Статья:

КОПИНГ - СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Вильярреаль К.А. КОПИНГ - СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 13(322). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/322/171464 (дата обращения: 15.04.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОПИНГ - СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Вильярреаль Кастильо Алине Милена
студент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены работы российских и зарубежных авторов по исследованию копинговых стратегий. Анализируются исследования, относящиеся к изучению механизмов копинга у студентов высшей школы.

 

Ключевые слова: копинг-стратегии, совладание, стресс, учебная деятельность, высшая школа.

 

Популяризация механизмов преодоления стресса в зарубежной и отечественной психологической литературе сосредоточена на разных сферах жизни.  Встает вопрос об анализе репертуара способов совладания с стрессовыми ситуациями студенческой молодежи, так как в этом возрасте формируются устойчивые паттерны поведения по преодолению различных ситуаций в жизни, в том числе и учебных. Данная статья посвящена изучению копинговых механизмов, используемых студентами.

Большое количество исследований связана с периодом студенчества, который характеризуется не только возможностями, но и с различного рода жизненными и учебными трудностями. Примером может служить решение проблем, количество, которых значительно увеличивается во время сессии, соответственно увеличивается уровень стресса и, как следствие, снижается работоспособность. Речь идет о стрессовых реакциях, которые могут выражаться как физически, так и психологически [4].  Необходимость студентов справляться со стрессовыми ситуациями связана с возможностью и вероятностью успешного завершения учебы.  

В своем исследовании Лазарус Р. выделяет три типа стрессоров [5]. Первый относится к крупным событиям, затрагивающим большое количество людей, это могут быть катастрофы и природные катаклизмы, войны; второй относится к крупным событиям, затрагивающим меньшее количество людей, это смерть члена семьи, потеря работы, неизлечимая болезнь, разводы и так далее; и, наконец, повседневны проблемы, те стрессовые переживания, которые менее драматичны и чаще всего встречаются в повседневной жизни, например, чувство одиночества, болезнь домашнего животного, множество обязанностей, автор отмечает, что повседневные проблемы оказывают не меньшее, а иногда и большее влияние на психику студента, влияя на успеваемость и качество жизни.

Термин «coping» происходит от английского слова «cope» (преодолевать), тем не менее, перевод с английского на русский язык содержит в себе трудности. Корзун С. в статье «Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению)» [8] объясняет, что слово «cope» используется как: «бороться, справляться, т.д.», а на русский язык переводится как «совладание», как адаптивное поведение или психологический преодоление. Л.А. Китаев-Смык в 1983 году, использует термин «купировании стресса», В.А. Бодров в 1995 году - «преодоление»», а Л.И. Анцыферова в 1994 году и Т.Л. Крюкова в 2005 году - «совладание». В отечественной психологии используется термин «совладание» в качестве перевода «coping». В данной статье «копинг» и «совладание» будут использоваться как синонимы.

Что касается значения понятия «копинг», то оно понимается как постоянные усилия по изменению когнитивных и поведенческих установок для того, чтобы справиться с определенными внешними и/или внутренними запросами, которые считаются сложными или превышают ресурсы человека [5]. Известно, что существует два типа копинг-стратегий: проблемно-фокусированные копинг и копинг избегания (эмоционально-фокусированные копинг). Проблемно-фокусированные копинг, как следует из названия, фокусируется на проблеме и пытается контролировать или устранить стрессовые факторы с помощью поведенческих и когнитивных стратегий. С другой стороны, копинг избегания объясняет, что люди стараются не думать об источнике проблемы и последствиях стресса, а вместо этого фокусируются на своих эмоциях. Копинг является ключевым фактором в снижении стресса и предотвращении негативных результатов обучения. Известно, что избегающее совладание иногда может быть полезным, вместе с тем в исследовании Агилар-Вафайе, М. Э. и Абиари М. [1] отмечается, что в долгосрочной перспективе оно может негативно отражаться на студентах. Те студенты, которые избегают говорить о своих проблемах или признаться в них, скорее всего, будут реагировать на стресс дезадаптивными способами. Такие реакции могут выражаться в употреблении наркотиков, нездоровом питании, идеализации самоубийства и т. д. [3].

Стили совладания также описываются как адаптивные и дезадаптивные. Объясняется, что копинг, основанный на эмоциях, как правило, выражается в неэффективных и вредных для здоровья способах. В то время как копинг, основанный на проблемах, приносит пользу человеку в целом [6]. Исследования подтверждают, что копинг-стили, которые считаются дезадаптивными, не всегда приводят к негативным результатам, а те, которые считаются адаптивными, не всегда приводят к позитивным результатам [2].

Для измерения и анализа механизмов совладания у студентов в ряде исследований проводился анализ ответов с помощью следующих методик: инвентарь копинг-ответов для взрослых (CRI-A), разработанный Рудольфом Х. Моосом; опросник «Копинг-стиль», который был разработан Роджером Д., Джарвисом Г. и Наджарианом Б. в 1993 году; и методика «Определение индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма.

В статье Gustems J., Calderon C., Calderón-Garrido D. «Стресс, стратегии преодоления и академическая успеваемость у студентов на педагогическом факультете», в рамках эмпирического исследования использовался опросник «Инвентарь копинг-ответов для взрослых (CRI-A)», который описывает различные степени стресса и стили копинга, изучалась взаимосвязь между стрессом, стратегиями преодоления и академической успеваемостью, а также выяснялось, может ли увеличение возраста студента уменьшить влияние стресса на академическую успеваемость. Ответы измерялись с помощью четырех шкал: двух шкал, измеряющих копинг, сфокусированный на проблеме, и двух шкал, измеряющих избегающий копинг. В результате было установлено, что студенты показали более высокие баллы по избегающим стратегиям преодоления (когнитивное избегание, принятие/покорность, поиск альтернативного вознаграждения и эмоциональная разрядка) [3], и следует отметить, что использование данной стратегии копинга считается негативным для студентов, поскольку они склонны пренебрегать своей учебой, что приводит к повышенному стрессу и дезорганизации.

В статье Палмера А. и Роджера С. «Осознанность, стресс и копинг среди студентов университета» изучались стили копинга, предпочитаемые первокурсниками. Эти стили разделены на четыре фактора: рациональный копинг (RATCOP), отстраненный копинг (DETCOP), эмоциональный копинг (EMCOP) и избегающий копинг (AVCOP). В результате было показано, что для студентов женского пола наиболее используемыми стилями копинга являются: эмоциональный копинг и рациональный копинг, а наименее используемыми - избегающий копинг и отстраненный копинг. С другой стороны, для студентов мужского пола наиболее используемыми стилями копинга являются эмоциональный копинг и отстраненный копинг. В то время как наименее используемыми стилями копинга являются избегающий копинг и рациональный копинг [6].

В исследовании Веляник Н.И., Сёминой М.В. рассматриваются копинг-стратегий у студентов разной формы обучения. Отмечается, что для формирования жизнеспособной, самодостаточной и развитой взрослой личности, студентам необходимо овладеть приемами правильного использования психических ресурсов, техниками саморегуляции и снижения эмоционального напряжения [7]. В исследовании была использована методика Э. Хайма «Определение индивидуальных копинг-стратегий» для диагностики структурно-динамических характеристик учебного стресса и копинг-стратегий студентов различных форм обучения в вузе с целью выявления различий в их проявлении у представителей данных эмпирических групп. Для исследования были определены две экспериментальные группы: студенты очной и заочной форм обучения. Было выявлено, что в группе студентов очной формы обучения в подгруппах «когнитивные» и «поведенческие копинг-стратегии» преобладают относительно-продуктивные копинг-стратегии, которые помогают избирательно, например, при не очень значимых сложностях или при небольшом стрессе. В подгруппе «эмоциональные копинг-стратегии» преобладают непродуктивные копинг-стратегии, студенты в ситуации стресса склонны подавлять эмоции в себе, впадать в отчаяние, проявлять агрессивность, что приводит к стагнации ситуации и лонгированию стресса. В результате было выявлено, что студенты заочной формы обучения склонны выбирать «относительно продуктивные копинг-стратегии» и «продуктивные копинг-стратегии», которые помогают быстро и эффективно справиться со стрессом.

В заключение можно отметить, что копинговые механизмы, часто выбираемые студентами университетов, склонны быть стратегиями, которые отрицательно влияют на их академическую успеваемость и развитие. Таким образом, это свидетельствует о необходимости уделять особое внимание пониманию факторов, вызывающих использование дезадаптивных копинг-стратегий, с целью разработки здоровых копинг-подходов для студентов, позволяющих лучше переносить стресс и тем самым улучшать благополучие студентов университета.

 

Список литературы:
1. Веляник Н.И., Сёмина М.В. Исследование копинг-стратегий у студентов разной формы обучения. Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021200 (дата обращения: 30.03.2025)
2. Корзун, С. А. Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению). Журнал «Проблемы управления». – 2010. – С. 11.
3. Aguilar-Vafaie, M. E., Abiari, M. Coping Response Inventory: Assessing Coping among Iranian College Students and Introductory Development of an Adapted Iranian Coping Response Inventory (CRI). Mental Health, Religion and Culture 10 (5), 2007. – 489–513 p.
4. Böke, B.N., Mills, D.J., Mettler, J., Heath, N.L. Stress and Coping Patterns of University Students. Journal of College Student Development. — 2019. —  № 60(1). — С. 85-103. 
5. Gustems-Carnicer, J. Calderón, C. Calderón-Garrido, D. Stress, coping strategies and academic achievement in teacher education students. European Journal of Teacher Education. — 2019. — № 42:3. — С. 375-390.
6. He, Jiayu. A Literature Review on Stress and Coping Strategies in Higher Education: Their Impact on Students Mental and Physical Health and Academic Performance. Lecture Notes in Education Psychology and Public Media. — 2023. — № 23. — С. 232-237.
7. Lazarus R., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer. — 1984. — C. 446.
8. Palmer, A., Rodger, S. Mindfulness, Stress, and Coping Among University Students. Canadian Journal of Counselling and Psychotherapy. — 2009. — № 43(3). — С. 198-212.