Статья:

Проблемы формирования и реализации стратегического планирования регионального развития (На примере республики Саха (Якутия))

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Никифорова Н.Ю. Проблемы формирования и реализации стратегического планирования регионального развития (На примере республики Саха (Якутия)) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы формирования и реализации стратегического планирования регионального развития (На примере республики Саха (Якутия))

Никифорова Надежда Юрьевна
студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, СВФУ, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Григорьева Анна Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, СВФУ, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

В статье рассмотрены основные недостатки в системе разработки стратегических целей развития региона на примере программы социально-экономического развития республики Саха (Якутия). Проводится краткая сравнительная характеристика установленных целей анализируемого субъекта с западными стратегическими ориентирами, в качестве которых был использован государственный стратегический план Канады.

Основная цель стратегического планирования в независимости от области его применения – на региональном уровне или в сфере бизнеса – усиление конкурентных преимуществ. На протяжении столетий стратегическое планирование являлось неотъемлемой частью военных действий, однако начиная с 1920-х гг. стратегическое управление получило новое развитие как направление менеджмента, способствующее эффективному взаимодействию с конкурентной средой.

В последнее время стратегическое планирование также является актуальной задачей в области государственного управления при разработке программы социально-экономического развития регионов, поскольку каждый регион имеет отличительный характеристики, обусловленные географическими, социально-экономическими, геополитическими, этническими и природными факторами [2, с. 67]. Эффективность реализации стратегического плана, как правило, определяется улучшением в различных социально-экономических показателях на уровне мезоэкономики.

В республике Саха (Якутия) в последнее время много внимания уделяется процессу разработке стратегии развития региона. В декабре 2016 г. Несколько раз проводились открытые научно- практические конференции «Стратегия 2030/2050», где проходило обсуждение основных приоритетов социально-экономического развития РС (Я).

Цель данной статьи заключается в выявлении проблем на уровне государственного стратегического планирования развития региона и сформулировать рекомендации по их решению.

Разработка стратегии развития региона является сложной задачей в виду нескольких причин. Во-первых, социально-экономическое развитие должно носить всесторонний характер, т.е. учитывать интересы всех сторон – населения, муниципальных образований, местных административных и федеральных органов управления. Во-вторых, достаточно трудно учесть все отличительные особенности и факторы развития региона, т.к. каждый регион подразделяется на муниципальные образования, которые в свою очередь также нуждаются в отдельном социально-экономическом развитии, что еще более усложняет процесс стратегического планирования. Важной причиной, усложняющей процесс разработки стратегических концепций, является необходимость привлечения профессиональных консультантов в сфере политики, экономики, аналитики социальных и экономических процессов. Стратегия развития региона в общем виде означает выявление приоритетных направлений деятельности региона в долгосрочной перспективе, поэтому важно ясно представлять те направления, которые будут способствовать развитию региона и обеспечивать экономический рост его социально-экономических показателей, и как соотносятся получаемые результаты со стратегическими целями. [1, с. 52] Поэтому правильное формулирование стратегических целей является необходимым условием для дальнейшей успешной реализации плана. Без ясного, четкого видения направления развития достижение желаемого результата становится практически невыполнимым. Так, основные стратегические приоритеты социально-экономического развития РС (Я) характеризуются отсутствием конкретности установки целей. Ниже представлена таблица с содержанием приоритетных стратегий, прописанных в официальном документе «Стратегия социально-экономического развития республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» [5, с. 21]. В левом столбце таблицы представлена оригинальная формулировка цели, в правом – скорректированная постановка тех же целей, предложенная автором для установления ясности стратегических ориентиров.

Таблица 1.

Приоритетные стратегические цели социально-экономического развития РС (Я)

Стратегия 2030

Скорректированный вариант

СЦ-1. Гармонично развитый и конкурентоспособный человек

СЦ-1. Развитие человеческого капитала, снижение оттока из региона высококвалифицированных кадров

СЦ-2. Комфортное и безопасное пространство проживания для полноценной реализации человеческого потенциала

СЦ-2. Создание комфортных условий проживания в регионе, интенсивное развитие социальной, транспортной и информационной инфраструктур

СЦ-3. Глобально конкурентоспособные базовые отрасли экономики с расширенной сервисной средой при рациональном природопользовании и высокой социальной ответственности бизнеса

СЦ-3. Развитие промышленного сектора региона посредством добычи топливного сырья и полезных ископаемых

СЦ-4. Новые конкурентоспособные перерабатывающие производства с длительными технологическими цепочками

СЦ-4. Развитие перспективных направлений промышленного производства для региона – производство нефтепродуктов, производство ювелирной продукции, продукции АПК, развитие легкой промышленности – поддержка производителей штучных сувенирных товаров в якутском народном стиле.

СЦ-5. Якутия – магнит технологий для жизни в условиях низких температур и обширных территорий, узнаваемый лидер креативной экономики, генератор ice-впечатлений

СЦ-5. Внедрение инноваций во все сферы деятельности общества региона – политику, образование, медицину, бизнес, искусство. Поддержка развития креативной экономики

СЦ-6. Сохранение благоприятной окружающей природной среды и поддержание глобального экологического равновесия в интересах будущих поколений.

СЦ-6. Внедрение принципов экологически безопасного производства в деятельность добывающих и перерабатывающих предприятий, утилизация вредных отходов производства и потребления.

СЦ-7. Регион с открытой и эффективной системой управления.

СЦ-7. Система административного управления, поощряющая высокую степень сотрудничества общества, бизнеса и государства.

 

По содержанию основных стратегических целей можно сделать вывод, что составители документа не учли принципов правильного целеполагания, а именно: достижимость, конкретность и количественная измеримость, ориентированность во времени, взаимоподдерживаемость [3, с. 39].

Практически все рассмотренные целевые установки характеризуются отсутствием конкретности и количественной измеримости, размытостью формулировок. Также отсутствуют четкие сроки выполнения каждой целевой задачи, не разработан план мониторинга их выполнения. Кроме того, цели 3 и 4 не согласуются с целью 6, что нарушает принцип взаимоподдерживаемости. Так, интенсивное развитие добывающего и перерабатывающего промышленного производства не позволяет в полной мере гарантировать сохранение чистой окружающей среды региона. Тот факт, что промышленные производства будут характеризоваться экологической безопасностью, представляется сомнительным в виду отсутствия четко разработанного плана по внедрению комплекса мер, направленных на обеспечение природоохранной деятельности предприятий. В стратегическом плане развития региона также не прописано, каким образом будет контролироваться выполнение требований к экологической ответственности предприятий, как будет происходить внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий в промышленное производство. Указанные недостатки целей 3 и 4 будут препятствовать возможности достижения цели 6. Таким образом, нарушается принцип достижимости разработанных стратегических целей в виду отсутствия согласованности, взаимосвязанности и ориентированности во времени.

Правильно определенные цели должны характеризоваться в первую очередь ясностью. Пример стратегических ориентиров, содержание которых является предельно информативным, ясным и в то же время кратким, можно найти в стратегических планах западных стран. В качестве подобного примера были рассмотрены основные стратегические цели Канады. (см. таблицу 2) [4]

Таблица 2.

Стратегические цели Канады

Strategic goal

Стратегическая цель

SG-1: Service. A responsive and innovative IT service that meets business needs and enhances the end-user experience

СЦ-1: Сервис. Чутко реагирующий, инновационный IT-сектор, отвечающий потребностям бизнеса и повышающий опыт конечных пользователей.

SG-2: Security. A secure and resilient enterprise infrastructure that enables the trusted delivery of programs and services

СЦ-2: Безопасность. Безопасная и гибкая инфраструктура бизнеса, делающая возможным надежную поставку информационных услуг

SG-3: Value. Smart investments that are both high in value and cost-effective

СЦ-3: Стоимость. Разумные, крупные и экономически эффективные инвестиции

SG-4: Agility. An agile, connected and high-performing workforce with modern tools

СЦ-4: Гибкость. Быстро реагирующая на изменения, взаимосвязанная и высокопроизводительная рабочая сила

 

Следует отметить, что практически все развитые страны давно признали важность развития и внедрения во все сферы деятельности общества информационных технологий. Стратегический план Канады в оригинале называется “Government of Canada Information Technology Strategic Plan 2016–2020”. Документ стратегии содержит план устойчивого развития IT-индустрии, основная цель которой – удовлетворение потребностей в первую очередь населения страны и предприятий в доступной информации, установление доверительных, открытых отношений между общественностью, бизнесом и государством, поддержание взаимовыгодных партнерских отношений между тремя названными стейкхолдерами. Таким образом, можно сделать вывод, что социально-экономическое развитие страны государство Канады видит в тесном сотрудничестве с населением и бизнес-сектором посредством предоставления прозрачной информации «в любое время, в любом месте», с использованием современных информационных технологий.

Основываясь на опыте зарубежного подхода к стратегическому планированию, можно сделать вывод, что социально-экономическое развитие республики Саха должно основываться в первую очередь на развитии сектора информационных технологий, обеспечении сотрудничества местных властей с общественной и бизнес сферами. Природные ресурсы не будут долгое время обеспечивать региону надежное конкурентное преимущество. В последнее время в связи с осложнением геополитической обстановки и падением цен на энергоресурсы ситуация существенно изменилась. Получаемые доходы от использования ресурсного потенциала региона должны инвестироваться на развитие ключевых приоритетов инновационного развития: развитие человеческого капитала, стимулирование бизнеса, ориентированного на инновации, продвижение инноваций в государственном секторе. Таким образом, органы власти РС (Я), ответственные за реализацию «Стратегии 2030», должны осознавать необходимость перехода от сырьевой направленности региона к инновационному развитию всех сфер деятельности общества и местной инфраструктуры.

 

Список литературы:
1. Зенченко С.В., Кобрянов С.В. Стратегическое планирование развития регионов: почему стратегии неэффективны? Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – Ставрополь, 2016. № 1. 
2. Магданов П.В., Падей В.Ю. Проблемы стратегического планирования социально- экономического развития региона. Ars Administrandi. – Пермь, 2011. № 3. 
3. Михненко П.А. Общий менеджмент: Учебное пособие / – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. – 112 с.
4. Официальный информационный портал правительства Канады – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://canada.ca.
5. Стратегия социально-экономического развития республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года.