Проблемы информационно - аналитического обеспечения управления в регионе
Секция: Экономика
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Проблемы информационно - аналитического обеспечения управления в регионе
Современные тенденции в отношениях между федеральным центром и территориями, в особенности усложнение структуры системы государственного и муниципального управления, повышение самостоятельности субъектов РФ в принятии решений, обуславливают необходимость совершенствования информационно-аналитического обеспечения систем регионального управления и повышения эффективности информационного взаимодействия с центром.
Помимо своих основных функций, современные информационные технологии направлены на облегчение труда персонала государственных или муниципальных органов, совершенствовать их работу, активизировать ее производительность, обеспечивать эффективную решение всех задач, появляющихся в процессе выполнения заданий, способствовать повышению уровня качества как принимаемых, так и исполняемых управленческих решений. В то же время разработка и внедрение в работу органов государственной и муниципальной власти необходимых информационно-аналитических технологий является сложным инновационным процессом, влекущим за собой модернизацию не только методов, инструментов и форм деятельности данных органов, но и нередко обуславливает необходимость проведения сокращения должностных лиц аппарата того или иного органа управления или оптимизации его организационной структуры. В связи с этим тема, раскрываемая в данном исследовании, имеет высокую актуальность, поскольку совершенствование информационно-аналитического обеспечения систем управления должно идти с уровня регионов к федеральному центру, и лишь при эффективной реализации данного процесса можно добиться высокого социально-экономического эффекта.
Информационно-аналитическое обеспечение органов власти в регионе основано на исследовании предметных областей и особенностей регионального управления, а также выделения приоритетных программно-целевых установок.
В настоящее время информационно-аналитическое обеспечение систем управления на уровне регионов активно развивается. Однако, несмотря на серьезные успехи в развитии таких систем, сегодня остается значимой и актуальной проблема не достаточно полной информированности о нормативно-правовом обеспечении разных аспектов в законодательной базе отдельных регионов [1]. Кроме того, во всех регионах России в настоящее время существует ряд проблем, которые связаны с принципами принятия решений в органах управления.
Одной из важнейших проблем является применение устаревших методов принятия решений и недостаточно широкого охвата экспертными исследованиями данной процедуры для целей планирования социально-экономических реформ в регионе. Наличие данной проблемы повлияло на:
- снижение эффективности применяемых методов принятия решения по сравнению с передовыми зарубежными методиками, а также формирование недостаточно полного проблемного анализа при разработке направлений социально-экономического развития региона;
- недостаточную глубину проработки предлагаемых решений;
- ограничение возможностей использования методов ситуационного анализа и моделирования для процедур расчета последствий и прогнозов принимаемых решений;
- рост зависимости разрабатываемых и принимаемых решений от имеющейся политической остановки, стиля управления и личных качеств политических лидеров.
Еще одна проблема – это низкий уровень информационно-технологического обеспечения оперативного и чрезвычайного управления регионом, что проявляется в:
- разработке и принятии управляющих решений в условиях неполной осведомленности и преобладании решений, основанных на интуитивном подходе;
- необходимости наличия в штате органа власти большого количества специалистов, имеющих высокую квалификацию в разных областях;
- ограничении оптимизации потоков информации и структуры обмена данными в процессе разработки и внедрения информационно-аналитических систем для поддержки органов власти [2].
Проблемой также является недостаточно высокий уровень межведомственного согласования внедрения и обновления информационно-аналитических систем, что на практике означает:
- недостаточно высокий уровень осведомленности на региональном уровне об имеющейся исходной информации и информационных продуктов, которыми пользуются ведомственные структуры, подчиняющиеся федеральному центру;
- сложность осуществления регламентированного прямого доступа к информационным ресурсам того или иного ведомства;
- ограниченные возможности приобретения ведомственных информационных продуктов и созданных на их базе региональных ресурсов на льготной или безвозмездной основе;
- дублирование региональными ведомственными структурами работ по формированию первичных информационных ресурсов;
- наличие необходимости дополнительной обработки информации при использовании ведомственных информационных продуктов региональными органами управления [2].
В настоящее время пока нельзя осуществить прямой интерактивный автоматизированный поиск в зарубежных базах данных аналогов правовых актов, что еще в больше степени осложняется напряженной политической обстановкой в мире. Эта проблема могла бы быть решена, если была бы создана общая мировая база нормативно-правовых актов, на основе которых были разработаны лучшие мировые практики.
К мероприятиям, направленным на решения представленных проблем, можно отнести следующие:
- внедрить в практику деятельности органов власти как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях автоматизированных систем, которые могут создавать и исследовать модели социально-экономических и политических проблем;
- применять современные методы определения скрытых проблем и их последствий;
- использовать зарубежные технологии экспертной работы;
- правовое и организационное обеспечение каналов оперативного доступа лиц, принимающих решения к различным источникам информации;
- создание автоматизированных рабочих мест специалистов органов управления;
- создать многоуровневую систему информационной безопасности с целью обеспечения эффективной работы защищенной информационно-аналитической системы региональных органов управления;
- применять опыт деятельности автоматизированных ситуационных центров, широко распространенных за рубежом, на уровне регионов [1].
Таким образом, в процессе слияния информационно-аналитических технологий со всеми сферами жизнедеятельности регионов, а также развития «электронного правительства» огромное внимание должно уделяться совершенствованию информационно - аналитического обеспечения деятельности органов власти на всех уровнях ее иерархии.
Для многих регионов в настоящее время характерны следующие проблемы информационно-аналитического обеспечения:
- улучшение условий для эффективной деятельности экономических субъектов регионального уровня, направленный на рост показателей финансового состояния и увеличение числа экономически занятых;
- повышение инвестиционной привлекательности региона, а также обеспечение финансовой поддержки значимых инновационных проектов;
- увеличение налоговых доходов, повышение стабильности финансово-бюджетной сферы, повышение эффективности контроля за финансами [3].
Для того, чтобы система информационно-аналитического обеспечения органов управления регионом была эффективной, она, бесспорно, должна учитывать особенности развития не только того региона, для которого она разработана, но и при взаимодействии с другими регионами опираться на их специфику (наличие или отсутствие отраслевой структуры производства, знание приоритетных направлений развития экономики, учет демографических особенностей). Информационно-аналитическая деятельность в регионе должна координироваться с деятельностью федеральных структур.
Таким образом, совершенствование информационно-аналитического обеспечения систем управления в регионах России может способствовать поддержке принятия эффективных решений, обеспечивая интеграцию информационных ресурсов и создание важных информационно-аналитических ресурсов (например, более точные прогнозы социально-экономического развития).