Статья:

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рудь П.И., Солдатенко В.А. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122412 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рудь Полина Игоревна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Солдатенко Виктория Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Антонова Ольга Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Образование – это процесс, благодаря которому общество передает свои накопленные знания, навыки и ценности от одного поколения другому. 

Право на образование является одним из социально-культурных прав человека и относится ко «второму поколению» прав человека и представляет собой необходимое средство для реализации других прав. В настоящее время существует ряд международных правовых актов, в которых закреплено право на образование. Национальное законодательство Республики Беларусь также закрепляет данное право. Так, в соответствии со ст.49 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право на образование» [1].

Согласно ст.7 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»: «Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь…». А значит, прокурор осуществляет надзор в сфере образования. Основой для проверки исполнения законодательства в образовательной сфере являются сообщения и другие данные о нарушениях законности (п.3 ст.27) [2].

Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов, направленная на выявление и предупреждение нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами, посредством организации и проведения проверок, принятия законных мер по пресечению выявленных нарушений и устранению последствий, а также деятельность уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.

Для сравнения регулирования вопроса о надзоре в образовательной сфере берем в пример Российскую Федерацию. В соответствии со ст.93 Закона «Об образовании в Российской Федерации», государственный контроль (надзор) в сфере образования состоит из двух направлений: федеральный контроль (надзор) и контроль (надзор) качества образования, осуществляемый уполномоченными органами исполнительной власти. В этой же статье определен предмет контроля (надзора) в образовательной сфере:

1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;

2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий [3].

Изучив законодательство Республики Беларусь, в частности Кодекс об образовании (далее – Кодекс), можно сделать вывод о том, что контроль (надзор) образовательной сферы недостаточно полно регламентирован. Так, выделяется только контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования [4].

Надзор за исполнением законодательства об образовании является направлением прокурорской деятельности в рамках общего надзора, которое не получило организационного обособления и учета специфики данной сферы.

Все это вызывает необходимость совершенствования нормативных правовых актов, которые регулируют процесс надзора в сфере образования. Для решения проблем видится возможным уточнить предмет надзора, внести изменения в положения кодекса об образовании в части субъектов государственного контроля (надзора) в сфере образования.

На основании вышеизложенного, видится необходимым внесение изменений и дополнений в главу 13 Кодекса в следующем виде:

1) Глава 13 «Контроль, самоконтроль и надзор за обеспечением образования»;

2) На основании изученных норм Российской Федерации в данной сфере и наблюдаемой важной и быстро развивающейся необходимости в обеспечении достойных условий для детей в условиях инклюзивного обучения, внести дополнения в ст. 116 Кодекса в следующей редакции: «1. Контроль (надзор) за обеспечением качества образования – деятельность уполномоченных контролирующих (надзорных) органов (структурного подразделения с правами юридического лица Министерства образования, местных исполнительных и распорядительных органов, прокуратура в пределах своей компетенции) по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, требованиям инклюзивного образования, иным требованиям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными актами законодательства, образовательной и иной деятельности учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, требованиям законодательства об образовании.

2. Контроль (надзор) за обеспечением качества образования осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности».

3) Проведя аналогию со ст.11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», внести дополнения в  главу 13 Кодекса в следующем виде: статья 1171 Надзор за исполнением законодательства об образовании «1. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об образовании осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

2. При установлении нарушений законодательства в сфере образования прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, предусмотренные пунктом 4 статьи 27 Закона «О прокуратуре Республике Беларусь» с учетом специфики и характера образовательной сферы».

 

Список литературы:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.) // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2022.
2. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З: с изм. и доп. от 19 мая 2022г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ // КонсультантПлюс. Законодательство Российской Федерации – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. – Дата доступа: 14.12.2022.
4. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 янв. 2011 г. № 243-З : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.