ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАЛЬСТВА
Конференция: CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАЛЬСТВА
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN THE FIELD OF SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
Natalia Korshunova
Undergraduate, Department of State Medical University and Jurisprudence, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk
Alexander Bogdashin
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of State GMU and Jurisprudence, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы реализации государственных программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
Abstract. The article deals with the problems of implementing state programs in the field of supporting small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: предпринимательство, малое и среднее предпринимательство, бизнес, государственная поддержка, государство, поддержка, приносящая доход деятельность, бизнес-структуры, грант.
Keywords: еntrepreneurship, small and medium-sized businesses, business, state support, state, income-generating support, activities, business structures, grand.
На современном этапе развития рыночной экономики возрастает интерес к развитию малого и среднего предпринимательства, который определяется его обширным влиянием на общее состояние экономики и уровень развития страны в целом. Важнейшей составляющей рыночной экономики, подтвержденной международным опытом, является такой вид экономической деятельности, как малые и средние предприятия. Согласно основным понятиям и определениям Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», именно данное направление получило активное развитие в нашей стране, преимущественно в последние годы, данной сфере уделяется значительное внимание [1]. Также за последнее десятилетие значительно возросла, приоритетная роль организационно-экономических форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике регионов.
Развитие малого предпринимательства имеет высокое значение для экономики любой страны мира, именно поэтому экономически развитые страны уделяют субъектам малого и среднего предпринимательства очень большое внимание. Однако, в нашей стране, ситуация с развитием малого и среднего предпринимательства остается неопределенной, а по части, даже проблематичной. В настоящее время (по состоянию на 05.06.2022 г.) в России зарегистрировано 224 105 малых предприятий, на которых работают 6 189 172 человек. Государственное регулирование этого сектора предоставляет владельцам малого предпринимательства гарантии предотвращения потери инвестированных средств из-за рисков, возникающих в ходе предпринимательской деятельности [7, С.102].Однако, анализируя динамику изменения количества субъектов малого и среднего предпринимательства за последний год, можно сделать вывод о том, что она является отрицательной. А это значит, что сокращается количество рабочих мест, реальных доходов населения и налоговых платежей в бюджет.
Экономическая мощь любого государства, в первую очередь, определяется стабильностью развития базовых отраслей ее национальной экономики и ее первичных звеньев - предприятий, производящих товары ежедневного потребления. С малым и средним предпринимательством отождествляются надежды на быстрые положительные структурные изменения в экономике, выход из экономического кризиса и создание условий для расширения и введение рыночных реформ.
Применительно к России, особо важное значение имеет создание институтов и механизмов по средствам реализации государственных программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, способствующих модернизации и дальнейшему развитию национальной экономики, следствием которой будет удержание международных позиций на мировом рынке. Особенно сложной представляется подобная ситуация в условиях санкционного режима[3, С.10]. Речь идёт о полном перевороте экономических тактик и стратегий, целью которых является выведение страны из глубокого финансового кризиса. Высокий уровень предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства.
Отсюда возникает множество задач, требующих активизации деятельности российских малых и средних предприятий для повышения конкурентоспособности (а, следовательно, и качества) товаров и услуг, представляемых Россией на рынке, совершенствования организационно-экономических форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сложность решения таких проблем заключается в том, что концептуальные и теоретические представления о стратегиях развития и поддержки предпринимательства в отечественной науке только начинают формироваться, а зарубежный опыт нуждается в адаптации, кроме того, реализации государственных программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства требует инноваций, новых подходов ее развития.
Рассмотрение проблем совершенствования организационно-экономических форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, играет важную роль для развития рыночной экономики на современном этапе.
В последнее время значительное внимание уделяется развитию и поддержке малых и средних предприятий. Об этом свидетельствует тот факт, что в последние годы было много публикаций, посвященных этой теме, и активно осваивался опыт зарубежной государственной поддержки малых и средних предприятий.
Выполнение мероприятий по созданию благоприятных условий направленных на развитие малого бизнеса позволит решить следующие задачи: создание благоприятной регуляторной среды на местном уровне для субъектов предпринимательства; привлечение инвестиций в сферу малого предпринимательства; увеличение численности занятых в малом бизнесе за счет создания новых рабочих мест субъектами предпринимательства (в т.ч. физическими лицами); увеличение поступлений в бюджет от деятельности малого бизнеса на 20%; изыскание внебюджетных источников финансовых ресурсов для осуществления бизнес-проектов[4, С.12].
Можно воспользоваться возможностями дальнейшего развития путем обеспечения введения в действие предложений по положительным изменениям в законодательстве в рамках реализации государственных программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, в частности: сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, упрощение системы открытия собственного дела и другое. Учитывая значительную роль в кредитовании в развитии предпринимательства, необходимо создавать объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Анализ существующих проблемы реализации государственных программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства позволяет выделить из числа большого количества проблем наиболее существенные, негативно влияющие на хозяйственную деятельность предприятий, тормозящие развитие малого бизнеса:
-несовершенная нормативно-правовая база. Отсутствуют какие-либо нормативные акты, регламентирующие разработку и реализацию программно-целевых инструментов на региональном уровне. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве российских регионов приняты нормативные правовые акты, регламентирующие использование программно-целевых методов управления, в том числе, в большинстве приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок разработки, реализации и оценки государственных программ, состав требований к данному инструменту существенно различается в зависимости от конкретного региона;
-большое бремя налогообложения. Остро строит проблема совершенствования действующего налогового законодательства в области его упрощения, повышения прозрачности, снижения ставок налогообложения и пересмотра налоговых льгот и условий их предоставления. Объединение налогов, которые имеют одинаковую налоговую базу, а также устранение противоречий между нормами налогового и гражданского законодательства;
- ограниченность или полное отсутствие материально-финансовых ресурсов. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса является важнейшим условием формирования эффективной экономики страны. Малые предприятия, в отличие от крупных, не могут привлекать большие объемы финансовых ресурсов, самостоятельно создавать инфраструктурные объекты для собственных нужд и т. д.
-оборудования, достаточной суммы стартового капитала. Для преодоления проблем и создания условий для устойчивого развития сектора малого и среднего предпринимательства необходимо совершенствование программ по увеличению доступности финансовых и кредитных ресурсов для малых и средних предприятий, обеспечение доступности инфраструктуры поддержки для них, повышение доступности бизнес-образования, поощрение предпринимательства, содействие развитию социально ответственного предпринимательства, направленного на решение социальных проблем.
-отсутствие у большинства трудоспособного населения ориентиров и навыков для самореализации при использовании государственных программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
Коснемся, проблемы в управлении национальным проектом МСП, которая выражается в том, что получатели субсидий не несут ответственности за достижение целей национального проекта (количество людей, занятых в секторе МСП, доля МСП в ВВП, доля экспорта МСП в несырьевом экспорте) и тех, кто отвечает за достижение этих показателей, не влияет на распределение средств и, как правило, не располагает информацией о деятельности получателей ресурсов, так возникает несоответствие: некоторые люди получают средства, а другие несут ответственность за достижение целей национального проекта.
Проблема расширения малого бизнеса остается. Динамика числа средних фирм стабильно положительна, но значительного роста не наблюдается: по данным Росстата.
Кроме того, стоит отметить ухудшение ситуации с защитой прав предпринимателей.
Пути совершенствования реализации государственных программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства должны быть решены за счет расширения доступа малого и среднего предпринимательства к финансированию. Также необходимо обратить должное внимание на вопросы поощрения банковских учреждений к разработке целевых долгосрочных программ кредитования с низким уровнем процентной ставки по кредитам малого и среднего предпринимательства для удовлетворения социальных потребностей (образование, индивидуальное строительство, начало предпринимательской деятельности, потребительские займы и т.п.) и осуществление мероприятий.
Схемы гарантирования кредитов имеют важное значение, поскольку устраняется препятствие для коммерческих банков в сфере кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, не имеющих соответствующего залога. Эффективные схемы гарантирования кредитов, которые нуждаются в государственной поддержке, будут способствовать улучшению доступа к финансированию для малого и среднего предпринимательства. Существует международный опыт в создании эффективных схем гарантирования кредитов, ориентированных на малое и среднее предпринимательство. Схемы гарантирования кредитов должны разрабатываться с учетом коммерческих факторов и быть ориентированными на субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие которых тормозится из-за неспособности удовлетворить современные требования коммерческих банков на предмет залога.
Реализация государственной политики, направленной на поддержку и регулирование малого и среднего предпринимательства в России должна рассматриваться как комплекс взаимосогласованных мер в области правовой административная, нормативная, макроэкономическая и институциональная политика. Комплексная научно обоснованная система государственной поддержки и регулирования предпринимательства в Российской Федерации устранит объективные проблемы в развитии малого и среднего предпринимательства и превратит его в равноправный и полноценный сектор отечественной экономики.
Вместе с тем следует обратить должное внимание на вопросы поощрения банковских учреждений к разработке целевых долгосрочных программ кредитования с низким уровнем процентной ставки по кредитам малого и среднего предпринимательства для удовлетворения социальных потребностей (образование, индивидуальное строительство, начало предпринимательской деятельности, потребительские займы и т.п.) и осуществление мероприятий, направленных на профориентационную подготовку и переподготовку кадров для сферы малого предпринимательства.