Тренд строительного комплекса Астраханской области в условиях «турбулентности»: проблемы развития отрасли
Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика
VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Тренд строительного комплекса Астраханской области в условиях «турбулентности»: проблемы развития отрасли
The trend of the construction complex of the Astrakhan region in conditions of “turbulence”: the problems of the development of the industry
Tatiana Danilova
head of the Investment Activity Analysis Department, Ministry of Economic Development of the Astrakhan Region, Russia, Astrakhan
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы развития строительного сегмента в Астраханской области в условиях экономического кризиса. Выявлены, и проанализированы факторы, лимитирующие производственную деятельность строительных компаний. На основе проведенного исследования, в рамках решения вопроса регрессионной ситуации в строительном секторе, автором предлагается сделать акцент на активизации жилищного строительства путем развития института ипотеки.
Abstract. In this article the problems of development of the construction segment in the Astrakhan region in the conditions of the economic crisis are considered. The factors that limit the production activity of construction companies are identified and analyzed. On the basis of the conducted research, within the framework of the solution of the regression situation in the construction sector, the author proposes to focus on the activation of housing construction through the development of the institution of a mortgage.
Ключевые слова: строительная отрасль, строительные компании, экономический кризис, лимитирующий фактор, ипотека.
Keywords: construction industry, construction companies, economic crisis, limiting factor, mortgage.
На сегодняшний день строительная отрасль остается в зоне неблагоприятного предпринимательского климата. По итогам января-мая 2017 года объем строительных работ на территории Астраханской области составил 4,8 млрд рублей, или 71,2% к соответствующему периоду 2016 года (за январь-апрель 2017 года по РФ темп показателя составил 96,9% к аналогичному периоду предыдущего года).
Замедление строительной деятельности наблюдается с 2014 года. В I квартале 2015 года завершилась реализация крупнейшего инвестиционного проекта – строительство подводного трубопровода по дну Каспийского моря (Saipem S.p.A), что обусловило резкое снижение объема строительных работ. Дальнейшая рецессия отрасли определена экономическим кризисом в стране, и базируется на следующих основных факторах:
1) Снижение инвестиционной активности со стороны государства и корпоративного сектора экономики. Безусловно, к основным направлениям масштабного и беспроблемного строительства с точки зрения гарантированного финансирования, можно отнести объекты военно-строительного комплекса. Несмотря на то, что в Астраханской области завершено строительство взлетно-посадочных полос аэродромов, специализированным строительным компаниям необходимо возводить соответствующую социальную инфраструктуру. Однако даже данный сегмент строительной отрасли не может компенсировать спад общего объема строительных работ в регионе.
2) Дефицит бюджетных средств. Тенденция сокращения федерального и регионального бюджетов отражается в первую очередь в секвестировании капитальных вложений на строительство и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры.
3) Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения. Высокая зависимость строительства от инвестиционного и потребительского спроса на услуги не дает отрасли выйти из непростой экономической ситуации. Специфика строительной продукции в отличие от продукции других сфер (розничная торговля, сферы услуг и т.д.) заключается в том, что ее можно перенести в отложенный спрос до «лучших времен». Деятельность же строительных компаний ориентирована исключительно на обеспеченность заказами, и практически не предполагает работы «на склад». На фоне стагнации доходов населения, продолжающейся на протяжении двух лет, исходя из данных Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия (далее – Астраханьстат), только в январе 2017 года отмечен рост реальных располагаемых денежных доходов на 10,5% к соответствующему периоду предыдущего года.
Таблица 1.
Реальные располагаемые денежные доходы, % [1]
Период |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
---|---|---|---|
Январь |
117,8 |
77,2 |
110,5 |
Январь-март |
108,0 |
85,4 |
89,6 |
Январь-июнь |
99,4 |
90,4 |
- |
Январь-сентябрь |
97,3 |
89,7 |
- |
Январь-декабрь |
95,2 |
88,3 |
- |
Согласно результатам ежеквартального опроса строительных организаций, проводимого Астраханьстатом, по мнению респондентов, среди факторов, ограничивающих деловую активность региональных строительных организаций в I полугодии 2017 года, основными являются: «неплатежеспособность заказчиков» (на этот фактор указали 45% опрошенных руководителей организаций), «высокий уровень налогов» (39%), «недостаток заказов на работы» (30%), «высокая стоимость материалов, конструкций, изделий» (26%), «недостаток финансирования» (23%), «конкуренция со стороны других строительных фирм» (21%).
Достаточно сложную финансово-экономическую ситуацию в строительном комплексе Астраханской области отражает спад деловой активности в таком сегменте обрабатывающей промышленности, как производство строительных материалов.
Таблица 2.
Индексы производства по видам экономической деятельности по полному кругу организаций производителей по Астраханской области, % [1]
Наименование вида деятельности |
Январь 2017 года |
Январь-февраль 2017 года |
Январь- март 2017 года |
Январь-апрель 2017 года |
Январь-май 2017 года |
---|---|---|---|---|---|
Обрабатывающие производства |
89,2 |
98,3 |
77,6 |
72,6 |
84,1 |
в том числе |
|
|
|
|
|
Производство прочей неметаллической минеральной продукции |
77,7 |
85,7 |
92,2 |
90,5 |
91,4 |
С конца 2014 года наблюдалось резкое повышение стоимости строительных материалов, что прямо пропорционально повлияло на формирование негативного тренда в строительной отрасли на протяжении более трех лет. При этом по итогам I квартала 2017 года отмечается снижение индекса цен производителей на строительную продукцию в регионе.
Таблица 3.
Индекс цен производителей на строительную продукцию в Астраханской области, % [1]
|
2014 год |
Январь- апрель 2015 года |
2015 год |
Январь-апрель 2016 года |
2016 год |
Январь-апрель 2017 года |
По всем видам экономической деятельности |
106,5 |
103,6 |
102,3 |
103,0 |
103,5 |
94,7 |
Проблему «застоя» в строительном комплексе, представляется возможным решить путем поддержки жилищного строительства – сегмента, занимающего наибольший удельный вес в отрасли. Ситуация в региональном жилищном строительстве такова, что построен большой объем жилья, а продать не получается – рынок затоварен. Как было отмечено ранее, население от модели потребления перешло на модель накопления, а при такой модели недвижимость не покупают. В связи с этим, прежде всего, необходимо развить институт ипотеки, что возможно, исключительно, в условиях снижения ключевой ставки финансирования ипотеки и ставки по ипотечному кредиту. В январе-апреле 2017 года в Астраханской области кредитными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Астраханской области, выдано 1351 ипотечных кредитов на сумму 2117,0 млн руб., что составляет 98,11% к аналогичному периоду 2016 года по количеству (1379 единиц) и 103,67% по объему выданных кредитов (2042 млн руб.). Средневзвешенная ставка по выданным кредитам на 01.05.2017 составила 11,61% против 12,4% по итогам января-апреля 2016 года. Реализация мер кредитных организаций по снижению ипотечной ставки до 6–8% поспособствует стимулированию потребительского спроса на объекты жилищного назначения.
Активизация ипотечного кредитования обеспечит мультипликативный эффект: деньги, предоставленные населению в виде ипотечных кредитов, прямо или косвенно направляются в сферы жилищного строительства и производства строительных материалов, что в свою очередь обусловит:
· появление дополнительных рабочих мест,
· пополнение бюджета и внебюджетных фондов,
· стимулирование развития инфраструктуры,
· увеличение объема строительных работ по возведению зданий и сооружений, в том числе СМР и т.д.