Статья:

Налоговые каникулы как форма поддержки бизнеса в период кризиса

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Тугутов Ч.М. Налоговые каникулы как форма поддержки бизнеса в период кризиса // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(34).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Налоговые каникулы как форма поддержки бизнеса в период кризиса

Тугутов Чингис Михайлович
студент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Фирсова Елена Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Распространение новой коронавирусной инфекции и меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к крупнейшему за последние годы сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. А в дальнейшем, по оценкам экспертов, последствия пандемии могут стать причиной и мирового финансового кризиса [1]. В таких условиях государству необходимо вмешиваться в экономику, используя различные меры финансовой поддержки. Одной из таких мер являются «налоговые каникулы».

 Сам по себе данный термин в законодательстве РФ не закреплен. Обычно под «налоговыми каникулами» понимается период времени, в течение которого налогоплательщики используют нулевую ставку по какому-либо налогу. Так, налоговыми каникулами с 2015 года называется применение налоговой ставки в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в определенных сферах [2].

В составе мер, принятых Правительством РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики, под налоговыми каникулами понимается не применение нулевой ставки налога, то есть полное освобождение от уплаты налога, а отсрочка или рассрочка по налогам, в том числе и по страховым взносам, кроме НДС, НДПИ, акцизов и НДД [3]. Данная мера была утверждена постановлением Правительства РФ №409 от 02.04.2020 [4]. Такую отсрочку могут получить предприятия из отраслей, признанных наиболее пострадавшими из-за распространения коронавирусной инфекции – сфера развлечения и досуга, услуг и перевозок. Срок получения отсрочки зависит от темпов снижения выручки и варьируется от 3 до 12 месяцев. Максимальный срок, на который можно перенести уплату налогов, можно получить, если выручка снизилась более чем на 50%, или есть убыток при одновременном снижении выручки более чем на 30%. При этом если отсрочка запрашивается на срок более 6 месяцев, то требуется предоставить в залог недвижимость, поручительство или банковскую гарантию. Рассрочка же может быть предоставлена на срок до 3 лет при снижении доходов более чем на 50%, либо при наличии убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30%. Таким образом, налоговые каникулы в данном случае – это не отмена налоговых обязательств, а лишь перенос срока их уплаты на более позднюю дату.

Итак, сколько же компаний получило отсрочку? К сожалению, на данный момент отсутствует статистика по данному вопросу и единственным источником информации являются опросы, проведенные среди налогоплательщиков.

В опросе KPMG участвовало более 60 компаний, из которых 76% не относятся к отраслям, признанным государством наиболее пострадавшими от пандемии, а также 71% из них не включен в реестр субъектов малого предпринимательства [5]. Все эти компании заявляли о существенном ухудшении и финансовых показателей деятельности в связи с пандемией. По результатам данного опроса было выяснено, что только 2% из более 60 компаний воспользовалось налоговыми каникулами.

Более масштабное исследование «Оценка эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства» было проведено Общероссийским народным фронтом [6]. В исследовании приняло участие 2746 предпринимателей из всех регионов России, из которых 65% относится к малому бизнесу. В перечень пострадавших отраслей входит 52% опрошенных предприятий. По результатам данного опроса отсрочку по выплате налогов получило лишь 14% респондентов. Можно сделать вывод, что из примерно 1400 предприятий, имеющих право на получение налоговых каникул, их получило лишь менее 400 юридических лиц. Как отмечают эксперты, данная мера не пользуется популярностью ни у представителей малого и среднего предпринимательства, ни у крупного бизнеса.

Возникает вопрос о причине невысокой востребованности налоговых каникул предпринимателями – неужели в ситуации стагфляции они не нуждаются в поддержке со стороны государства?

 Скорее всего, нуждаются. По статистике ФНС, в апреле 2020 г. у бизнеса количество активных касс снизилось на 45%, а выручка организаций и индивидуальных предпринимателей сократилась на 40%. По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, 67% российских компаний отмечают падение спроса на товары и услуги [7]. Согласно проведенному опросу, 40,5% предпринимателей ожидают, что не смогут восстановиться и выполнить отложенные обязательства перед государством, на отсрочку которых оно пошло в качестве меры поддержки. Самые большие опасения у бизнеса вызывает перспектива уплаты налогов за 2020 год. Согласно опросу KPMG, 97% опрошенных компаний ожидают снижение доходов на более чем на 10%. Таким образом, бизнес-сектор переживает крупное падение экономической активности и нуждается в поддержке государства. Значит, предпринимательское сообщество не устраивают предлагаемые меры поддержки. В чем же причины этого?

Так, налоговые каникулы предоставляются лишь малым и средним предприятиям, осуществляющим свою деятельность в отраслях, признанных наиболее пострадавшими от пандемии. Это лишает возможности получить отсрочку по уплате налогов крупный бизнес, а также предприятия из иных отраслей, которые также сильно пострадали от пандемии и административных ограничений, последовавших за ней. Но даже в отношении малого бизнеса данная мера недостаточна. Обязательства по уплате налогов не отменяются, а лишь переносятся на более поздний срок. Восстановление экономики после кризиса, вызванного пандемией, начнется не ранее 2022 года, поскольку ситуация до сих пор остается очень тяжелой. Многие отрасли терпят не только временные трудности, но и стоят на пороге масштабных преобразований, связанных с изменением поведения потребителей и технологических новаций.   Малый бизнес, по сути своей имеющий наименьший запас прочности, на данный момент практически исчерпал свои и без того скудные ресурсы для выживания и для сохранения рабочих мест. Возникает так называемая проблема «конца года», означающая, что по окончании периода отсрочки возникает скачкообразный рост налоговой нагрузки и отсроченные налоги становятся тяжелым, зачастую непосильным бременем для предпринимателей, вынужденных уплачивать их одномоментно.

Проблему «конца года» органы власти в РФ осознали и сгладили: срок уплаты налогов был перенесен с конца 2020 г. на конец 2021 года для 1,9 миллиона пострадавших предпринимателей и организаций - субъектов МСП на сумму 165 миллиардов рублей. Государство позволило налогоплательщикам уплачивать отсроченные суммы не единовременно, а равными частями в течение следующих 12 месяцев. По данным ФНС, количество занятых у таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет около 5 миллионов человек [8]. Однако по мнению экспертов, у предпринимателей даже в рассрочку в данной социально-экономической ситуации нечем будет платить налоги. Чем больше времени бизнесу дадут на уплату отсроченных сумм налогов и взносов, тем больше у них шансов восстановить свою деятельность.

В условиях огромного запаса финансовой прочности РФ на макроэкономическом уровне, о чем свидетельствует огромный объем ФНБ (более 13 трлн 300 млрд руб.), можно было бы оказать более существенную помощь малому и среднему бизнесу, чем просто перенос срока уплаты налогов. В данном случае можно было бы ввести именно те налоговые каникулы, которые предлагаются вновь зарегистрированным предпринимателям в виде полной отмены налога в соответствии с НК РФ. Получается, что в соответствии с законодательством в настоящий момент в более выгодном положении оказались вновь создаваемые предприятия, чем действующие, так как первые получают налоговую амнистию, а вторые – отсрочку (рассрочку) уплаты налога. При этом на таких предприятиях уже работают миллионы человек, которые могут лишиться дохода в случае банкротства предприятий. Потеря людьми источника дохода в период кризиса – это огромная проблема, при том не только экономическая, но и социальная.

В октябре 2020 г. предложение продлить налоговые каникулы высказал Президент РФ. По его словам, не все компании имели объективную возможность восстановить своё прежнее положение. Проблемы у них сохраняются, и для снижения издержек и восстановления им потребуется дополнительная помощь государства. В результате Правительство РФ вынесло решение о продлении отсрочки по уплате налогов и взносов за I квартал 2020 года для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющего деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (постановление Правительства РФ от 7 ноября 2020 г. № 1791).

Правительство РФ не пошло по пути более радикальной поддержки предпринимателей в виде полной отмены налогов, несмотря на многочисленные запросы такой поддержки от бизнес-сообщества. Бизнес-омбудсмен Б.Титов выражал мнение предпринимателей России, предлагая освободить по итогам 2020 г. от налогов (кроме НДС) и страховых взносов всех предприятий и социально ориентированных НКО, у которых в 2019 году выручка не превышала 2 млрд руб. Полученную предприятиями отсрочку по уплате налогов предлагали продлить до конца 2021 г. Кроме того, предлагалось оказать помощь не только предприятиям, входящим в перечень пострадавших отраслей, но и всем, у кого выручка за первый-третий кварталы 2020 г. сократилась на 30% и более по сравнению с выручкой за тот же период 2019 г. Таким образом, вопрос сути и масштабности налоговых каникул в настоящее время выходит за рамки бюджетно-налогового и становится социальным, так как сохранение рабочих мест – первоочередная задача государства в периоды кризиса. Для многих предпринимателей России наступил настоящий «черный день», когда вопрос стоит именно о выживании. Налоговые каникулы как отсрочка уплаты налога являются недостаточно эффективным инструментом поддержки бизнеса. На данный момент они не облегчают положение предпринимателей, а лишь сдвигают налоговое бремя на более поздний период, поэтому и не пользуются у них популярностью. Государству следует распространить возможность применения данной налоговой льготы на большее количество предприятий из разных отраслей, а также на законодательном уровне закрепить термин налоговые каникулы и разобраться с несколько запутанной ситуацией с ним.

 

Список литературы:
1. Новостной портал «Bloomberg» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-10-16/carmen-reinhart-sees-risk-financial-crisis-emerges-from-pandemic?sref=fgHqaWRV (дата обращения: 30.11.2020).
2. Налоговый кодекс РФ (ред. от 01.07.2020) // Консультант Плюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/.
3. Сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/support_measures/measure/7/.
4. Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349463/.
5. Сайт KPMG [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/07/ru-ru-anti-crisis-measures-2020-tax-aspects.pdf.
6. Сайт общественной организации «Опора России» [Электронный ресурс]. URL: https://opora.ru/upload/iblock/e02/e0238f91767b63e956635fca183935e1.pdf
7. Новостной портал «РБК» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/03/09/2020/5f4fa7959a79470349463f2e.
8. Сайт информационного агентства ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/msp/9342607.