ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА
Аннотация. В статье рассмотрено понятие и сущность института антимонопольного комплаенса в Российской Федерации.
Ключевые слова: комплаенс, антимонопольный комплаенс, комплаенс-контроль, комплаенс стандарты, комплаенс-система.
Учитывая сложившиеся негативные последствия ограничения конкуренции, современное государство исходит из необходимости разработки и реализации специальной государственной политики – антимонопольной политики. Уполномоченным органом государственной власти в данной сфере признается Федеральная антимонопольная служба. К полномочиям указанного органа относятся вопросы выявления нарушений антимонопольного законодательства, выдача предписаний нарушителям, привлечение виновных лиц к установленной ответственности.
В свою очередь, отдельные меры, обеспечивающие условия для соблюдения хозяйствующими субъектами положений антимонопольного законодательства, необходимо принимать и в рамках конкретных хозяйствующих субъектов. В настоящее время ведутся дискуссии относительно целесообразности внедрения в деятельность хозяйствующих субъектов антимонопольного комплаенса.
Определение понятия антимонопольного комплаенса дано в п. 2 Положения об организации в ФАС России [4]. В соответствии с указанной правовой нормой антимонопольный комплаенс определяется как «совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения».
На основе приведенного определения понятия антимонопольного комплаенса могут быть выделены следующие цели его внедрения в деятельность хозяйствующих субъектов:
1) соблюдение требований антимонопольного законодательства;
2) предупреждение нарушений антимонопольного законодательства[5].
Необходимо отметить, что современное антимонопольное законодательство представлено значительным числом нормативно-правовых актов, содержащих в себе те или иные требования. Однако следует признать, что конкретный антимонопольный комплаенс, внедряемый для контроля внутренней деятельности определенной компании, будет направлен лишь на соблюдение только тех требований и запретов, которые относятся к сфере деятельности соответствующего хозяйствующего субъекта, а также к тем сферам, где могут быть допущены потенциальные нарушения таким субъектом.
Соответственно, антимонопольный комплаенс для каждого хозяйствующего субъекта будет иметь индивидуальное содержание, что зависит от присущих ему антимонопольных рисков. На основе указанного критерия могут быть выделены различные виды антимонопольного комплаенса, что зависит от той сферы, на которую он направлен: сфера осуществления государственных и корпоративных закупок, сфера торговой деятельности, деятельности естественных монополий, тарифного регулирования и др. [3].
Обозначенные цели внедрения антимонопольного комплаенса соответствуют не только публичным интересам (в лице ФАС России), но и интересам отдельных хозяйствующих субъектов, поскольку применяемые меры позволяют предупредить возникновение негативных последствий для компаний (например, в виде несения имущественной ответственности за совершение нарушения антимонопольного законодательства). Так, в результате внедрения антимонопольного комплаенса интерес ФАС России выражается в создании условий для повышения знаний хозяйствующих субъектов в сфере антимонопольного законодательства, предупреждении совершения ими нарушений, предупреждении возникновения возможных спорных ситуаций в указанной сфере между хозяйствующими субъектами, сокращении необходимости в проведении контрольных мероприятий. В свою очередь, хозяйствующие субъекты в результате внедрения антимонопольного комплаенса могут предупредить случаи нарушения антимонопольного законодательства, минимизировать риски возникновения таких нарушений, освободиться от проведения плановых проверок антимонопольным органом и т.п. [1].
Несмотря на преимущества антимонопольного комплаенса, современные компании не стремятся внедрять его в свою деятельность, что связывается с потребностью несения существенных имущественных затрат, а также неочевидности последствий снижения административной нагрузки в случае допущения нарушения антимонопольного законодательства. Лишь отдельные крупные компании внедрили элементы антимонопольного комплаенса в свою деятельность (ПАО «МТС», Роснефть, Газпром, ПАО «Сбер», ООО «Пивоваренная компания «Балтика» и др.).
В свою очередь, государство, имея публичный интерес во внедрении системы антимонопольного комплаенса, не несет значительных имущественных издержек по его созданию, внедрению. В целях обеспечения баланса между публичными и частными интересами при внедрении системы антимонопольного комплаенса должны предоставляться хозяйствующим субъектам определенные преференции (например, в виде смягчения санкций за допущенные нарушения антимонопольного законодательства и др.).
В свою очередь, при внедрении антимонопольного комплаенса у хозяйствующего субъекта также возникают трудности в части регулирования кадрового вопроса. Основу антимонопольного комплаенса составляет управленческое взаимодействие между отдельными структурами компании (система менеджмента)[2].
Эффективность антимонопольного комплаенса будет зависеть от качества, ответственности действий сотрудников, осуществляющих полномочия в сфере комплаенса. От указанных лиц требуется также четкое знание положений действующего антимонопольного законодательства, практики его применения. Однако в настоящее время может наблюдаться дефицит необходимых специалистов, что связывается с отсутствием соответствующих образовательных стандартов.