Статья:

Путешествие в мир прекрасного. Алуптинский дворцово-парковый ансамбль.

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Голикова Е.С. Путешествие в мир прекрасного. Алуптинский дворцово-парковый ансамбль. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Путешествие в мир прекрасного. Алуптинский дворцово-парковый ансамбль.

Голикова Екатерина Сергеевна
студент II курса магистратуры направления подготовки «туризм» Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», РФ, г.Севастополь

 

Отдыхать всегда хочется в непривычной обстановке, в гармонии с природой, открыть для себя что-то новое или окунуться в атмосферу приятных воспоминаний. И для этого лучшим маршрутом выходного дня можно быть посещение Алуптинского парка.

Прогуливаясь по живописным полянам Воронцовского парка, таинственным гротам, загадочным тропинкам, чудесным аллеям, любуясь великолепным видом моря и гор, вдыхая ароматы хвойных деревьев, ощутите чистоту и свежесть самой природы, получите эстетическое настроение. И не важно, в какое время годы вы отправитесь в путешествие. Парк прекрасен всегда: летом он защитит от зноя, а зимой словно перенесёт вас, в райский сад с вечнозелеными растениями, пением птиц, журчанием горных источников, и шумом водопадов. Здесь забываешь о течение времени, приходит понимание бесконечности жизни.

Чтобы попасть сюда, мы едем в Алупку. Этот небольшой курортный городок расположен у отрогов самой красивой горы Южного берега Крыма – Ай-Петри. Бескрайние просторы моря, дикий хаос камней, зеленые оазисы растительности, навевают романтическое настроение.

«Кто не бывал в Алупке, тот не бывал в Крыму» – слова известного писателя Евгения Маркова, как нельзя точно выразили суть этого благодатного места на Южном берегу. Здесь оставили следы своей материальной культуры тавры, греки, генуэзцы. Красота здешней природы отразились в трудах путешественников, поэтов, художников.

Здесь, в Алупке, останавливался во время своего путешествия по Крыму в 1820 г. А.С. Пушкин, а пятью годами спустя А.С.Грибоедов.

Позднее Алупку прославила усадьба князей Воронцовых – ныне выдающийся памятник русской культуры эпохи романтизма 30–40 годов XIX в. Великолепный дворцово-парковый ансамбль пользуется всемирной известностью за удивительную сочетавшуюся с окружающей природой красоту архитектуры. Дворец и парк в Алупке принадлежат к тем сокровищам мировой культуры, что и знаменитые подмосковные и петербургские пригородные создания дворцово-паркового искусства. Кому мы обязаны такому парку для души?

Сорокалетний генерал-лейтенант, сын русского посла в Англии, бывший командир отдельного корпуса в Париже, граф Михаил Семенович Воронцов в ореоле воинской славы возвращается в Россию, где в 1823 году ему предстоит вступить в должность генерал-губернатора Новороссийского края. Дороги – путь к процветанию края. Прокладывая их начинает свою деятельность новый наместник. «Чудная дорога – памятник Воронцову», – записал в дневнике В.А. Жуковский, проехав в 1837 году от Симферополя до Севастополя. Крыму отводилась особая роль в укреплении военного и экономического могущества юга России. Освоение земель под сады и виноградники, развитие овцеводства, табаководства, а также виноделия, сулило в будущем больше выгоды, развивало торговлю и судоходство на Черном море. Воронцов подает личный пример и скупает в Крыму обширные угодья, особенно на Южном берегу. По мере того как округлялись владения, генерал-губернатор все больше утверждался в желании сделать Алупку своей летней резиденцией. И уже в 1924 году начинает осуществлять замысел, проект поручили архитектору Ф.Эльсону. Это было временное пристанище, названное позднее Азиатским павильоном. Одновременно, закладывался еще один павильон на берегу моря, похожий на индийскую мечеть. Несколько позднее началось строительство православной церкви в честь небесного Архистратига Михаила, напоминающую известный Храм Тезея в Афинах, и Итальянской гостиницы. Ниже дом садовника со всеми необходимыми службами: питомником, оранжереей, и рассадником. Уже в 1824 г. появляется садовник Карл Кебах и сразу начались посадки садовых и декоративных садов. Основным источником посадки саженцев стал Никиткий ботанический сад. В середине XIX века флора парка содержала около 2700 видов кустарников и деревьев, не считая моря цветов из которых рощ разводилось более 2000 сортов. А. Такое иноземное растение, как магнолия крупноцветное, стало привычным атрибутом крупноцветных, благодаря Никиту Семеновичу Воронцову который собственноручно высадил деревья, выращиваемые раннее в оранжереях как кустарниковое растение. Эти деревья стали предметом гордости жителей Алупки.

Виноградный сад имел до 600 сортов лоз, в оливковом росло 6000 деревьев, столько же имел фруктовый сад.

К наиболее к трудоемким работам привлекали саперов строительного батальона полковника Шипилова П.В., занятого прокладкой южнобережного шоссе. Подрывая порохом скалы намечая дороги и тропинки в парке. На месте будущего Малого хаоса пробили Ущелье гротов, подготовили каменное ложе для водопадов, каскадов, ручьев и водоемов. Убирались тысячи тонн камней и взамен на поля привозился чернозем с юга Украины, приносилась в мешках плодородная почва с Ай-Петринской яйлы. Благодаря правильно продуманной дренажной системе, индивидуальному уходу за некоторыми растениями, особому режиму питания многие очень редкие и прихотливые растения вполне укрепились и чувствовали себя не хуже чем на родине. Одновременно с обустройством парка шла и подготовка фундамента под будущий дворец. Место выбиралось тщательным образом, по личному указанию М.С.Воронцова. Новый проект для строительства подготовил английский архитектор Эдуард Блор – профессиональный историк, реставратор, приверженец стиля "тюдор", который никогда не бывал в Алупке, а лишь имел на руках планы и виды ее. Проект дворца своим ассиметричным планом напоминает родовые феодальные замки: те же отдельные корпуса, фланкированные разнообразными по высоте и башнями, стены укрепленными контрфорсами, множество открытых и закрытых переходов, лестниц-двориков. За строительством дворца наблюдал ученик Блора Вильям Гунт. Мастеровых набирали со всей России. Потомственные московские и владимировские каменотесы и камнерезы, резчики по дереву, искусные вологодские столяры и краснодеревщики. Количество рабочих, занятых на строительстве, колебалось в зависимости от сезона от 100 до 1000 человек. Дворцовой комплекс с его горизонтальной протяженностью корпусов и парк, поднимающийся от берега моря по бровке рельефа, каждый по своему раскрывает страницы истории: первый - летопись средневекового зодчества, второй – европейского паркостроения. Весь ансамбль в целом связан с запредельными картинами природы, рельеф которой в районе Алупке представляет собой форму амфитеатра. Прямо над берегом моря в него вписан малый амфитеатр – овальная куртина, не сходящая в орхестре, в центре которой находится «Чайный домик». Автор «Крымских очерков» Е.Марков так описал этот уголок: афинские пропилеи стоят со своими стройными колонами на поляне глядя на далекое море. Старые платаны протягивают свои ветви плоским шатром. Разбитый античный саркофаг с барельефами, опрокинутыми античные амфоры и статуя фонтана, тихо звенящая о древний мрамор – просто отрывок пустынных берегов Эллады ...»

Непосредственно перед самим дворцом раскинулась Львиная терраса. Её решение – это причудливое цветение садов Альгамбры и ренессансной Италии, тюдоровских цветников, бахчисарайских двориков. Тут есть всё, чем славилось паркостроение в XVI в. На парапетах подпорной стены установлены вазы каррарского мрамора. Среди стриженной растительности берет начало широкая чуть трапециевидная лестница из диабаза с мраморными фигурами спящего, пробуждающегося и сторожащих львов. Уникальным в художественном отношении является и верхний парк. Она заключается во внешних признаках невмешательства человека, будто сама природа создала все вокруг. Малый хаос – сад медитаций, череда зелённых интерьеров, место уединения среди невысоких скал и гротов, черемуховых, кизиловым, самшитовых и лавровых ширм. Сначала путника встречает низвергающиеся с отвеса скалы поток, дальше устроен журчащий под камнями деревьев источник, а впереди двойной каскад. Петляя тропинками ущелье гротов, путник неожиданно оказывается на открытом пространстве Платановой поляне, на которой мощные, освещенный солнцем деревья словно славян красоту и мудрость природы. В отличие от нижнего парка, где самый большой водоём – Чёрное море, в верхнем парке всё посвящено горам. Их вид оказывает наиболее сильное эмоциональное впечатление. Во время прогулки нас ждёт встреча с горным Лебединым озером, окружённым камнями и скалами, в центре которого высится пирамида-фонтан. Тут же, рядом, другое озеро – мягкое и лирическое по настроению. Зеркальное озеро почти прячется среди скал и густых зарослей. Дно выложено плоскими диабазовыми камнями. Сверху шатром нависают деревья. Особая чистота и прозрачность воды образуют зеркальное отражение парка. Поднявшись по извилистой тернистой тропинке, выходим к подножью Большого хаоса. Эти каменные нагроможденья образовались в результате разрушения застывшей магматической лавы извергшегося 150 млн. лет назад вулкана, олицетворяют грозные силы стихии. Отсюда, спускаясь к востоку, непременно встретишь пейзаж, контрастный предыдущему. Это Солнечная поляна. Она самая большая в парке. В центре группа высоких стройных гигантов: здесь и крымская сосна, ливанский кедр, голубая ель и итальянская пиния, а у западной границы поляны пирамидальные стройные кипарисы.

Прогулка по парку – лучший отдых и для души и укрепления физического здоровья. Алуптинский Дворцово-парковый комплекс пользуется большой популярностью у туристов, ежегодно его посещает более полумиллиона экскурсантов. Площадь парка 40 га. Прогулка по нему может занять столько времени, сколько вы пожелаете. Посещение парка бесплатно, кроме Южных террас. Их вы можете посетить, купив билет в Воронцовский дворец-музей.

Приятного вам отдыха!

 

Список литературы:
1. Галиченко А.А. Алупка. Дворец и парк. – Киев: Мистецтво, 1992. – 239 с.
2. Галиченко А.А. Старинные усадьбы Крыма. – 3-е изд. – Симферополь: Бизнес - Информ, 2010. – 416 с.
3. Марков Е.Л. Очерки Крыма. – Киев: Стилос, 2009 – 512 с.