ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование – это процесс, благодаря которому общество передает свои накопленные знания, навыки и ценности от одного поколения другому.
Право на образование является одним из социально-культурных прав человека и относится ко «второму поколению» прав человека и представляет собой необходимое средство для реализации других прав. В настоящее время существует ряд международных правовых актов, в которых закреплено право на образование. Национальное законодательство Республики Беларусь также закрепляет данное право. Так, в соответствии со ст.49 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право на образование» [1].
Согласно ст.7 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»: «Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь…». А значит, прокурор осуществляет надзор в сфере образования. Основой для проверки исполнения законодательства в образовательной сфере являются сообщения и другие данные о нарушениях законности (п.3 ст.27) [2].
Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов, направленная на выявление и предупреждение нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами, посредством организации и проведения проверок, принятия законных мер по пресечению выявленных нарушений и устранению последствий, а также деятельность уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.
Для сравнения регулирования вопроса о надзоре в образовательной сфере берем в пример Российскую Федерацию. В соответствии со ст.93 Закона «Об образовании в Российской Федерации», государственный контроль (надзор) в сфере образования состоит из двух направлений: федеральный контроль (надзор) и контроль (надзор) качества образования, осуществляемый уполномоченными органами исполнительной власти. В этой же статье определен предмет контроля (надзора) в образовательной сфере:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий [3].
Изучив законодательство Республики Беларусь, в частности Кодекс об образовании (далее – Кодекс), можно сделать вывод о том, что контроль (надзор) образовательной сферы недостаточно полно регламентирован. Так, выделяется только контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования [4].
Надзор за исполнением законодательства об образовании является направлением прокурорской деятельности в рамках общего надзора, которое не получило организационного обособления и учета специфики данной сферы.
Все это вызывает необходимость совершенствования нормативных правовых актов, которые регулируют процесс надзора в сфере образования. Для решения проблем видится возможным уточнить предмет надзора, внести изменения в положения кодекса об образовании в части субъектов государственного контроля (надзора) в сфере образования.
На основании вышеизложенного, видится необходимым внесение изменений и дополнений в главу 13 Кодекса в следующем виде:
1) Глава 13 «Контроль, самоконтроль и надзор за обеспечением образования»;
2) На основании изученных норм Российской Федерации в данной сфере и наблюдаемой важной и быстро развивающейся необходимости в обеспечении достойных условий для детей в условиях инклюзивного обучения, внести дополнения в ст. 116 Кодекса в следующей редакции: «1. Контроль (надзор) за обеспечением качества образования – деятельность уполномоченных контролирующих (надзорных) органов (структурного подразделения с правами юридического лица Министерства образования, местных исполнительных и распорядительных органов, прокуратура в пределах своей компетенции) по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, требованиям инклюзивного образования, иным требованиям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными актами законодательства, образовательной и иной деятельности учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, требованиям законодательства об образовании.
2. Контроль (надзор) за обеспечением качества образования осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности».
3) Проведя аналогию со ст.11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», внести дополнения в главу 13 Кодекса в следующем виде: статья 1171 Надзор за исполнением законодательства об образовании «1. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об образовании осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.
2. При установлении нарушений законодательства в сфере образования прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, предусмотренные пунктом 4 статьи 27 Закона «О прокуратуре Республике Беларусь» с учетом специфики и характера образовательной сферы».