Статья:

Методы анализа проектов по организации мероприятий (на примере проекта Project818)

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Потапенкова А.Е. Методы анализа проектов по организации мероприятий (на примере проекта Project818) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы анализа проектов по организации мероприятий (на примере проекта Project818)

Потапенкова Анна Евгеньевна
студент 2 курса магистратуры, кафедра экономико-математического моделирования, Российский Университет Дружбы Народов, РФ, г. Москва
Жилкин Олег Николаевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., кафедра экономико-математического моделирования Российский Университет Дружбы Народов, РФ, г. Москва

 

Для принятия управленческих решений важно иметь достаточную, своевременную, надежную и достоверную информацию. Для сбора информации о проекте и его оценки используются разнообразные методы анализа проектов. Цель анализа проектов – дать ответ на вопрос: «Насколько эффективен проект?».

Существует множество методов оценки эффективности проектов. Различные методы подходят для анализа разных типов проектов. Для анализа эффективности коммерческих проектов применяются методы оценки экономической эффективности: показатели чистого дисконтированного дохода, прибыльности инвестиций, внутренней нормы доходности и другие количественные методы оценки.

Методы экспертной оценки и социологические исследования применяются для анализа эффективности социальных, культурных и других проектов, основная цель которых может быть отлична от получения прибыли. При разработке проектов по организации культурно-массовых мероприятий могут устанавливаться как экономические, так и социальные цели. Таким образом, необходимо определить методы анализа проектов по организации мероприятий, которые давали бы качественную оценку их эффективности.

Целью исследования является определение методологии анализа проекта по организации международных танцевальных соревнований Project818. Объектом данного исследования являются анализ эффективности проектов; предметом исследования выступают методы оценки проектов по организации культурно-массовых мероприятий. В результате работы, предполагается ответить на исследовательский вопрос: какие методы проектного анализа могут быть использованы для анализа проекта Project818 Dance Championship?

Прежде, чем перейти к описанию методов, используемых для анализа проектов, необходимо определить основные параметры, которые зачастую используются для оценки привлекательности и эффективности проекта. В литературе, посвященной проектному анализу, к таким параметрам относятся: 1) цель проекта; 2) проблема, на решение которой направлена реализация проекта; 3) стоимость и бюджет проекта; 4) жизненный цикл проекта; 5) ожидаемые результаты проекта.

При формулировании целей проекта, также, как и в стратегическом менеджменте, используется методика SMART. Цели проекта должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными во времени. Так, цель «повысить узнаваемость продукта» не будет являться smart-целью. Ее возможная формулировка по методике SMART будет звучать следующим образом: «Достичь уровня знания товара А среди молодой аудитории на уровне 51% через 3 года, после запуска товара на рынок».

Описание проблемы актуально для инновационных и социальных проектов, так как данные типы проектов направлены на предложение новых методов решения актуальных в обществе задач.

Проектный анализ проводится на предынвестиционной стадии проекта. Он основывается на макроэкономической предпосылке, что успешные проекты приводят к улучшению благосостояния общества в целом, а не только служат исключительно целям частных предпринимателей и инвесторов [2]. При анализе проектов используется понятие эффективности. Под эффективностью проекта понимается мера соответствия результатов проекта целям и интересам его участников.

Эффективность проекта включает в себя оценку социальной (общественной) эффективности проекта и оценку экономической эффективности проекта [3, c. 45]. Общественная эффективность проекта учитывает социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом: количественные (затраты и прибыли участников) и качественные (изменение социального положения определенных групп населения).

Для оценки социально-экономической эффективности проекта необходимо выполнить следующие шаги: 1) определить группу населения, на которую нацелен проект, ее размер и состав; 2) учесть особенности организации деятельности в группе, на которую нацелен проект: географические, национальные, экономические; 3) учесть социокультурные характеристики группы, на которую нацелен проект: системы ценностей, традиций, обычаи, осознаваемые потребностей и целей; 4) обеспечить заинтересованность, поддержку и активное участия целевой группы в реализации проекта [1, c. 32].

Оценка общественной эффективности проекта производится, в основном, с использованием экспертного метода. Экспертиза ожидаемых социально-экономических результатов проекта может быть проведена с помощью привлечения квалифицированных специалистов из различных сфер деятельности, с помощью проведения социологических опросов среди участников проекта и населения.

Оценка общественной эффективности проекта складывается из количественных и качественных показателей улучшения жизни целевой аудитории, напрямую задействованной в реализации проекта.

В качестве основных показателей оценки экономической эффективности проекта используются: 1) чистая дисконтированная стоимость проекта (Net Present Value, NPV); 2) индекс доходности инвестиций (Profitability Index, PI); 3) внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR); 4) срок окупаемости (Payback Period, PP) [3, c. 48].

Положительная величина чистой дисконтированной стоимости проекта является важнейшим критерием эффективности проекта. Чистая дисконтированная стоимость проекта рассчитывается по следующей формуле:

где:  – свободный денежный поток на t-шаге проекта,  – коэффициент дисконтирования денежного потока, суммирование распространяется на все шаги расчетного периода.

Показатель NPV демонстрирует разницу между суммарными денежными поступлениями и затратами на всех шагах расчетного периода по проекту, приведенными к единому моменту времени. Таким образом, проект признается эффективным при положительном значении NPV, так как в данном случае дисконтированные доходы проекта будут превышать дисконтированные расходы. Показатель NPV используется также для сравнения нескольких проектов. Более эффективным экономически будет проект с наибольшим значением NPV.

Другим методом оценки проекта является оценка индекса доходности PI (Profitability Index), отражающего показатель дохода на единицу вложенных средств. Данный показатель отражает величину доходов на единицу затрат проекта и рассчитывается по следующей формуле:

Показатель PI характеризует проект следующим образом: проект считается эффективным при значении PI >1, так как проект при данном значении приносит доход. Наоборот, при PI < 1, проект является убыточным, так как на единицу расхода приходится < 1 единицы прибыли. Индекс, равный 1, соответствует нулевой чистой стоимости проекта. Показатель PI также удобен для сравнения эффективности группы проектов. Чем выше показатель PI, тем больше дохода на единицу затрат приносит проект.

Показатель внутренней нормы доходности инвестиций (IRR) характеризует максимальную стоимость привлеченного капитала для финансирования проекта. Значение IRR является ставкой дисконтирования, при которой текущая стоимость чистых денежных потоков равна текущей чистой стоимости инвестиций, рассчитывается по следующей формуле:

.

Экономический смысл оценки внутренней нормы доходности инвестиций заключается в следующем: при принятии решения по инвестированию средств в тот или иной проект, если значение IRR больше ставки финансирования, то проект следует принять; если значение IRR меньше ставки финансирования, то проект следует отклонить.

Наконец, последним показателем экономической эффективности проекта, который будет использован в данной работе, является период окупаемости проекта (Payback Period, PP). Показатель периода окупаемости инвестиций показывает срок, за который первоначальные инвестиции в проект возвращаются инвесторам в виде поступлений денежных средств от вложенного капитала. Расчет периода окупаемости проекта производится по следующей формуле:

Показатель периода окупаемости проекта используется для сравнения проектов: наилучшим проектом считается тот, у которого наименьший срок окупаемости [2].

Таким образом, выше были перечислены методы, с помощью которых в данной работе будет проводиться анализ проекта по организации международных танцевальных соревнований Project818: определение цели и задач проекта по методологии SMART; определение социальной проблемы, на решение которой направлен проект; определение социальной группы, на которую направлен данный проект; определение жизненного цикла и календарного плана проекта; определение стоимости и бюджета проекта; определение источников финансирования проекта и объема заемных средств (спонсорство, фандрейзинг); оценка экономической эффективности проекта (NPV, PI, IRR, PP, сценарный анализ рисков проекта); оценка социальной эффективности проекта; прогнозирование результатов проекта.

Анализ проекта с помощью данных методов необходим для формулирования правильной стратегии фандрейзинга. Проекты по организации международных мероприятий в первую очередь ставят перед собой некоммерческие цели и направлены на развитие взаимодействия между различными группами населения. Таким образом, для проектов данного характера доступна возможность государственного финансирования с помощью субсидий на реализацию проекта.

Так как исследуемый проект является, в первую очередь, социальным, и направлен на развитие досуга и приобщение к активному образу жизни молодежи, необходимо определить основную проблему, на решение которой направлен проект, определить целевую социальную группу, с которой работает проект и поставить цели по методике SMART, которые касаются, в том числе, социального направления проекта.

Определение жизненного цикла, календарного плана, стоимости и бюджета проекта обосновывает количество инвестиций, которые необходимо привлечь для реализации проекта, в том числе, из государственных и частных источников. Определение бюджета проекта также необходимо для определения направлений деятельности, на которые необходимо привлечение дополнительных средств.

Таким образом, исследование проекта по организации мероприятий с помощью приведенных методов позволяет выполнить три основные цели: 1) сформулировать эффективную стратегию фандрейзинга; 2) оценить экономическую эффективность проекта по организации мероприятия; 3) определить особенности проектов по организации культурно-массовых мероприятий.

 

Список литературы:
1. Андреева Е.И., И.Д. Горшкова, А.С. Ковалевская. Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт. – М.: Издательство «Проспект», 2014. 72 с.
2. Антошкина А.В. Финансово-экономический анализ нефтегазовых проектов. Конспект лекций – [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://tpu.ru/f/1800/Lekcii_Antoshkina.pdf (Дата обращения: 27.12.2016). 
3. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. – М.: Альпина Паблишер, 2012. 154 с.