличением ВВП увеличивается доля теневой экономики в стране» [3, с.10]. На рисунке 1 представлена динамика теневой экономики России с 2015 года по 2018 год. С 2015 года доля теневой экономики около 20 %, самое максимальное значение доли теневой экономики пришлось на 2016 год и составил 24,3 трлн руб., а самое минимальное наблюдалось в 2017 году - 18,9 трлн руб. Росстат данные о теневой экономике не публикует в открытом доступе с 2019 года, как видно из рисунка. Приводятся только оценочные суждения, например, по секторам экономике, как это сделал Центральный банк Российской Федерации.

 

Рисунок 1. Динамика теневой экономики России 2015-2018 гг.

 

Теневизация связана с увеличением числа бедного населения. Это в свою очередь влияет и на коррупцию. Например, человек теряет официальную работу и начинает заниматься теневым бизнесом. Для того, чтобы заниматься теневой предпринимательской деятельностью, человек платит за прохождение проверок. «Численность бедного населения также увеличивается по причине пребывания на территории беженцев, мигрантов, которые оказались в сложной жизненной ситуации» [1, с.92]. Они вынуждены реализовывать свою деятельность в теневом секторе экономике, совершать мошеннические действия.

Государственная политика в области минимизации теневой экономики и противодействия коррупции может быть усилена за счет улучшения механизмов налогового контроля.

Во-первых, особое внимание стоит уделить противодействию коррупции в государственных органах: Министерство Финансов, Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России), МВД России и т.п. Президент Российской Федерации издает указ «О национальном плане противодействия коррупции» и на основании этого Указа каждая государственная структура утверждает свой План противодействия коррупции.

Например, на 2018-2020 года был утвержден План противодействия коррупции ФНС России. В плане присутствует раздел по мероприятиям выявления причин и условий проявления коррупции в деятельности ФНС России, мониторинг коррупционных рисков и их устранение, также в ФНС России предусмотрена мероприятия, которые направлены на взаимодействие налоговой службы с гражданами Российской Федерации. Любой гражданин может обратиться в «телефон доверия» и проинформировать о возможных коррупционных проявлениях в деятельности налоговых органов и подведомственных организаций. В период с 2018-2020 год поступило 794 обращения граждан и организаций, по 12 из которых были приняты соответствующие меры. Таким образом, налоговые органы придерживаются концепции открытости федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, государство замещает плохую организацию налогового контроля за налоговыми правонарушениями и движениями неучтенных наличных денег в коррупционных целях усилением налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. На ответственных налогоплательщиков, которые уплачивают в бюджет все налоги и сборы, возлагают уплату налогов налогоплательщиков, которые не уплачивают нужную сумму в бюджет, которая в свою очередь идет на коррупционные цели. Таким образом, при выявлении таких недобросовестных налогоплательщиков и уменьшение их численности, может привести к полной собираемости налогов, а также снижению ставки по определенным налогам.

В-третьих, необходимо разработать механизмы налогового контроля на выявление налоговых правонарушений, который связаны с формированием неучтенных наличных денег, снятые на коррупционные цели. Обезналичивание денег можно выявить благодаря проверки налоговых деклараций, книг покупок и книг продаж индивидуального предпринимателя или организации, выписок по операциям по счетам в банке. Это поможет сопоставить данные при подаче налоговой декларации и реальными фактами хозяйственной жизни организации или индивидуального предпринимателя, а также с банковскими документами из банка организации или индивидуального предпринимателя. В таком случае необходимо выявлять расхождения между суммами реализованных товаров, работ, услуг с прошедшими по банковскому счету показателями, представленными налогоплательщиком в налоговой декларации. Данный способ поможет налоговым органам выявлять недобросовестных налогоплательщиков, которые имеют на банковском или нескольких счетах большую выручку от реализации товаров, работ, услуг, а в налоговой декларации указывают меньшую сумму и используют в дальнейшем эти суммы для дачи взяток. При выявлении налоговых правонарушений с помощью уменьшение сумм в налоговых декларациях поможет снизить снятие наличных денег на коррупционные цели. Следовательно, многие организации или индивидуальные предприниматели не смогут с помощью взяток проходить различные проверки и в бюджет будут поступать неучтенные в налоговых декларациях деньги в виде налоговых поступлений.

Таким образом, видно, что коррупция и теневая экономика взаимосвязаны, а также при изучении взаимосвязи между ними можно разработать программы для противодействия коррупции. При разработке новых механизмов налогового контроля, которые будут опираться на прозрачность и достоверность хозяйственных операций налогоплательщика, можно добиться эффективности противодействия коррупции, а это в свою очередь приведет к минимизации теневой экономики и собираемости налоговых платежей.

 

Список литературы:
1. Ерохина, Е.В. Проблемы теневизации экономики и экономической свободы в новых экономических условиях / Е. В. Ерохина / Теневая экономика. – 2022. – Том 6. – № 2. – С. 85-104.
2. Ильин, А. В. Модернизация налогового контроля как способ противодействия коррупции и минимизации теневой экономики / А. В. Ильин / Сборник трудов конференции.  2017.  № 1.  С. 197-202. 
3. Капитанова Н. В., Капитанова А. А. Тенденции развития теневой экономики современной России / Н. В. Капитанова, А. А. Капитанова / Теневая экономика.  2021.  Том 5.  №1.  С. 10-18. 
4. Хрипков, М. П. Теневая экономика и коррупция / М. П. Хрипков / Финансы: теория и практика.  2013.  №2.  С. 98-103.
5. Чернова, В. В. Взаимосвязь коррупции и теневой экономики в России: социально-экономические проявления и последствия / В. В. Чернова / Социально-экономические явления и процессы.  2008.  №4. 
6. Шурыгин, Ф. Ф. Проблема толкования термина «коррупция»: особенности отечественных и зарубежных подходов / Ф. Ф. Шурыгин / Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 198-201. 
7. URL: https://moluch.ru/archive/316/72087/ (дата обращения: 15.03.2023).
8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nalog.ru/
9. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cbr.ru/