Статья:

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ АНТИВИТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Иванова Д.Д. ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ АНТИВИТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120927 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ АНТИВИТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Иванова Дарья Дмитриевна
студент, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск
Терехина Ольга Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Томский государственный университет, РФ, г. Томск

 

Аннотация. В статье предлагается общий обзор на понятие антивитального поведения и переживания одиночества у подростков, оставшихся без попечения родителей.

 

Ключевые слова: антивитальность; антивитальное поведение; риск; рискованное поведение; одиночество; подростковый возраст.

 

Мир, постоянно меняющийся, и люди, не всегда готовые к этим переменам могут реагировать на них по-разному. За последние несколько лет население столкнулось с рядом ненормативных кризисов: карантин; дистанционные способы работы и учебы; международные конфликты. Отсутствие чувства безопасности и сложности с проживанием негативных эмоций могут вызывать разные проблемы. Не каждый взрослый человек может справиться с таким и адаптироваться к новым условиям жизни, гораздо сложнее это становится для подростков.

Участились случаи обнаружения самоповреждений у несовершеннолетних. По данным Следственного комитета в 2021 году число самоубийств подростков возросло на 37,4 % по сравнению с 2020 годом. Все это говорит об актуальности и необходимости исследования антивитального поведения, методах работы с ним и способах его коррекции.

О.А. Сагалакова и Д.В. Труевцев определяют «антивитальность» следующим образом, это поведение, направленное против биологических потребностей в продолжении жизни и поддержании здоровья. Наиболее часто встречающиеся формами антивитальности являются самоповреждения или рискованное поведение [6].

Риск неотъемлемая часть существования всех живых существ. Каждый человек в течении всей жизни вынужден рисковать. Индивид каждый день прибегает к решениям, в том числе рискованным, которые несут за собой те или иные последствия, исход которых невозможно предугадать [1].

Современные психологи и социологи двояко относятся к риску, так как с одной стороны человеку ежедневно приходится вставать перед выбором, в том числе и опасным, рискованное поведение во многих ситуациях можно расценить как героизм, смелость и решительность, но с другой как необоснованное опасное поведение [2].

Рискованное поведение среди индивидов подросткового возраста, в связи с особенностью их психики, злободневно. Его рассматривают многие отрасли психологии (инженерная, экономическая, когнитивная и психология труда). Тем самым данная тема носит острый характер и актуальность в современном обществе, особенно в подростковом периоде [4].

Подростковый возраст является переходным этапом между детством и взрослостью, считаясь весьма трудным, так как подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем. По данным РМЭЗ НИУ на 2018 год 6,3 % населения в возрасте от 14 до 19 лет практически всегда или часто испытывают чувство одиночество. С каждым годом это число становится больше. Вследствие этого появляются трудности в оценивании и осознании себя самого, в общении и поведении, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на дальнейшее развитие и формирование личности, что также может привести к нерациональным способам справляться с трудностями.

В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества затрагивается гораздо реже и в основном в контексте проблем общения. Об этой проблеме писали такие ученые, как К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Амбрумова, Г.П. Орлов, И.С. Кон, А.А. Леонтьев и другие.

В социуме 21 столетия одним из острых вопросов является проблема возникновения тревоги и страха в взаимодействии с другими людьми. Данный феномен отягощен страхом негативного оценивания себя в глазах окружающих. В результате, страх быть отвергнутым, непонятым и осмеенным. Если сравнивать современных людей с древними, то можно сделать вывод о том, что ранее люди испытывали страх и тревогу перед непосредственной опасностью для жизни и здоровья [3].

Одиночество, избегание, вынужденная изоляция в совокупности с другими факторами могут в дальнейшем спровоцировать рискованное и антивитальное поведение у индивидов, так как развитие личности в условиях фрустраций идет по девиантному пути развития, теряя способность к усвоению социальных норм и правил [5].

Антивитальное поведение как проявление рискованного для собственного здоровья и жизни, проявляется чаще в подростковом возрасте в виде порезов рук и ног. Проблема заключается в потери смысла жизни, антивитальные мысли и действия. Порезы и прочее проявление антивитального, рискованного поведения как средство снятия физического и психологического напряжения. Антивитальные действия могут стать суицидальными, происходит сдвиг мотива на цель, а цель – уход из жизни. 6 Кризис методологии и метода затрудняет прогнозирование и предупреждение антивитального поведения [7].

Нередко подростки, у которых возникают антивитальные мысли или прибегающие к самоповреждениям, а впоследствии и самоубийству, живут и растут в неблагоприятной обстановке, имеют родственников или знакомых, покончивших с собой, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками. Особенно ярко антивитальное поведение выражено у подростков, оставшихся без попечения родителей.

Подверженные большему риску, проживающие не в семье, они находятся под попечительством государства, а, следовательно, переживают одиночество более остро, и склонны чаще прибегать к саморазрушающему поведению. Поэтому важной задачей становится изучение, профилактика и разработка коррекционных программ по снижению уровня антивитального поведения и чувства одиночества для работы с подростками, оставшихся без попечения родителей.

 

Список литературы:
1. Бунас А.А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). – Чита: 2013. – 
С. 10-16.
2. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений : Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 286 с.
3. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. – М.: Юрид. лит., 2015. – 537 с.
4. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – 1969. – № 1. – С. 131-137.
5. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. – 72 с.
6. Сагалакова О.А. Опросник «Антивитальности и Жизнестойкости» / О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – Т. 17. – № S2. – С. 210-211.
7. Сагалакова О.А. Социальная тревога – маркер антивитального поведения в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medpsy.ru/climp/2014_4_6/article01.php (дата обращения: 10.11.22)