Статья:

Конкурентоспособность предприятий розничной торговли

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Юношева Н.С. Конкурентоспособность предприятий розничной торговли // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Конкурентоспособность предприятий розничной торговли

Юношева Наталья Сергеевна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Рябов Владимир Николаевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Розничная торговля является завершающим звеном в процессе продвижения товара от производителя к потребителю и замыкает цепочку хозяйственных связей. Именно на этапе розничной торговли товары переходят из сферы обращения в сферу потребления. Покупатели через розничную торговлю стремятся оптимально удовлетворить свои потребности, а розничная торговля, в свою очередь, учитывая в ассортименте пожелания покупателей, может реализовать больше товаров и тем самым обеспечить получение прибыли.

В настоящее время предприятия розничной торговли классифицируются по различным признакам: уровню обслуживания, предлагаемому товарному ассортименту, политики ценообразования, размеру и характеру торговой площади, принадлежности, разновидности концентрации магазинов и т.д.

По принадлежности они делятся на независимых розничных торговцев, торговые сети, розничные франшизы, арендуемые отделы, добровольные кооперативы розничных торговцев.

В экономике Ставропольского края торговля занимает одно из ведущих мест. В ней занято 232 тыс. человек, создается около 20% валового регионального продукта. В 2015 году оборот розничной торговли составил 466,6 млрд. рублей, что почти на 1% выше уровня 2014 года. В основном оборот розничной торговли формируется в стационарной сети (91,4%), а за счет продажи товаров на розничных рынках и ярмарках всего лишь на 8,6%.

В последние годы в обороте розничной торговли Ставропольского края увеличивается доля сетевой торговли (более 11%).

В настоящее время на территории Ставропольского края представлены как федеральные торговые сети, так и региональные. Среди федеральных можно отметить торговая сеть «Магнит» ЗАО «Тандер», сеть магазинов «Пятерочка» ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», ООО «О’КЕЙ ГРУПП», ООО «Лента», ООО «М.Видео», ООО «Эльдорадо», ООО «Спортмастер», ТД «Поиск» и др.

Региональную торговую сеть представлеяют сеть магазинов «Вершина» ООО «ОПТ-ТОРГ» (г. Пятигорск), ООО «Закрома», ООО «Экономка», ООО «Антарес» группы компаний «Агрико» и многие другие.

В этих условиях независимым розничным торговцам важно правильно оценить свои конкурентные преимущества, сохранить и расширить клиентскую базу, и на этой основе максимизировать прибыль.

Целью исследования является изучение проблем, связанных с оценкой конкурентоспособности предприятий розничной торговли и выявление факторов, влияющих на ее повышение.

Проблема конкурентоспособности предприятий является одной из актуальных проблем современной экономики. По мнению Емельяненко И.С., конкурентоспособность предприятия «показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности клиентов и по эффективности производственной деятельности».

Недостаточно предложить к реализации качественные товары, необходимо правильно организовать их доставку к конечному потребителю. Конкурентоспособное предприятие розничной торговли наряду с конкурентоспособным товаром должно обеспечивать еще и эффективное продвижение товара на рынке в конкуренции с другими товарами.

Критерии, влияющие на конкурентоспособность, можно разделить на следующие группы: месторасположение, количество точек, комфорт, специализация, ассортимент, стимулирующие мероприятия, реклама.

Проанализируем эти показатели на примере сетевых магазинов «Магнит» и магазина розничной торговли «Вкусландия», находящегося на первом этаже жилого дома (таблица 1).

Таблица 1.

Сравнительная характеристика реализации товара в крупном сетевом магазине и магазине традиционной торговли (прилавок – покупатель)

Критерий конкурентоспособности

Магнит

Гастроном «Вкусландия»

Месторасположение

не является определяющим

от него зависит «выживание» или успешность деятельности

Количество точек

насколько позволяет мощность сети

исходя из «законов рынка»

Комфорт

представлено в максимальной степени

соблюдаются необходимые санитарно-гигиенические нормы

Специализация

представлены все товары

могут работать без специализации

Ассортимент

решения по устойчивости и обновлению ассортимента и товаров, не зависят от конкретного магазина

решения принимаются исходя из интуитивных представлений владельца

Стимулирующие мероприятия

широко представлен весь спектр от скидок и бонусов до накопительных карт и карт постоянного покупателя

продажа товаров постоянным покупателям в рассрочку под запись, возможно проведение акций

Реклама

широко используется, в том числе при анонсе товаропроизводителей в качестве партнеров торговой сети

имеет место попытка использования рекламы товаропроизводителя для ассоциации ее восприятия клиентами с конкретной торговой точкой

 

На основании таблицы можно сделать вывод, что сетевой магазин более конкурентоспособен, чем магазин традиционной торговли.

Для повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса необходимо учитывать не только качество продукции, но и ряд других факторов. К ним можно отнести: умение грамотно произвести сегментацию рынка, методы стимулирования сбыта, реклама, фирменный стиль и имидж компании.

При разнообразии спроса в условиях конкуренции группы потребителей неодинаково реагируют на предлагаемые ему товары и услуги. Для того, чтобы найти тех, кто сейчас или в будущем предъявит различные требования к этому товару, необходимо провести сегментацию рынка.

Для стимулирования сбыта можно предложить проведение кратковременных акций, целью которых будет побуждение покупателя к совершению покупки немедленно или в определенный период времени. Например, снижение цен для пенсионеров или в определенные часы, использование механизма побуждения покупателей к совершению регулярных покупок.

Особую роль в привлечении покупателей, следовательно, повышении конкурентоспособности предприятия играет реклама. Для небольшого магазина это может быть распространение листовок, наружная реклама.

Для повышения конкурентоспособности целесообразно вырабатывать и свой фирменный стиль – совокупность приемов, которые обеспечат не только отличие данного магазина от других, но и противопоставят его конкурентам. Элементами фирменного стиля могут быть логотип, фирменный блок, фирменный лозунг, фирменный цвет, фирменные пакеты и т.д.

Важно работать и над формированием имиджа. Имидж – это образ предприятия в глазах его потребителей, партнеров, инвесторов, государственных органов. Имидж включает в себя следующие элементы: масштабы деятельности, ассортимент и качество продукции, традиции, высокий профессионализм, вежливое, внимательное отношение к покупателям.

Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению прибыли.

Для создания целостной концепции конкурентоспособности предприятия необходимо выработать как общие подходы к определению понятия и оценке его конкурентоспособности, так и уточнить их специфику применительно к каждому субъекту.

 

Список литературы:
1. Емельяненко И.С. Повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2013. – С. 72–75.
2. Емельяненко И.С. Маркетинговый аспект управления конкурентоспособностью предприятия розничной торговли: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Инна Сергеевна Емельяненко. – Ростов-на-Дону, 2015. – 26 с.
3. Малое предпринимательство – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://center-yf.ru/data/ip/Maloe-predprinimatelstvo.php#4.
4. Розничная торговля – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://uchebnikionline.com/marketing/infrastruktura_tovarnogo_rinku_-_byelyavtsev_mi/rozdribna_torgivlya.htm.
5. Соломенникова Е.А. Проблемы исследования конкурентоспособности предприятия / Е.А. Соломенникова // Вестн. НГУ. Сер. Социально-экономические науки. – 2010. – Том 10, выпуск 4.
6. Федько, В. П. Основы маркетинга / В. П. Федько, Н. Г. Федько, О. А. Шапор. – Ростов-на-Дону, 2001. – 511 с.