Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сорокина Е.Д. ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 43(222). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/222/121528 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сорокина Екатерина Дмитриевна
студент, Институт Психологии и Образования Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, РФ, г. Липецк
Бычкова Елена Семёновна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования, Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, РФ, г. Липецк

 

RESEARCH OF PLAY ACTIVITY OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

 

Ekaterina Sorokina

Student, Institute of Psychology and Education Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Russia, Lipetsk

Elena Bychkova

Scientific director, Cand. Ped. Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Pedagogy and Special Education, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Russia, Lipetsk

 

Аннотация. В статье даются теоретические основы использования сюжетно-ролевых игр в процессе воспитания дошкольников с задержкой психического развития, делается акцент на значение игр в развитии детей, приводятся примеры контактов ребёнка со взрослым в процессе игровой деятельности, раскрывается важность игры для ребёнка в дошкольном возрасте.

Abstract. The article provides the theoretical foundations for the use of story-role-playing games in the process of educating preschoolers with mental retardation, focuses on the importance of games in the development of children, provides examples of contacts between a child and an adult in the process of gaming, reveals the importance of games for a child in preschool age.

 

Ключевые слова: задержка психического развития, ребенок, дошкольник, игра, игровая деятельность, детский сад.

Keywords: mental retardation, child, preschooler, game, play activity, kindergarten.

 

Вопрос актуальности исследования состоит в том, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии детей. Главная психолого-педагогическая проблема задержки психического развития у детей – это своевременное выявление у детей данного нарушения, а в настоящее время не всегда возможно это сделать, поэтому, педагогически грамотно заниматься выявлением нарушения именно в дошкольном возрасте.

Основной причиной этого является низкий уровень изучения основного вида деятельности детей, направлений его развития и поведения, особенности прохождения ЗПР в его границах, то есть, в естественных условиях для психических процессов.

Особые моменты в работах Е.К. Ивановой, У.В. Ульенковой говорят о том, что игровая деятельность детей с ЗПР, во многом отличается от игрового процесса их здоровых сверстников.

А так же, Н.Л. Белопольская и И.Ф. Марковская в своих исследованиях отмечают, что при видимом преобладании интересов к игре над учебными интересами, у дошкольников с задержкой психического развития в играх отчетливо выступают однообразие, слабость воображения и отсутствие творчества. Усложнение правил игры чаще всего приводит к ее окончанию.

Целью данной работы является изучение игровой деятельности детей с задержкой психического развития в детском саду.

Объект исследования: сюжетно-ролевые игры

Предмет исследования: свободная деятельность дошкольников

Гипотеза исследования: участие детей с задержкой психического развития в сюжетно-ролевых играх положительно скажется на коррекции их состояния.

Игра - вид деятельности, мотивом которой является сам процесс. Игра играет огромную роль в воспитании и развитии ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств [1].

Игру в дошкольном возрасте ничем не заменить. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.  Рассмотрим подробнее значение сюжетно-ролевой игры для психического развития ребенка в своей работе. У дошкольников с задержкой психического развития очень медленно и с трудом формируются высшие духовные качества: совесть, чувство долга, ответственность, самоотверженность и другие. Иногда дети с задержкой психического развития высказывают мысли и показывают поведение, совершенно не подходящие их детскому возрасту: жизненное безразличие, ненависть к людям, отсутствие желания двигаться, действовать, утеря всяких детских интересов и привязанностей. Преобладающие у ребенка переживания образуют черты его характера (угрюмость, раздражительность, гневливость, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие и т.д.) [3].

Среди этапов развития главная роль и значение принадлежит периодам раннего детства, где происходит знакомство ребенка с окружающим миром и формируются его первые поведенческие реакции и черты характера. Ребенок приходит в мир, имея определенный индивидуальный набор задатков способностей, талантов и возможностей. От того, как пройдет период начального становления личности, в дальнейшем будет зависеть физические, психические и социальные возможности ребенка, его поведение в целом [9].

Исследовательская работа была проведена в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующая коррекционная работа, контрольный эксперимент. В исследовании участвовали 12 детей с разными уровнями задержки психического развития в возрасте от 6 до 7 лет. Все они посещают специальную группу детского сада. Все дети, принимавшие участие в эксперименте имеют диагноз задержка психического развития. У каждого ребенка индивидуальный уровень развития игровой деятельности, разные способности и возможности.

Проведенное исследование показало, что к окончанию каждого задания активность игровой деятельности детей падает, пропадает интерес и желание. При дополнительной мотивации детей, их активность становилась гораздо выше, нежели, в ситуациях, когда необходимо было проявлять инициативу самому ребёнку. Это говорит, о слабом уровне развития у детей мотивационной сферы.

Проанализировав материалы, было выявлено, что у всех исследуемых дошкольников с задержкой психического развития резко снижена активность в процессе самостоятельной игровой деятельности, редко проявляется или совсем отсутствует интерес к различным играм и игрушкам.

Исследование показало, что подгруппа дошкольников с задержкой психического развития по уровню сформированности игровой деятельности неоднозначна. Дети, имея общие для всех дошкольников с задержкой психического развития черты, характеризующие их поведение и игровую деятельность, демонстрируют свои индивидуальные способности овладения игрой.

Так, дети с задержкой психического развития, при общем недоразвитии речи все же создают игровые действия. Только с помощью действий можно определить роль, которую взял на себя ребенок.

Заключение. Наблюдения показали, что дети с задержкой психического развития очень редко вступали в контакт со взрослыми во время игры. Когда возникали трудности, они в основном прекращали деятельность, а не обращались за помощью. В редком контакте со взрослыми преобладали деловые черты, которые были представлены в его фразах, просьбах и вопросах. Обращений ребёнка к взрослому как к партнеру по игровой деятельности не наблюдалось. Как в процессе игры, так и при выполнении практических заданий количество контактов у детей было достаточно мало. Личностные взаимодействия детей со взрослыми наблюдались очень редко. Многие дошкольники не пытались добиться оценки своих качеств от взрослого в развернутом виде. Их устраивало простое одобрение, по типу как: «молодец», «хорошо» или в форме обнимания, поглаживания. По своей инициативе они достаточно редко обращались за похвалой. Несмотря на все вышеперечисленное, дошкольники очень чувствительны к хорошему отношению к ним. Дети сразу пытаются сделать общение более продолжительным, продуктивность игровой деятельности при этом растет, реже отказываются от совместной деятельности.

Таким образом, были определены следующие аспекты эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития:

Детям с такой патологией свойственны частые переходы от активности состоянию пассивности, быстрому изменению настроения, что связано с нервно-психическими расстройствами.  Вместе с тем и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем выполнения работы и др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, отвлекаться, переживать. Одни дети становятся вялыми, пассивными, отказываются от выполнения работы; другие – сильно возбудимы, расторможены, беспокойны, не сидят на месте. Такие дети при выполнении задания часто нуждаются в помощи взрослого[3].

В работе с ними нужно учитывать особенности их развития и применять разнообразные психолого-педагогические приемы, т.е. нельзя давать задание всем одновременно, здесь требуется индивидуальный подход к каждому ребёнку, индивидуальная работа с каждым. Наиболее нарушенными в эмоционально-личностном развитии старших школьников с задержкой психического развития являются следующие параметры:

  • Настроение,
  • Активность (работоспособность),
  • Самооценка,
  • Поведенческие и речевые возможности.

Это обусловлено множеством разных факторов (как незрелостью эмоциональной сферы, так и условиями воспитания, межличностными отношениями, защитой от окружающих, и т.д.).

 

Список литературы:
1. Аникеева, Н.П. Дети с ЗПР, проблемы и развитие в ДОУ [Текст] / Н.П. Аникеева. – М. : Логос, 2013 – 396с.
2. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология – 2013 – №1 –С. 18–24.
3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2012 – № 6 – С. 62 – 68
4. Жеребкина В. Ф., Лапшина, Л. М. Педагогическая психология: учебно-методическое пособие. - Челябинск, Изд-во ЧГПУ. - 2012. - 316 с. 
5. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. – М. : ЮНИТИ, 2014 – 189 с.
6. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. – М. : Академия, 2015 – 184 с.
7. Недоспасова В.А. Учимся играть [Текст] / В.А. Недоспасова.– Тольятти: Центр медиаобразования, 2014 – 246 с.
8. Развитие детей с ЗПР [Текст] : Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М. : Апрель Пресс, 2012 – 176 с.
9. Эльконин Д.Б. Теории и проблемы исследования детской игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2014 – 256 с.