Статья:

Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Григорьева Н.В. Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 25.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса

Григорьева Надежда Витальевна
студент ОГПУ, Россия, Оренбург
Нецымайло Клавдия Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры ЭТиПЭ, Оренбургский Государственный Педагогический Университет, Россия, Оренбург

 

На сегодняшний день развитие малого и среднего предпринимательства играет важнейшую роль в экономики России. Малый и средний бизнес — это одни  из видов предпринимательской деятельности, который направлен на достижение поставленных целей и по размеру составляет от 15 до 100 человек ̶ малое предприятие, 101-250 средние предприятия [1, с. 64]. Малые предприятия не требуют больших первоначальных финансовых вложений, они же, обеспечивают потребительские рынки товарами и услугами, а так же способствуют решению социально-экономических проблем территории.

Если рассмотреть статистические данные за 01.08.2016 о количестве малых и средних предприятий (табл.1), то в Российской Федерации насчитывается  5 523 765 малых и средних предприятий, а это  число очень большое [2]. Такое число малых и средних предприятий сложилось от множество факторов, таких как, упрощенная регистрация, упрощенная система налогообложения, доступность различных форм финансирования и еще немаловажный фактор ̶ это инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса.

Таблица 1

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержаться в Едином реестре субъектов малого и среднего бизнеса по состоянию на 01.08.2016 год

Субъект

Всего

Юридические лица

Индивидуальные предприниматели

Российская Федерация

5 523 765

2 594 355

2 929 410

Центральный ФО

1 636 987

899 171

737 816

Северо-западный ФО

629902

357 442

272 460

Южный ФО

569 388

172 704

396 684

Северо-Кавказкий ФО

188 631

43 956

144 675

Приволжский ФО

1 016 076

458 048

558 028

Уральский ФО

482 238

233 439

248799

Сибирский ФО

653 465

299 308

354 157

Дальневосточный Фо

245 699

104 242

141 457

Источник [2,6]

 

На современном этапе развития экономики все авторы трактуют понятие  инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса по-разному. Например,  Аржанцев Д.А. под инфраструктурой поддержки малого и среднего бизнеса понимает совокупность государственных  и негосударственных  общественных, коммерческих организаций, которые обеспечивают нормальные условия функционирования малого и среднего бизнеса.  Плотникова Т.А. Использует следующее определение: инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса ̶ это совместная деятельность государственных, общественных и коммерческих организаций, которые оказывают всестороннюю помощь малому и среднему бизнесу. В статье 15 ФЗ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии  малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» дается такое определение: это система коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющее свою деятельность  или привлекаются в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.  Все представленные определения по смыслу схожи, все они объединены одной мыслью, о том, что это совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, которые способствуют функционированию малого и среднего бизнеса. Но в данной работе будем придерживаться определения, которое дано в ФЗ №209 ст.15, так как оно полностью отражает сущность и значение  инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.

Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса призвана стимулировать рост и развития предпринимательства, а также направлять активность малых и средних предприятий в приоритетные сферы хозяйственной деятельности. До получателей, то есть субъектов предпринимательства, через элементы инфраструктуры доводится государственная поддержка, одновременно осуществляется и обратная связь, которая позволяет властям ориентироваться на реальные потребности и интересы бизнеса [3, с.124].

На сегодняшний момент в Российской Федерации представлено множество инфраструктур поддержки малого и среднего бизнеса: фонды поддержки малого и среднего бизнеса (Санкт-Петербургский фонд развития бизнеса), технопарки, бизнес-инкубаторы, специализированные консалтинговые структуры (Московское агентство по развитию предпринимательства, Российское агентство по развитию предпринимательства) и деловые, инновационно-технологические, региональные  информационно-аналитические центры. Также следует выделить  систему межрегиональных маркетинговых центров, осуществляет обмен маркетинговой информацией и сопровождает коммерческие проекты. В данную систему входят 63 центра [7].

По результатам исследования в Российской Федерации инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса является мощной системой, которая представлена различными структурами. Но перейдем к Оренбургской области.

В Оренбургской области инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса также представлена несколькими структурами. Вернемся к таблице 1 и заметим, что Приволжский ФО занимает второе место в рейтинге после Центрального ФО, уступая на 620 911 предприятий. Это говорит о том, что инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса по Приволжскому ФО играет немало важную роль в развитии экономики на данной территории.

Малое и среднее предпринимательство в Оренбургской области является одним из наиболее важных секторов экономики. На сегодняшний день этот бизнес представляют: больше 20 тысяц малых предприятий, 200 средних предприятий и более 46 тысяч индивидуальных предпринимателей.  В  социально-экономическом развитии Оренбургской области  наиболее значимым и приоритетным направлением является расширение и развитие малого и среднего бизнеса. В связи с этим повышается  актуальность рассмотрения инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса [5].

В Оренбургской области значимость малого и среднего бизнеса заключается в следующем[5]:

а) во-первых, малые и средние предприятия в 2015 году, согласно Росстату получили выручку от реализации продукции  в размере 468 млрд. рублей;

b) во-вторых, инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий в 2015 году составили более 14,5 млрд. рублей;

с) в-третьих, в общем объёме валового регионального продукта, доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области составляет около 15%;

d) в-четвертых, о предварительным данным перепеси число замещенных рабочих мест на предприятии малого и среднего бизнеса в 2015 году составило 146,8 тыс. человек.

На данный момент в Оренбургской области разработаны несколько мер по поддержки малого и среднего бизнеса. К таким мерам можно отнести [5]:

1) предоставление субсидий субъектам малого и среднего бизнеса: a) сельскохозяйственным кредитным потребительским  кооперативам Оренбургской области на возмещении части затрат, которые связаны с уплатой процентов по кредитам; b) на создание и обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества; c) на возмещении части затрат, которые связаны с реализацией инновационных проектов;

2) начинающим субъектам малого предпринимательства в Оренбургской области предоставляется грант на создание и развитие бизнеса.

Также к инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса в Оренбургской области, кроме грантов и субсидий, которые выдаются малым и средним предпринимателям, относят организации, которые поддерживают и способствуют развитию малого и среднего бизнеса в Оренбургской области.  Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса  представлена [5]:

1) фондами поддержки малого и среднего бизнеса ̶  «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства» ̶ является некоммерческой микрофинансовой организацией. Цель данной организации ̶ формировании имущества для реализации государственной политики поддержки и реализация мероприятий, которые направлена поддержку и развитие малого предпринимательства в Оренбургской области. Еще один немаловажный фонд в Оренбургской области по поддержки малого и среднего бизнеса является «Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства  Оренбургской области». Целью некоммерческой микрофинансовой организации является формирование имущества для реализации государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Данным фондом реализуются задачи по предоставлению поручительств по обязательствам и микрозаймов субъектам малого и среднего бизнеса в Оренбургской области;

2) бизнес-инкубаторами ̶  Государственное бюджетное учреждение «Оренбургский областной бизнес-инкубатор». Деятельность данного инкубаторва направлена на обеспечение условий для эффективного развития и повышении конкурентоспособности инкубируемых субъектов малого предпринимательства. Основные задачи, которые выполняет данный инкубатор ̶ предоставление в аренду производственных и офисных помещений, офисной мебели и оргтехники. Второй бизнес-инкубар, Муниципальное бюджетное учреждение «Бизнес-инкубатор Орский». Данный инкубатор направлен на обеспечение условий для эффективного развития и повышение конкурентоспособности инкубируемых субъектов малого предпринимательства;

3) консалтинговыми структурами  ̶  представлен Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства МО город Новотроицк. Данная структура предназначена для оказания консультативных услуг для субъектов малого и среднего бизнеса по вопросам налогообложения, кредитования, правовой защиты и  развития предприятия, а также повышения квалификации и обучения. Второй немало важной консалтинговой структурой является  Союз «Торгово-промышленная палата Оренбургской области». Предоставляет услуги бизнес-планирования и консультации, интернет-услуги, товароведческая экспертиза и многое другое.

Кроме представленных структур в Оренбургской области существует научно-технический парк, который был создан в 27 июня 2014 года. Его создание было запланировано в 2011 году, но осенью этого же года процесс был приостановлен в связи с тем, что  требовалось оценить эффективность вложений бюджетных средств и целесообразность продолжения работ. Но на сегодняшний день технопарк был достроен и сейчас в полной мере работает,  был подписан приказом от 27 июня 2014 года № 384. Данный парк является обособленным структурным подразделением  ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» его директором является Лисицкий Иван Иванович [4]. Перед научно-техническим парком стоят следующие важные задачи: содействие разработке и реализации инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, которые направлены на создание наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции; привлечение к активной предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов университета, содействие реализации их идей и проектов; организация и осуществление международного научно-технического сотрудничества во всех его формах в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Но в Оренбургской области существуют некоторые проблемы по поддержки малого и среднего бизнеса, а именно, состояние инфраструктуры находится на «удовлетворительном» уровне, это можно определить  через оценку предпринимателями факторов, которые способствуют, или же наоборот, препятствуют ведению своего бизнеса. Проведя небольшой социологический опрос, который представлен в таблице 2, мы пришли к выводу о том, что функционирование инфраструктуры в Оренбургской области находится на «удовлетворительном» уровне, но приближается к «положительному» .

Таблица 2

Оценка предпринимателями Оренбургской области факторов развития и функционирования  малого и среднего бизнеса в за 2010-2012 год (в баллах)

Фактор

2010

2011

2012

Абсолютное отклонение 2012-2010

Доступность земли

2,5

2,8

2,9

0,4

Доступность помещений

2,8

2,6

1,9

-0.9

     

1

2

3

4

5

Наличие квалифицированных трудовых ресурсов

3,1

2,8

2,5

-0,6

Доступность современных технологий и техники

2,5

2,5

2,4

-0,1

Совершенство системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности

2,9

2,9

2,9

0

 

Кроме этого, не все предприниматели знают функционировании инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса или знают, но только об отдельных направлениях. Плохая информативность предпринимателей об инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса в Оренбургской области   связана с тем, что предприниматели неактивно участвуют в различных программа, грантах и конкурсах. Например, в таких сёлах как Старояшкино, Малояшкино, В.Игнашкино об инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса знают не много, поэтому в Грачёвском районе создана ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, которые поднимают самые важные вопросы по развитию малого и среднего предпринимательства на данной территории. Во-вторых, не все предприниматели имеют возможность в получении банковского кредита или микрофинансирования в связи с требованиями при их оформлении. В-третьих, доступность помещений с каждым годом возрастает по стоимость, то есть арендная плата повышается. Единственный положительный показатель ̶  это доступность земли, но как оказалось в Оренбургской области не имеется большое количество высококвалифицированных специалистов и доступность современных технологий, а также различных новых техник желает оставлять лучшее, многие предприниматели переходят на новую более качественную технику, но как видно, не все могут позволить себе новую технику, из за фактора финансирования (заёмных средств).

Из всего выше сказанного следует вывод о том, что нужно принять меры, которые будут способствовать повышению эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в Оренбургской области. Можно выделить следующие меры: 1. Создание и развитие сети районных центров  малого предпринимательства, где будут обучать будущих предпринимателей основам ведения бизнеса, подготовку учредительных документов, создание бизнес-планов, поиск партнером и многое другое. 2. Повышение информативности предпринимателей о соответствующих мерах поддержки бизнеса. К данному направлению можно отнести создание специальных предпринимательских интернет-систем, где будут предоставлять консультативные услуги по ведению бизнеса. 3. Повышение степени консолидации предпринимателей для более эффективного взаимодействия с органами власти. К данному направлению можно отнести проведения «круглых столов» с приглашением предпринимателей и органов законодательной и исполнительной власти

Таким  образом, инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в Оренбургской области представлена различными структурами, которые способствуют развитию бизнеса в данной области. Но инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в Оренбургской области функционирует на «удовлетворительном» уровне, что видно из социологического опроса. Но инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса может функционировать лучше, если будут использованы приведенные меры.

 

Список литературы:

1. Арзуманова Т.И. Экономика организации:учебник. М.: Дашков и К,2016. 237 с.
2. Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2016 год URL.: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/inter_itog/index.htm
3. Научно-технический парк при ОГУ http://www.osu.ru/doc/945
4. Портал правительства Оренбургской области http://www.orenburg-gov.ru/Info/Economics/Business/support/