Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Малева А.Б. ОРГАНИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122494 (дата обращения: 21.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Малева Анастасия Борисовна
ординатор, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

ВВЕДЕНИЕ

События 2019 года в очередной раз продемонстрировали населению всего мира чрезвычайную важность качественной подготовки не только медицинских работников, но и специалистов фармацевтического профиля, оказывающих непосредственное влияние на исследования и разработку лекарственных препаратов способных победить болезнь[1]. Первой ступенью успеха является качественное фармацевтическое образование, способное заложить основы для дальнейшей карьеры. В таких вопросах необходимо всегда ориентироваться на лидеров в своей области, государства, чья фармацевтическая система работает безукоризненно, и кто является разработчиком и поставщиком самых инновационных и эффективных лекарственных препаратов. Одной из таких стран, несомненно, является Германия, чьи лекарственные препараты известны и используются во всем мире. Можно привести множество причин, по которым фармацевтическая отрасль этой страны настолько успешна, но давайте начнём с главной из них – качественного фармацевтического образования, позволяющего выращивать специалистов международного уровня.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель – изучение структуры фармацевтического образования в Германии и России, их сравнение.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для получения информации был осуществлен поиск публикаций и скрининг соответствующей литературы путем систематического обзора через базы данных Pub Med и Web of Science, а так же следующие источники поиска:

1)Поисковые интернет-системы (Google Scholar*, Yandex);

2) каталог статей научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU;

Для поиска были использованы ключевые слова «фармация в Германии», «фармацевтическое образование в разных странах», «фармацевтическое образование в России», «особенности фармацевтического образования в России и Германии», «фармацевт в Германии», «особенности немецких медицинских вузов» и другие однокоренные слова.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Фармацевтическое образование в Германии

1.1. Поступление

В Германии существуют общенациональные ограничения приема на обучение по специальности фармация. Подача заявки на место для учебы, а также окончательное распределение осуществляется централизованно специальным фондом (расположенным в городе Дортмунд). Задачей этого фонда является поддержка университетов в проведении процедуры приема кандидатов. Он координирует распределение учебных мест с ограниченным приемом, таких как фармация, но не определяет количество студентов-фармацевтов по всей Германии (независимо от этого, фонд также отвечает за распределение учебных программ в области медицины человека, ветеринарии и стоматологии).Чтобы получить место для обучения фармации,в этот фонд необходимо подать заявку с конкретным запросом предмета исследования, т.е. аптеки. Причина такого подхода в том, что количество абитуриентов значительно превышает количество доступных учебных мест. Таким образом, централизованное распределение предназначено для обеспечения справедливости по всей стране [2].

Процедуру распределения можно по существу разделить на три части. Она охватывает квоту на лучший аттестат о среднем образовании, квоту на дополнительные способности и квоту на соответствие требованиям руководящих принципов университетов.

Большинство учебных мест, а именно 60%, присуждаются в процессе внутреннего отбора проводимого университетом.

В этом контексте стоит отметить, что фонд выступает только в качестве координатора для соответствующих университетов. Конкретные университеты сами определяют принципы отбора претендентов на место учебы.

1.2. Места учебы

Всего в Германии есть 22 места, где можно изучать фармацию. В 2020/2021 учебном году в 22 кампусах обучалось в общей сложности 16307 студентов-фармацевтов, что соответствует увеличению числа студентов примерно на 20% по сравнению с 2011/2012 учебным годом (13603 студента-фармацевта)[3].Постоянное увеличение числа студентов можно рассматривать как результат растущего спроса на фармацевтов. Учиться можно практически во всех федеральных землях Германии, за двумя исключениями, а именно в Бремене и Бранденбурге. 22 фармацевтических учебных заведения в Германии существенно различаются тем, можно ли начать обучение только в зимнем семестре или дополнительно в летнем семестре.

1.3. Структура обучения

Программа обучения фармации регулируется на всей территории Германии в установленном законом порядке, так называемых «Правилах лицензирования фармацевтов»[4].В целом обучение можно разделить на три части. Обязательный стандартный срок обучения в университете составляет восемь семестров. Из них четыре семестра тратятся на базовые исследования и еще четыре на основные исследования. Затем следует неуниверситетская часть, чтобы получить полное образование и стать фармацевтом. Она длится еще два семестра. По окончании каждой из этих трех частей происходит выпускной с государственным экзаменом.

В ходе базовых занятий изучаются фундаментальные принципы естественнонаучных предметов. Отдельные лекции, семинары и лабораторно-практические курсы определены в официальных регламентах и относятся к четырем различным предметным областям.

Прохождение 8-недельной практики в период отсутствия лекций также является обязательным в ходе основного обучения. В государственной аптеке необходимо провести не менее четырех недель. Кроме того, четыре недели можно провести в больничной аптеке, в фармацевтической промышленности или в исследовательском институте лекарственных средств. Целью стажировки является ознакомление студентов с фармацевтической деятельностью, организацией и порядком работы во внебольничной аптеке уже во время их основного обучения [5].

Все проводимые во время обучения экзамены стандартизированы на территории всей страны. Их организацией и проведением занимается специальный институт. Под каждый экзамен отведен один день. Экзамен представляет собой тест с вариантами ответов. Все четыре экзамена имеют одинаковый вес и содержат от 80 до 100 вопросов [6].

По окончании основной программы обучения проводится вторая часть фармацевтического экзамена. Экзамен проводится по каждому из пяти основных предметов фармации, а именно: фармацевтическая/медицинская химия, фармацевтическая биология, фармацевтическая технология/биофармация, фармакология и токсикология, а также клиническая фармация [4]. Устный экзамен продолжительностью 20–40 минут проводится профессором соответствующего предмета и университета. Вес пяти основных предметов одинаков.

После второго государственного фармацевтического экзамена период обучения в университете фактически завершается. Затем следует год практического обучения. По крайней мере, 6 месяцев из них должны быть проведены в государственной аптеке. Такая аптека представляет собой рабочее место примерно 3/4 будущих фармацевтов. Прохождение остальных 6 месяцев возможно, например, в больничной аптеке, фармацевтическом производстве или других учреждениях. Основным условием является то, что, с одной стороны, фармацевтическая работа проводится под наблюдением лицензированного фармацевта, с другой это означает, что возможно участие в фармацевтических исследованиях в университете. В течение года практического обучения проводятся семинары по подготовке к третьему государственному фармацевтическому экзамену. Обычно они проводятся в каждом штате в течение двух недель в семестр соответствующей палатой фармацевтов. Содержание ориентировано на экзаменационную программу. К ним относятся, с одной стороны, фармацевтическая практика, а с другой стороны, специальные отрасли права для фармацевтов. Экспертиза проводится правительством или палатой фармацевтов соответствующей федеральной земли. Это устный экзамен, который должен длиться не менее 30 и не более 60 минут [4].

После успешного прохождения всех трех частей государственного фармацевтического экзамена можно подать заявление в компетентный орган на получение лицензии, официальное профессиональное разрешение на занятие фармацевтической практикой. Заявка включает в себя представление нескольких документов, таких как краткие биографические данные, свидетельство о рождении, подтверждение соответствия требованиям здоровья и судимости и, конечно же, сертификаты государственной фармацевтической экспертизы [7].

1.4. Дополнительные возможности обучения

В течение всего курса обучения фармации в Германии специализация не предусмотрена. Факультативный практический курс, представляет собой единственную возможность сделать минимальный акцент на одном из пяти основных предметов. Как правило, это стандартный курс обучения. Цель состоит в том, чтобы сделать образование как можно более эквивалентным с точки зрения содержания. Профессиональная лицензия уже позволяет работать фармацевтом во всех областях без дополнительной специализации. Тем не менее, есть возможность получить дополнительную квалификацию после окончания учебы.

Одним из вариантов дальнейшего обучения в Германии является получение звания специалиста-фармацевта. Обучение обычно занимает три года и включает в себя участие в ряде семинаров, предлагаемых фармацевтическими палатами, и выполнение (практического) проекта. В конце проводится итоговый экзамен. Есть разные области, чтобы стать фармацевтом-специалистом. К ним относятся общая фармация, клиническая фармация, информация о лекарствах, фармацевтический анализ и технология, токсикология и экология, теоретическая и практическая подготовка, общественное здравоохранение, а также клиническая химия ([8], стр. 6–14).

Кроме того, область знаний может быть приобретена в качестве дополнения или альтернативы. Обучение длится один год и требует участия в семинарах. Возможные области включают натуропатию и гомеопатию, консультирование по питанию, гериатрическую фармацевтику, профилактику и укрепление здоровья, медикаментозное лечение в больнице, а также уход за больными ([8], стр. 17–22).

В дополнение к этим возможностям дальнейшего образования, которые очень тесно связаны с различными областями деятельности на практике, существует также возможность получения дополнительных научных квалификаций. В некоторых местах (например, во Фрибурге, Грайфсвальде, Галле-Виттенберге, Йене, Лейпциге, Саарбрюккене) можно написать дипломную работу по фармации [9]. Кроме того, некоторые университеты предлагают возможность получения степени магистра в области фармацевтических исследований среди других дисциплин. Академическая степень является магистром наук (MSc) и обычно требует четырех семестров. Существует также возможность получить докторскую степень или записаться на программу PhD, чтобы получить звание доктора или кандидата наук. Обычно это занимает 3–5 лет и может быть выполнено в любом из 22 медицинских университетов Германии.

2. Фармацевтическое образование в России

2.1. Поступление

Поступить можно как после окончания 9 классов, так и после 11 лет обучения в общеобразовательном учреждении. Поступление после 9 класса осуществляется на конкурсной основе на основании аттестата о среднем образовании, после 11 класса поступление осуществляется по результатам Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), при равенстве баллов учитывается средний балл аттестата и балл за экзамен по профильному предмету (химия). Поступление возможно как на платной (за счет финансирования со стороны физических лиц или из собственного бюджета) так и на бюджетной основе (за счет средств федерального бюджета). Соотношение мест на платной и бюджетной основе обычно 2/1. На внеконкурсное поступление в пределах установленной квоты также имеют право дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства и получившие такой статус на военной службе.

2.2. Места учебы

В России более 40 медицинских университетов, которые содержат в своей структуре фармацевтический факультет. Университеты расположены в наиболее крупных городах страны. Наравне с университетами присутствуют так же средне специальные учебные заведения (колледжи), выпускающие фармацевтов.

2.3. Структура обучения

Высшее фармацевтическое образование в России в настоящее время можно получить пройдя курс обучения в течение 5 лет. Повышение квалификации специалисты с фармацевтическим образованием должны проходить не реже 1 раза в 5 лет. Обучение включает в себя лекции, практические занятия, выполнение контрольных и курсовых работ, а также сдачу промежуточных аттестаций - зачетов и экзаменов. После каждого семестра осуществляется прохождение практик и сдача зачёта по ним. После окончания пятого года обучения необходимо сдать государственный экзамен и пройти аккредитацию по специальности «Фармация». Прохождение аккредитации включает в себя тест с 80 вопросами, на решение которого отводится 60 минут, а также прохождение станций с практическими навыками такими как: проведение сердечно-легочной реанимации, проведение приемочного контроля, хранения и первичного учета лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, станция по фармацевтической экспертизе рецептов, станция по фармацевтическому консультированию потребителей, станция по изготовлению лекарственных препаратов и внутриаптечный контроль качества. По результатам прохождения данных станций и тестирования комиссией экспертов принимается решение об успешном прохождении аккредитации или о необходимости повторной аккредитации для конкретного выпускника. После успешного прохождения аккредитации выпускник получает свидетельство об аккредитации, которое дает ему право заниматься профессиональной деятельностью на территории Российской Федерации.

2.4. Дополнительные возможности

После окончания университета и получения диплома с присвоением квалификации «провизор» выпускник может начать свою профессиональную деятельность в аптечных организациях, большинство которых является частными, либо на фармацевтических предприятиях, так же у него есть возможность продолжить свое обучение в ординатуре по различным направлениям, например: управление и экономика фармации, с дальнейшим получением квалификации «провизор-менеджер», фармацевтическая технология дает возможность получить квалификацию «провизор-технолог» и ординатура по направлению фармацевтическая химия и фармакогнозия по окончании даёт возможность получить квалификацию «провизор-аналитик». Получение образования в ординатуре происходит как на бюджетной основе (за счет средств федерального бюджета) так и на платной основе (за счет средств физических лиц или организаций).

3. Сравнение образовательного процесса обеих стран

Германия расположена в Центральной Европе и насчитывает около 83 миллионов жителей. Россия расположена в Восточной Европе и Северной Азии  и насчитывает более 143 миллионов жителей. В обеих странах существует высокий спрос на фармацевтов, поэтому их образование играет важную роль.

Принципиальным различием между обучением в обеих странах является плата за обучение. В Германии такой платы нет, в то время как в России в настоящее время стоимость одного года обучения варьируется в среднем от 100000 до 436000 тысяч рублей в год (высшее образование) в зависимости от ВУЗа. В то время как в Германии фармацию можно изучать только в университетах, в России есть возможность получения фармацевтического образования так же в колледжах в дополнение к университетам. Кроме того, разнообразие квалификаций фармацевтических работников в России более неоднородно. В зависимости от сферы деятельности в каждом конкретном случае требуется прохождение дополнительного обучения. В Германии выпускник становится фармацевтом без какой-либо определенной академической степени, однако после подачи заявления на получение лицензии можно работать фармацевтом во всех областях с этим единым профессиональным разрешением. Эта модель является более удобной.

Оценки в аттестате при поступлении не играют решающей роли в России, наиболее важным показателем являются баллы, полученные по результатам ЕГЭ, в Германии же есть квота для лучших выпускников школ, которая дает отличникам выгодную возможность получить место в университете.

Вероятно, наиболее серьезным различием в отношении поступления в университет является то, что в Германии есть возможность учиться в университете без аттестата об окончании средней школы. В России аттестат о среднем образовании абсолютно обязателен.

В Германии есть 22 места для изучения фармации в государственных университетах, в то время как в России их более 45. В обеих странах все эти университеты являются государственными. Кампусы в Германии расположены по всей стране максимально равномерно, чего нельзя сказать о России. Однако в этом контексте в качестве причины следует также рассматривать более неравномерную плотность населения.

Немецкие фармацевтические университеты отличаются возможностью начинать изучение фармации на выбор – в летнем или зимнем семестре. В России такой возможности нет, время начала обучения фиксированное для всех университетов.

В Германии подготовка к получению полной квалификации фармацевта включает в себя четыре года обучения в университете и дополнительный год практической подготовки. Таким образом, общая продолжительность обучения составляет пять лет. В России так же понадобится пять лет для получения высшего фармацевтического образования.

В обеих странах весь курс обучения можно условно разделить на три части. Хотя их нельзя назвать полностью идентичными, существуют определенные параллели. В России обучение начинается с предметов, целью которых является получение базовых знаний. Изучаемые темы и предметы также сильно пересекаются с предметами в Германии. Основы заложены в химии, физике, биологии и областях связанных с медициной. Во время этой части обучения в конце каждого семестра существуют практики, прохождение которых оценивается путем сдачи зачета. В Германии в этой части обучения обязательной является стажировка, которая должна дать студентам представление о профессиональных процессах работы фармацевтом. В Германии нет отдельного экзамена в конце стажировки.

Далее следует второй раздел, в котором осуществляется более углубленное изучение предметов связанных с фармацией. Это практически идентично в обеих странах и в Германии называется основными исследованиями. Прослеживаются некие различия в изучаемых предметах, например в Германии отсутствует изучение на этом этапе таких предметов как экономика и юридические аспекты деятельности, они изучаются в последний «практический» год.

В России программа обучения завершается сдачей государственного экзамена и прохождением первичной аккредитации. Экзамен проходит в письменной форме, аккредитация включает в себя тест, который сдается на компьютере и прохождение практических станций. С другой стороны, в Германии существует три основных государственных экзамена. В то время как первый является письменным, два других представляют собой устные экзамены.

ВЫВОДЫ

Сравнение системы обучения в двух странах, позволило сделать вывод о некоторых различиях в подготовке фармацевтических работников. Выпускники немецких вузов, несомненно, имеют больше вариантов для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности.

Отличительной чертой немецкого фармацевтического образования является отсутствие платы за обучение.

В то время как базовая структура программ фармацевтического образования в обеих странах довольно схожа и, конечно, демонстрирует сильные параллели, особенно в структуре содержания, существуют также различия.

По итогам изучения образовательных систем можно сделать соответствующие выводы и направить свои усилия на совершенствование ключевых аспектов и улучшение качества получаемого образования.

 

*(По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред)

 

Список литературы: 
1. Cox, C.L. ‘Healthcare Heroes’: Problems with media focus on heroism from healthcare workers during the COVID-19 pandemic. J. Med. Ethics 2020, 46, 510–513.  
2. Naumann zu Grünberg, D. Die Vergabe von Studienplätzen durch die Stiftung für Hochschulzulassung—Eine Analyse der Anforderungen an öffentlich-rechtliche Stiftungen im Bildungswesen. Recht Der Jugend Und Des Bild. 2011, 3, 370–384. 
3.ABDA—Bundesvereinigung Deutscher Apothekerverbände e. V. Pharmaziestudierende und Approbationen. 2022, p. 27. Available online: https://www.abda.de/fileadmin/user_upload/assets/ZDF/ZDF22/ZDF_22_27_Pharmaziestudierende_und_Approbationen.pdf (accessed on 8 August 2022).
4.Approbationsordnung für Apotheker (AAppO). Available online: https://www.akwl.de/download/akwl/approbationsordnung.pdf (accessed on 8 August 2022).
5.Famulatur. Available online: https://pharmazie.uni-greifswald.de/studierende/fachschaft-der-pharmazie/studium/famulatur/ (accessed on 15 August 2022).
6. Gliederung des Pharmaziestudiums. Available online: https://www.impp.de/pruefungen/pharmazie.html (accessed on 15 August 2022).
7. Apotheker/Apothekerin; Beantragung einer Approbation. Available online: https://www.regierung.oberbayern.bayern.de/aufgaben/37198/244210/leistung/leistung_12116/index.html (accessed on 15 August 2022).
8 .ABDA—Bundesvereinigung Deutscher Apothekerverbände e. V. Weiterbildung: Mein Weg zu neuen Perspektiven. 2019. Available online: https://www.abda.de/fileadmin/user_upload/assets/Weiterbildung/WB_Broschuere_2019.pdf (accessed on 15 August 2022).
9. Manier, S. Die kleine Promotion. Pharm. Ztg. 2015. Available online: https://www.pharmazeutische-zeitung.de/ausgabe-102015/diplom-die-kleine-promotion/ (accessed on 15 August 2022).