Статья:

Значение песен Великой Отечественной войны для русского народа

Конференция: XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Буслаева А.А. Значение песен Великой Отечественной войны для русского народа // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(93). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(93).pdf (дата обращения: 20.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение песен Великой Отечественной войны для русского народа

Буслаева Алина Андреевна
студент Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Иркутск
Сафонов Михаил Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Иркутск

 

THE SIGNIFICANCE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR SONGS FOR THE RUSSIAN PEOPLE

 

Alina Buslaeva

Student of Irkutsk Institute (branch's) All-Russian state University of justice (RPA of the Ministry of justice of Russia), Russia, Irkutsk,

Mikhail Safonov

Candidate of law, Associate professor, Irkutsk Institute  (branch's) All-Russian state University of justice (RPA of the Ministry of  justice of Russia), Russia, Irkutsk,

 

Аннотация. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. навсегда останется одним из главных трагических событий в истории России и всего Мира. В данной статье раскрывается роль и значение музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны для советского народа. 

Abstract. The Great Patriotic war of 1941-1945 will forever remain one of the main tragic events in the history of Russia and the World. This article reveals the role and significance of musical art during the great Patriotic war for the Soviet people.

 

Ключевые слова: песня, война, Великая Отечественная война, музыка, значение песни, фронтовая поэзия, поэзия, «окопное творчество».   

Keywords: song, war, Great Patriotic war, music, song meaning, frontline poetry, poetry, «trench art».

 

Великая Отечественная война – это самое значимое и страшное событие для русского народа.

Семьдесят пять лет назад закончилась Великая Отечественная война. Военные годы подарили нам множество замечательных патриотических и лирических песен. Песни, навсегда ушедшие в народ, как правило, создаются в переломные моменты истории.

Несмотря на то, что простые люди и многие сферы культурной жизни подверглись жестокому нападению нацистской Германии, музыкальное искусство не стало увядать. Именно музыка стала путеводной звездой для людей, потерявших веру и надежду на спасение в этот тяжёлый период – период войны.

Великий полководец России, генералиссимус А. Суворов утверждал: «Музыка удваивает и утраивает армию... С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил» [1].

Война и песня… Что может быть общего? Рассматривая данный вопрос можно увидеть, что песня в это тяжёлое и голодное время поднимала боевой дух у всего советского народа, помогала собраться с силами и преодолевать трудности на пути к Победе. Ничто не сплачивало солдат так, как песня. Каждый военный год рождал новую песню, в результате чего создалась целая «музыкальная копилка» песен о войне, которые мы слышим и в настоящее время. Множество поколений сменилось, но песни живут в наших сердцах и передаются по наследству от наших прадедов и дедов до нас и нашего будущего поколения.

Народная мудрость гласит: музыка, как лекарство – лечит душу и даёт силы жить дальше, несмотря на все подводные камни, подготовленные судьбой.

Самой важной песней в военные годы является «Священная война». 

Согласно официальной версии, впервые была исполнена красноармейцами на Белорусском вокзале столицы уже 27 июня 1941г. Накануне группа из Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР под управлением А.В. Александрова провела напряженную репетицию. Слова и ноты Александров писал мелом на доске, так как печатать их не было времени, а певцы и музыканты переписывали их в свои тетради. Вечером «Священная война» вместе с многочисленными эшелонами и бойцами отправилась на фронт. По воспоминаниям современников, песню в этот день исполняли пять раз подряд. В мае 2005 г. в память об этом событии на здании вокзала была установлена мемориальная доска [2, с.127].

Эта песня-гимн стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

На примере этой песни прослеживаются важные достоинства всех песен того времени — их оперативность и понятность, душевная страстность и героический порыв.

Ярким примером военной музыки, поднимающей дух, служила «Седьмая симфония» Д. Шостаковича, сразу ставшая символом сопротивления советского народа фашистским захватчикам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.

К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А. Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича.

Гимн Брянской области «Шумел сурово Брянский лес» – это еще одна песня, носящая патриотический характер.

Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта поступила радиограмма следующего содержания: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню!» [3, с 23] .

Нельзя на войне было и без песен, имеющих танцевальную направленность. Так родился «Случайный вальс». Стихотворение Евгения Долматовского «Танцы до утра» было впервые опубликовано в одном из февральских номеров газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия» за 1942 год. В декабре того же года в районе Сталинграда Долматовский встретился с композитором Марком Фрадкиным, в соавторстве с которым была ранее создана «Песня о Днепре».

У них зародилась идея превратить стихотворение в песню. По словам Долматовского, вскоре после того, как он прочёл Фрадкину строки из стихотворения, тот «на трофейном аккордеоне... наиграл... вальсовую мелодию, навеянную этим стихотворением» [4, с.2].

Лирическая песня «Журавли» – крик души тех бойцов, кто не смог

вернуться домой, увидеть своих матерей и подросших детей. Автором этого великого произведения является дагестанский поэт Расул Гамзатов.

Образ погибшего солдата, превратившегося в птицу, узнаётся девушкой, ждущей своего любимого, погибшего на фронте. В 1972 году высокая стелла с летящими журавлями появилась на въезде в город Чирчик, в Узбекской ССР. В основании памятника выгравированы начальные строки стихотворения «Журавли» и имя автора: Расул Гамзатов.

Очень известен Муса Джалиль –  советский татарский поэт и журналист, военный корреспондент. Поэт писал даже тогда, когда был ранен и находился в плену. Веря в могущество Слов, Муса писал о родной земле, верности долгу, любви к Родине, жизни на воле. Многие его стихи были написаны в песенной манере.

Во многих своих произведениях поэт утверждал, что лучше отдать жизнь за Родину и победу в войне, нежели стать предателем.

Особую популярность в годы войны получила песня «Катюша». Она стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом, олицетворением девушки того времени, ведь миллионы людей воспринимали героиню песни, как реально существующего человека.

Замечателен тот факт, что в период военного времени появился такой жанр в поэзии, как «окопное творчество». Журнал «Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана» продолжает публиковать произведения, написанные солдатами Великой Отечественной. В промежутках между боевыми столкновениями, солдаты опять на короткое время превращались в сапожников, слесарей, артистов, жестянщиков и резчиков по дереву. Человек брал в руки перочинный нож, блокнот с карандашом... и творил для души. Так рождались великие произведения, поднимающие дух солдатам и помогающие пережить то страшное и голодное время.

Известной песней так же является «Тёмная ночь», написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым.

В 1943 году, во время работы над кинокартиной «Два бойца», режиссёр Леонид Луков никак не мог правдоподобно снять сюжет с солдатом, пишущим письмо своей любимой женщине. После множества неудачных попыток, Лукова озарила мысль, что этому фильму необходима нежная песня. Он обратился за помощью к знакомому композитору Н. Богословскому, который в одно мгновенье сочинил подходящую мелодию. После Луков вместе с Богословским последовали к поэту Агатову, который так же молниеносно написал текст к уже готовой музыке. Тотчас, глубокой ночью, был разбужен главный актёр фильма, Марк Бернес, и вскоре фонограмма песни была готова, а буквально на следующий день кадр был полностью отснят. Главный герой фильма, Аркадий Дзюбин, исполняет эту песню на гитаре ночью, во время дождя, в землянке, с протекающей кровлей [5]. Таким образом, из вышеперечисленного можно сделать вывод, что Великая Отечественная война будет жить благодаря песням и людям, которые из года в год вспоминают то страшное время и чтят память погибших.

Строки песен военных лет близки человеку, вызывают различные эмоции: ветераны предаются ностальгии, плачут, вспоминая все страхи военного времени, погибших друзей и родных; подростки осознают, что значит слово «война» в действительности, начинают в большей степени ценить жизнь и радоваться мирному времени в настоящем.

Именно такая музыка вдохновляет нас, помогает в каких-то важных делах, а иногда и меняет мировоззрение.

Песня – это удивительное сотворение человечества и она способна на все. Именно благодаря песне, русский народ смог одержать победу над фашисткой Германией.

 

Список литературы:
1. Газета учителя. № 26 от 28 июня 2005 г. // Газета учителя. Архив номеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/8669 (дата обращения: 20.05.2020).
2. Бороздина П.А. Песни любви и гнева (к 70-лнтию победы совет-ского народа в Великой Отечественной войне) // Берегиня. 777. Сова: обще-ство. Политика. Экономика. 2015. №1. С.126-133.
3. Хамидуллин Б. Война… Судьбы… Память… Песни… // Ка-зань:«Идель-Пресс», 2015. 303 с. 
4. Кукуй Э. Истории песни «Случайный Вальс». // Портал «Сти-хи.ру» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.stihi.ru/2017/05/08/977 (дата обращения: 20.05.2020).
5. История создания двух песен из фильма: «Два бойца». // «На за-валинке»: музыкальная соцсеть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tunnel.ru (дата обращения: 20.05.2020).