Статья:

ЧУЙСКИЙ ТРАКТ – ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДОРОГА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Дарвиш Д.Э. ЧУЙСКИЙ ТРАКТ – ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДОРОГА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 43(222). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/222/121524 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЧУЙСКИЙ ТРАКТ – ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДОРОГА

Дарвиш Дарина Эсматоллаевна
студент, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, РФ, г. Калининград

 

Есть в России дорога, которая известна в кругах путешественников всего мира, — Чуйский тракт. Это не просто дорога и даже не просто главная транспортная жила Алтая. Это гигантская достопримечательность, проходящая через четыре природные зоны — от степи до каменистой полупустыни, это один огромный памятник природы и истории протяжённостью сотни километров.

В 2014 году журнал National Geographic внес Чуйский тракт в десятку самых живописных дорог на планете. Головокружительные горы, бурные реки, бескрайние степи и сменяющие их богатые леса — всё это Чуйский тракт, живописная дорога, которая сама по себе является достопримечательностью Алтая. С тех пор популярность Алтая возросла и среди заграничных путешественников.

Официально Чуйским трактом называется автодорога Р-256 (некогда М52) Новосибирск — Бийск — Ташанта. Она тянется на 968 км от Новосибирска до границы с Монголией, а после пересечения границы продолжается автодорогой A0306 до монгольского города Улгий. Историческая часть Чуйского тракта берёт начало от города Бийска, примерно здесь и начинается всё самое красивое и насыщенное интересными объектами и сногсшибательными пейзажами.

Трасса популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков. На Чуйском тракте, в основном, на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал, в так называемом «Чемальском тупике», расположена курортная зона Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Туристы посещают озеро Ая, Чемал, Каракольские озёра, реку Чибитку, долину Чулышмана и перевал Кату-Ярык.

Ведётся масштабное строительство туристско-рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у села Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга).

Но наибольший интерес для видового, экологического и активного туризма представляют удалённые районы республики Алтай: Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский. Они крайне малонаселённы, количество турбаз и кемпингов также не велико, заправочные станции для автомобилей расположены в среднем на расстоянии 100—120 км. В селе Кош-Агач открыта АГНКС[9].

От Чуйского тракта начинаются самодеятельные маршруты по горным популярным у туристов хребтам — по Северо-Чуйскому  и Южно-Чуйскому . В селе Курай у тракта расположена гостиница «Ак-Тру», откуда осуществляется автодоставка туристов в долину реки Актру, к ледникам Правый Большой, Левый Большой и Малый Актру. Для путешествия по Чуйской степи и отрогам Южно-Чуйского хребта имеет смысл воспользоваться услугами перевозчиков из села Кош-Агач.

Развитием туризма на территории Республики Алтай занимается Министерство экономического развития и туризма республики Алтай[10].

Чуйский тракт является одной из самых древних дорог Республики Алтай, соединяющих Западную Сибирь с Центральной Азией. Этот путь, упоминаниt о котором содержится в китайских хрониках тысячелетней давности, сыграл большую роль в развитии русско-алтайских, русско-монгольских и русско-китайских отношений.

Настоящее же освоение Чуйского тракта началось в результате добровольного вхождения алтайцев в 1756 году в состав Российской империи. Первые упоминания о дороге в русские письменные источники встречается только с 1788г., когда русские достигли реки Чуя у Курайской степи. Поводом к началу торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище  Байхгач, где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединились и другие пограничные жители для обмена товаров у Чуйских двоеданцев (так назывались алтайские племена, которые платили дань одновременно русскому царю и китайскому императору).

Необходимость обустройства Чуйского пути и превращения его в колёсную дорогу существовала задолго до осуществления первых изыскательских работ на тракте. С особой остротой этот вопрос встал после реформы 1861 г., поскольку вовлечение Горного Алтая в состав Российской Империи сильно повлияла на развитие региона.

Летом 1914 года на Алтай пребывает искательная экспедиция под руководством инженера и писателя Вячеслава Шишкова, её цель — изучить новые прямые варианты дороги вдоль реки Катунь от Бийска через Майму и Усть-Сему, минуя Алтайское, Чергу и Шебалино[2]. Инженеры метр за метром наносили на карты новый и старый варианты Чуйского тракта, и после их изучения к концу 1916 года для улучшения и расширения был выбран современный маршрут трассы.

26 мая 1922 года Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения, тем не менее к середине 1920-х годов она уже 10 лет не ремонтировалась и пришла в полнейший упадок. Во время гражданской войны были разрушены почти все мосты через горные реки[6].

С 1991 г. Чуйский тракт стал называться автомобильной дорогой М-52 «Чуйский тракт». В 1993 г. образовано Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор», одной из функций которого стала реконструкция федеральной дороги М-52 «Чуйский тракт». В 1990-е гг. была построена обводная дорога и новый мостопереход, выводящий автомобили сразу на Чуйский тракт, минуя г. Бийск, реконструирован участок тракта в Курайской степи, возведен безопасный Ябоганский перевал. 3 августа 1999 г. был принят в эксплуатацию пункт весового контроля на автодороге Новосибирск-Бийск-Ташанта км 932+950 Чуйского тракта.

С 2011 по 2018 гг. прошла капитальная реконструкция тракта. Дорога местами стала четырёхполосной, с развязками, современными пешеходными переходами. Вдоль населенных пунктов были смонтированы шумозащитные экраны, автобусные остановки оборудованы заездными карманами.

В 2018 г. трасса поменяла обозначение и сегодня это федеральная трасса Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией (Р-256) или Чуйский тракт. Протяженность трассы от Новосибирска до границы с Монголией - около 968 км. Историческая часть дороги от Бийска до Монголии составляет 630 км. Трасса признана одной из самых красивых дорог России и мира. У дороги есть и собственный музей.

Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в Бийске на втором этаже отдела природы Бийского краеведческого музея имени В. Бианки. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы. Основателем и создателем Музея Чуйского тракта является Елена Грехова.

Таким образом, Чуйский тракт имеет интересную историю. Благодаря возникновению этой уникальной дороги, появились удивительные памятники истории и культуры.

На сегодняшний день имеется в Чуйской долине своя богатая инфраструктура. Она как серпантин проходит по проложенному пути, завораживая своей красотой   не только местных жителей, но и гостей.

В современное время Чуйский тракт является важным объектом мирового значения. Он связывает нас, как в те далекие времена, с Монголией и Китаем.

А наш взгляд данная дорога будет нам служить долго, оставляя новые следы в истории. И, конечно же, с течением времени она станет еще лучше и современнее.

 

Список литературы:
1. Сарычева Т. Путешествие по Чуйскому тракту. 2002.
2. Грехова Е. Чуйский тракт до монгольской границы: Историко-краеведческий очерк. — Бийск, 2006.
3. Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. Путеводитель / Авт.-сост.: М. В. Танкова, Т. И. Злобина, Т. В. Вдовина. — Изд. 2-е. — Барнаул: Пять плюс, 2010. — 256 с.
4. Алтай. Путеводитель серии Le Petit Fute. 1-е изд. — М., 1999.
5. Гармс О. Путешествие по Чуйскому тракту. Неизведанный Алтай. — Барнаул, 2009.
6. Голев И.А. Горный инженер И.И. Биль - устроитель Чуйского тракта // Этюды культуры: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 2018 г. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018. С. 587‒593.
7. Матушина С.Ю. История дорожного дела на Алтае. 1900-2000 гг. Барнаул, 2000. 26 с.; 
8. Матушина С.Ю. 75 лет со дня образования Алтайской краевой дорожной организации (ныне Краевое государственное учреждение «Алтайавтодор» // Алтайский край, 2010 г.: календарь знаменательных и памятных дат. Барнаул, 2011. С. 97-101; 
9. Матушина С.Ю. История Управления автомобильных дорог Алтайского края КГКУ «Алтайавтодор» [Электронный ресурс] // Алтайавтодор. URL: http://www.altdor.ru/index.php/historv