Статья:

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КИТАЯ

Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Финансы, денежное обращение и кредит

Выходные данные
Лобунец А.О. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КИТАЯ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(67). — М., Изд. «МЦНО», 2023. — С. 16-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КИТАЯ

Лобунец Александр Олегович
аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Панова Светлана Анатольевна
научный руководитель, д-р техн. наук, доц., канд. эконом. наук, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

Система органов регулирования и надзора на финансовом рынке Китая состоит из Комиссии по ценным бумагам Китая (China Securities Regulatory Commission, далее – CRSC) и Народного банка Китая (The People's Bank of China), к основным функциям которого относится планирование и реализация денежно-кредитной политики и таргетирование инфляции [4].

Фондовый рынок Китая разделен территориально: материковый Китай (Mainland China), специальные административные районы Гонконг (Hong Kong)[1] и Макао (Macau)[2], частично признанное государство Тайвань (Taiwan) (Китайская Республика)[3]. В настоящее время в Китае действуют четыре крупные фондовые биржи: Пекинская, Гонконгская, Шанхайская, Шэньчжэньская и Тайваньская.

Среди десяти крупнейших бирж мира по капитализации в 2019–2021 годах Шанхайская, Гонконгская и Шэньчжэньская фондовые биржи располагались в первой десятке. Регуляторные нормы, определяющие правила торговли на Гонконгской фондовой бирже, отличаются от применяемых в материковом Китае, фактически они полностью заимствованы из британского права.

Гонконгская фондовая биржа состоит из двух площадок: основная секция (Main Board), на которой торгуются акции и депозитарные расписки, и рынок быстрорастущих предприятий (Growth Enterprise Market), на котором торгуются только акции. В основной секции представлены компании, выполняющие особые распоряжения регулятора в части минимально допустимых показателей выручки, дохода, капитализации и т.д., то есть фактически в ней представлены флагманы фондового рынка. Вторая площадка служит для тех компаний, которые эти параметры пока что не выдерживают, но близки к ним. Гонконгская биржа традиционно является лидером китайской биржевой торговли. Наиболее крупные и известные IPO происходят именно на ней в силу определенных традиций и престижа размещения на указанной бирже. Тем не менее в последнее время китайские власти целенаправленно предпринимают усилия по развитию остальных торговых площадок, в частности бирж Шанхая и Шэньчжэня.

Шанхайская и Шэньчжэньская фондовые биржи имеют площадки для торговли акциями двух видов (А и В типы – типы акций будут более подробно рассмотрены в следующем разделе справки). На Шэньчжэньской фондовой бирже существует также отдельная торговая площадка для малых и средних предприятий (Small and Medium Enterprise) и высокотехнологичных венчурных компаний. Именно эти биржи в последнее время по всем количественным параметрам демонстрировали существенный прогресс, на них китайское правительство делает основную ставку в развитии фондовой торговли.

Тайваньская фондовая биржа по сравнению с остальными китайскими торговыми площадками является небольшой. Функционирование ее в качестве отдельной торговой площадки вызвано определенными трудностями политического свойства в плане юрисдикции территории острова Тайвань. Этим также обусловлено то, что на данной бирже в основном совершаются сделки с ценными бумагами местных компаний, которым по различным причинам закрыт доступ на другие торговые площадки, иностранные компании не стремятся к размещению на данной площадке.

Особенностью китайских бирж является их своеобразная внутренняя отраслевая специализация, сложившаяся в силу исторической традиции, а в последнее время развиваемая целенаправленными действиями китайского правительства. Например, Гонконгская биржа традиционно имеет приоритет в сторону финансового сектора – во многом это объясняется ее международной спецификой и ориентацией на банки и компании, оказывающие финансовые услуги. Гонконг воспринимается именно как своего рода крупнейший азиатский финансовый центр. На остальных биржах Китая традиционно превалируют, прежде всего, промышленный сектор, а также сектор розничных услуг.

Курс на развитие биржевой торговли Китая и превращение всех китайских площадок в единый азиатский финансовый сектор в определенной мере сдерживаются рядом трудностей, а именно разными правилами и требованиями, предъявляемыми к эмитентам на четырех биржах. Специалисты все чаще говорят о необходимости унификации правил размещения на площадках, возможности параллельных торгов, то есть о необходимости более тесного, а не изолированного сосуществования бирж.

Помимо описанной фрагментации, сформированной системой регулирования, отдельного внимания заслуживают подходы к категорированию зарубежных инвесторов. 5 мая 2002 года был издан Временный регламент управления валютой при внутренних фондовых инвестициях, квалифицированных иностранных институциональных инвесторов (Qualified Foreign Institutional Investor, далее – QFII), а через год, в мае 2003 года, CSRC присвоила Банку Швейцарии статус QFII, что послужило сигналом о начале практической реализации программы в стране. Программа QFII представляет собой набор критериев для оценки уровня квалификации зарубежных инвесторов. Если инвестор удовлетворяет требованиям стандарта, он получает право на конвертацию определенной суммы валюты в юани для приобретения акций класса А[4]. Тем самым иностранные инвесторы получают такие же права, как и китайские инвесторы, однако система QFII допускает зарубежных инвесторов к китайскому рынку с определенными ограничениями. В Китае существует система фиксированного обменного курса юаня, что создает некоторые препятствия на пути движения капиталов: неконтролируемый поток зарубежного капитала может привести к нарушению синхронизации развития рынка ценных бумаг и реальной экономики Китая. В такой ситуации QFII является механизмом, позволяющим осуществлять дозированный допуск иностранного капитала на китайский фондовый рынок.

Механизм QFII разрабатывался с целью учета трех аспектов:

  • решение проблемы допуска квалифицированных инвесторов на китайский рынок, включая регистрирование используемого объема капитала, финансовое состояние, тестирование репутации кандидатов на предмет соблюдения законов;
  • сохранение контроля при конвертации иностранного капитала в юани и обратно;
  • решение проблемы контроля объема иностранных инвестиций в китайские активы.

Положение об управлении внутренними фондовыми инвестициями QFII (далее – Положение) облегчило получение статуса квалифицированного инвестора и расширило доступ иностранных инвесторов. Согласно Положению, иностранные инвесторы подразделялись на пять видов в зависимости от полученной лицензии:

  • компании по управлению активами – должны иметь два года опыта в управлении активами, и их активы в ценных бумагах в последнем отчетном году должны превышать 500 млн долл. США;
  • страховые компании – должны осуществлять свою деятельность по крайней мере два года и иметь активы ценных бумаг в последнем отчетном году более 500 млн долл. США;
  • компания по ценным бумагам – должна иметь 5 лет опыта в управлении ценными бумагами, их активы в ценных бумагах в последнем отчетном году должны превышать 500 млн долл. США, и чистые активы должны превышать 5 млрд долл. США;
  • коммерческие банки – должны иметь 10 лет опыта в управлении коммерческими операциями, их активы в ценных бумагах в последнем отчетном году должны превышать 500 млн долл. США, и первичный капитал должен превышать 3 млрд долл. США;
  • другие институты (пенсионные фонды, благотворительные фонды, трастовые компании, правительственно-инвестиционные компании) – должны существовать более 2 лет и иметь активы в ценных бумагах в последнем отчетном году более 500 млн долл. США.

Положение также расширило допустимые портфельные инвестиции. QFII в рамках утвержденной инвестиционной квоты могли инвестировать в:

  • акции в юанях, облигации в юанях и варранты на фондовой бирже;
  • финансовые инструменты с фиксированным доходом на межбанковском рынке облигаций;
  • инвестиционные фонды ценных бумаг;
  • фьючерсы на фондовые индексы;
  • другие финансовые инструменты, разрешенные CRSC. Кроме того, все компании, согласно Положению, могли владеть до 30% акций А одной компании, зарегистрированной на китайской фондовой бирже, вместо 20%, но отдельный QFII не должен владеть больше 10% акций одной компании.

В конце 2012 года SAFE внесло изменения в Положение. Согласно изменениям, сумма разрешенных инвестиций смогла превысить квоту в эквиваленте 1 млрд долл. США для суверенных фондов, центральных банков и денежно-кредитных органов. Таким образом, предельная сумма разрешенных капиталовложений для участников программы QFII была увеличена на 4 млрд долл. США, а именно до 5 млрд долл. США. Кроме этого, сумма разрешенных инвестиций каждого QFII была привязана к объему активов, которые находятся под управлением данного инвестора. Одновременно срок реализации приобретенных QFII активов на китайском фондовом рынке был сокращен с одного года до трех месяцев. Эти меры увеличили открытость рынков капитала Китая и способствовали привлечению иностранной валюты на китайский рынок.

Фактически система QFII выполняла роль своеобразного переходного механизма, необходимого при трансформации фондового рынка от закрытого типа к международному. Программа R-QFII была провозглашена в декабре 2011 года с целью предоставить иностранным инвесторам право использовать юани для осуществления сделок. Изначально программа R-QFII в юанях была запущена в Гонконге в качестве экспериментальной. Она позволила гонконгским подразделениям китайской компании по управлению активами вкладывать средства в офшорных юанях, привлеченных в Гонконге, в юаневые облигации и акции класса А на финансовых рынках материкового Китая. Первоначальная разрешенная квота инвестиций на тот момент составляла 20 млрд юаней. Позднее эта сумма увеличилась до 270 млрд юаней.

14 июля 2015 года Народный банк Китая снова внес изменения в регулирование. Новые нормы упростили процесс доступа на межбанковский рынок торговли облигациями: для входа уже не нужно получать предварительное разрешение, необходимо только заполнить регистрационную форму в Народном банке Китая. После заполнения регистрационной формы на межбанковском рынке облигаций иностранные организации получали доступ к торговле такими финансовыми продуктами, как:

1) простые облигации;

2) сделки РЕПО с облигациями;

3) облигации кредитных организаций;

4) долгосрочные облигации.

Такие шаги по открытию китайского рынка капитала повысили международный статус юаня, увеличили использование юаня по всему миру и способствовали преобразованию юаня в свободно конвертируемую валюту, а также способствовали включению китайской национальной валюты в корзину СДР[5] Международного валютного фонда.

 

Список литературы:
1. Морозов А.Е. Изменение модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2019. – № 7 (59) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-modeli-finansovogo-kontrolya-v.
2. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content//File/131935/2021-12-24.pdf.
3. Регулирование потребительских финансовых продуктов: вступительное эссе с четырьмя тематическими исследованиями / Д. Кэмпбел, Х. Джексон, Б. Мадриан, П. Труфано // HKS Working Paper No. RWP10-40 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=1649647.
4. Финансовая система Китая : учебник / под ред. В.В. Иванова, Н.В. Покровской. – М. : Проспект, 2020. – Глава 2. 
 

[1] С 1898 года Гонконг был безвозмездно арендован Великобританией на 99 лет, с 1 июля 1997 г. перешел под управление Китая в статусе специального административного района (САР) с высокой степенью автономии в соответствии с курсом «Одна страна – две системы» с сохранением до 2047 года политической, юридической и экономической систем (Гонконг самостоятельно разрабатывает денежно-кредитную и финансовую политику, осуществляет регулирование и контроль за финансовым рынком, выпускает собственную валюту (свободно конвертируемый гонконгский доллар) и т.д.).

[2] В 1999 году Макао также перешел под управление Китая в качестве САР с независимыми исполнительными, законодательными и судебными полномочиями. Валюта Макао – патака – также является СКВ.

[3] Управление Тайванем основано на положениях Конституции Китайской Республики 1947 года и предполагает, что на территорию острова не распространяется законодательство Китая, при этом Тайвань входит в состав страны в качестве провинции.

[4] Акции типа А первоначально были предназначены только для китайских резидентов. Они имеют номинал в юанях и продаются только за национальную валюту на основных материковых биржах. Иностранным физическим лицам изначально было запрещено напрямую инвестировать в эти акции, однако после запуска механизма QFII крупным глобальным инвесторам был приоткрыт доступ на данный рынок ради ускоренной интеграции финансового рынка Китая в мировую финансовую систему.

[5] Специальные права заимствования (СДР) — это процентный международный резервный актив, созданный МВФ в 1969 году для дополнения других резервных активов стран-членов. СДР основаны на корзине международных валют, включающей доллар США, японскую йену, евро, фунт стерлингов и китайский юань.